Конспект совместной деятельности воспитателя,педагога-психолога и логопеда "Волшебство зимы"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Путешествие по временам года. «Волшебство зимы».
Цель: Составление рассказа о зиме по сюжетной картине и опорному картинному плану.
Задачи:
активизировать знания детей о зиме, ее приметах, зимних забавах, уточнить названия зимних месяцев;
уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь, словарь признаков по теме;
учить детей составлять сложные предложения и объединять их в описательный рассказ о зиме;
учить составлять рассказ по сюжетной картине;
развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;
стимулировать мыслительную и речевую активность;
развивать умение понимать мимическое выражение эмоций, формировать интонационную выразительность речи
Оборудование: опорный картинный план, магнитная доска, специальные и призовые фишки, снежинки, облака с пиктограммами, морозные окошки, снежок (белый мячик), сюжетная картина «зимние забавы», 10 снеговиков больших и 10 маленьких, презентация, ТСО.
Психолог
Мы знаем, что в году четыре времени – осень, зима, весна, лето
(показ слайдов)
Времена года идут друг за другом последовательно, и о каком времени года мы с вами будем говорить, узнаете из загадки:
Ветер холодный пригнал облака,
И затянулось все небо с утра.
Лужи замёрзли, притихла земля…
Пошёл первый снег, наступила….. (зима)
Дети договаривают слово зима.
И поможет нам сегодня снежинка
(снежинка на слайде), снежинка в руках у педагога:
В круг ребята встали, и снежинку увидали,
Снежинку нужно передать, добрые слова сказать.
Дети передают снежинку по кругу, с добрыми пожеланиями.
Давайте поиграем в игру: «Найди подходящее облако» (у каждого ребёнка 4 вида разных по форме и цвету снежинок)
Рассмотрите облака, сейчас мы будем определять настроение снежинок
Скажите, какое «настроение» у каждого облака (грустное, весёлое, сердитое, удивлённое)
Послушайте, как говорят снежинки, подумайте, на каком облаке живёт снежинка, и положите нужную снежинку на своё облако.
Голубая снежинка сказала: «Я - узорчатая воздушная снежинка! Я весело танцую в воздухе!» (радостно).
Фиолетовая снежинка сказала: «Я - маленькая, незаметная снежинка. Я упаду на землю и сразу растаю» (грустно).
Серая снежинка: «Я - колючая, ледяная снежинка! Ущипну за щёки, за нос!» (зло, неприязненно).
Розовая снежинка: «Я – розовая снежинка. Почему у меня такой удивительный цвет?» (удивлённо).
Молодцы, каждая снежинка теперь на своём облаке. Можете сейчас взять каждый ту снежинку, которая понравилась, и прикрепить ее к своему морозному окошку. Посмотрите, в вашем морозном окошке весёлый снеговик.
Дети садятся на стульчики.
Логопед (показ слайда Зима)
Зима спускается на землю. Летят блестящие, лёгкие снежинки, а прозрачные ледяные колокольчики нежно звенят. Красавица зима заботливо укрывает землю снежным одеялом. Она заковала реки и озера в прозрачный лёд, замела все лесные тропки, дорожки, бережно укрыла лёгким искрящимся снегом берлогу медведя.
Сегодня мы будем учиться составлять предложения и объединять их в рассказы о времени года - зиме. Поиграем в снежки, выполним упражнение на дыхание, закрепим умение подбирать слова – признаки, составим рассказ по картине о зимних забавах. За каждое составленное предложение и правильный ответ вы обязательно получите специальную синюю льдинку. А если сможете составить полное «красивое» предложение, то получите еще и призовую красную фишку.
За каким временем года наступает зима? (за осенью), как называются последние осенние дни? (поздняя осень).
Зима наступала внезапно или постепенно? (постепенно, сначала с каждым днем становилось всё холоднее, потом выпал первый снег, потом замерзли речки и озёра и наступила зима).
Сейчас мы подберем картинки-символы о зиме и ее признаках, вспомните, что бывает зимой? Берите по карточке-символу и рассказывайте о зиме по цепочке
1 земля покрыта снегом;
2 на небе тёмные тучи;
3 солнце светит редко и мало;
4 реки и лужи покрыты льдом;
5 дует холодный ветер;
6 мороз;
7 деревья стоят без листьев;
8 только на елях и соснах зелёные иголки;
9 перелётные птицы улетели на юг;
10 животные спрятались от холода;
11 люди надели шубы, шапки, тёплую одежду;
12 дети катаются на санках, лыжах, коньках.
Скажите, долго ли длится зима? (три месяца). Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
Упражнение (Слайд зима)
Назовите три зимних месяца на выдохе (развитие речевого дыхания)
Сделать вдох (3 сек), на выдохе, не спеша, произнести: «Декабрь, январь, февраль»
Затем добрать воздух (1сек) нижним дыханием (рёбра и плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Это зимние месяцы».
Какой месяц первый, второй, третий? (показ 5 слайда).
С какого месяца начинается новый год? Какой сейчас месяц? (Февраль)
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Что часто дует в феврале? (ветры)
Что такое позёмка? (Метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли). Почему она «Змейкой мчится по земле»?
Согласование существительных с прилагательными:
Ребята, подберите к слову «Зима» другие слова, отвечающие на вопрос какая?(8 слайд)
белая
снежная
чистая
холодная
морозная
красивая
вьюжная
ранняя
поздняя
злая
суровая
нарядная
Что происходит зимой с деревьями? (деревья спят, отдыхают, укрывшись снегом)
Психолог:
Молодцы! Самая главная примета зимы – белый, пушистый снег.
Я предлагаю вам сейчас сделать самомассаж лица «Снег».
Дети выходят на середину группы.
Без него скользить не могут
(Погладить лоб обеими руками от середины к вискам)
Лыжи
(Растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом)
Санки
(Растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев)
И коньки,
(Растирать лоб спиралевидными движениями указательных и средних пальцев от середины к вискам )
И на зиму не похожи
(Поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)
Эти зимние деньки!
(Постучать пальчиками, собранными в щепотку, по щекам)
Землю спрячет от мороза
(Погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)
И порадует нас всех
(Пощипать подбородок от середины к ушам)
Мягкий,
(Надавливать указательными пальцами на верхнюю губу от середины к углам)
Белый
(Надавливать указательными пальцами на нижнюю губу от середины к углам)
И пушистый
(Растирать спиралевидными движениями губы от середины верхней через уголки к середине нижней)
Долгожданный первый снег
(Погладить лоб, щеки, подбородок)
Покажите, как вы замерзли зимой и съёжились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.
Логопед: какие молодцы, столько снега вокруг!
А сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления).
Я буду бросать снежок, а тот, кто поймает его должен закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снегопад, а осенью…(листопад)
Зимой бывает снег, а летом…(дождь)
Зимой снег падает, а весной …(тает)
Зимой катаются на санках, а летом…(на велосипеде)
Зимой лес спит, а весной …(просыпается)
Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах)
Зимой бывает холодно, а летом …(жарко)
Зимой деревья белые, а осенью…(золотые, жёлтые)
Зимой растут сугробы, а летом растут…. (цветы)
Зимой лепят снеговика, а летом …(куличики)
Зимой насекомые прячутся, а весной… (появляются)
Молодцы, садитесь на свои места (каждому льдинку)
Продолжим, сейчас мы побеседуем по картине. Рассмотрите картину и скажите:
Где гуляют дети?
Какой выдался день?
Чем дети заняты в зимний день? (Перечисление игр.)
Какие стоят деревья?
Что можно сказать о настроении детей?
Если подойти поближе к горке, что можно услышать?
Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку?
Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.
Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла.
Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки. Ведь так приятно мчаться с горки. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!
Давайте и мы поиграем в ритмическую игру «Зимние забавы» выходят в центр
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять. (Ходьба в шеренге по одному)
Нам морозы не беда,
Не страшны нам холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет. (Имитировать ходьбу на лыжах: скользящий шаг)
А потом на коньках. (Встать парами, руки сцеплены впереди крест-накрест, ходьба скользящим шагом)
Но упали мы. Ах! (Упасть на ковер)
С горки мы потом катались, (Присесть на ковер, ноги вперед, руки перед собой)
А потом в снегу валялись. (Лечь на ковер, руки и ноги в стороны)
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили. (Имитация движений)
И снеговика слепили!
Садитесь на свои места
Кто хочет пойти и рассказать о зимних забавах?
Раздача фишек
Вот и слепили мы с вами сегодня своего снеговика
если все у тебя получилось возьми большого снеговика, если испытывал трудности – маленького
Вспомните, в какие игры играли, чему научились? (ответы детей)
Мы сегодня научились составлять рассказ о зиме по картинному плану и по сюжетной картине, а в следующий раз мы с вами поговорим о весне, и научимся составлять рассказ о весне по серии сюжетных картин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зима (какая?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего возраста "Зимнее волшебство"
В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...
Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего дошкольного возраста "Зимнее волшебство"
В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...
Семинар – практикум для родителей «Без игр ребенку прожить никак нельзя» (совместно с воспитателем, педагогом-психологом)
Работа с родителями - один из важных разделов работы учителя-логопеда. Участие в семинаре-практикуме воспитателя, педагога-психолога позволяет разносторонне осветить тему. Родители- первые воспитатели...
«Комфортная адаптация дошкольников как результат совместной работы воспитателя, педагога-психолога и родителей»
Адаптация ребенка — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей....
Конспект совместной деятельности по рисованию в младшей группе "Белоснежная зима"
Занятие "Белоснежная зима" разработано с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. На занятии дети закрепляют техники рисования ватной палочкой. Использование таких...
Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...
Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Зимушка – зима»
Планируемый результат.Дети закрепят свои знания о зиме, поучатся работать с компьютером.Рекомендации по использованию:Данный конспект можно использовать для повторения и закрепления знаний о зиме...