Сообщение: « Опыты о свойствах предметов. Развитие представлений о пространстве и времени»
опыты и эксперименты

Учеваткина Людмила Михайловна

"Опыты о свойствах предметов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 127 «Гуси - лебеди»

г.о. Тольятти

Сообщение: « Опыты о свойствах предметов. Развитие представлений о пространстве и времени»

в рамках проведения педсовета «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность»

                                                         

                                                     

Воспитатель:      Л.М. Учеваткина

               

                                                        2018 – 2019

учебный год

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога –

не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность

ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей

между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская

деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими

познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены

вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо

сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в

естественной форме проявляется в виде так называемого детского

экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования

вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно

удовлетворение познавательных потребностей, бесспорно, один из самых

эффективных.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому мы

постарались обустроить ее таким образом, чтобы она способствовала

развитию познавательно - исследовательской деятельности детей.

Важно создавать условия по организации самостоятельной

исследовательской деятельности детей.

Нами делается всё больший акцент на создание условий для

самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих

детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на

вопросы «как?» и «почему?»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами,

элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества,

возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше,

обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической

деятельности учили детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы,

делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать

правила безопасности.

Вся воспитательно - образовательная работа в нашей группе построена

на применении наиболее эффективных методов, активизирующих

исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования

зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее

поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем

быстрее и полноценнее они развиваются.

В группе была создана необходимая для проведения исследований

«мини-лаборатория», оснащённая специальным оборудованием,

разнообразными материалами и т.д.

В мини- лаборатории имеется:

- различные приборы: увеличительные стекла, магниты, лупы;

- разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,

пластмассы;

- природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

- гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволоки;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,

вата, бинт;

- бросовый материал: пластмасс, кусочки ткани, кожа, меха;

- мука, соль, сода, свечи, фонарики;

Постепенно «лабораторию» мы пополнили новыми материалами для

экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь

воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

В своих опытах дети использовали лупы, зеркала, магниты, термометры,

бинокль, верёвки, песочные часы, мелкие вещи из различных материалов

(дерева, пластмассы, металла, резины).

Дети научились узнавать не только, из чего сделаны предметы (из

бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: из бумаги -

салфеточная, обёрточная и расширяется словарь детей. Важное место в

ознакомлении детей с материалом предметов занимал процесс освоения

действий разного характера (экспериментального, моделирующего,

алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов,

схем, моделей).

Внесли игру «Кто назовёт больше качеств и свойств?» с целью

ознакомления детей с материалами предметов с использованием алгоритмов.

Научили детей определять, анализировать структуру свойств, признаки,

особенности материала предмета.

В работе были использованы различные коллекции: «Бумаги», «Ткани»,

«Пуговицы», «Фантики»; емкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы

(разной формы, величины), мерки, воронки; а также материалы:

- природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно,

опилки, древесная стружка);

- бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.).

- неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый

пенопласт (для проведения опытов).

Предметно – развивающую среду обогащали и систематизировали в

соответствии с погружением детей в ту или иную тему.

Например, знакомя детей со свойствами песка, мы вместе с детьми

изготовили песочные часы. Песочные занятия способствуют развитию речи,

мелкой моторики, памяти, воображения.

Подобрали формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы

(камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающиеся в реальном и

сказочном мире. Известно, что пальцы рук наделены большим количеством

рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему

человека. Массируя на кисти рук акупунктурные точки, можно

воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Чем

выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Сравнивая

отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти,

кулачков, косточек, мы одновременно делали массаж кисти.

Были организованы с детьми игры на песке.

Например, игра «Следопыты» - эта игра развивала пространственное

воображение, она связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.

Игра «Узоры на песке» - эта игра развивала фантазию, воображение,

закрепляла знания о круглой, квадратной форме.

Игра «Картины на зеркале» - эта игра развивала речь и воображение

детей, привлекала детей к деятельности творческого характера; развивала

мелкую моторику.

Имеется уголок природы, где размещены комнатные растения,

подобранные с учетом программы. А в конце зимы на подоконнике

появляется “огород” на окне. На “грядках” чудесного “огорода” прорастают

лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду

цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети

наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму

листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия,

необходимые для роста и развития.

Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали

рисунки, составляли схемы.

Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии,

старались закрепить полученные знания дидактической или подвижной

игрой.

Работу с родителями мы вели параллельно с подготовкой детей к

исследованию. Реализация поставленных задач в полной мере была возможна

лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Для наглядной агитации приготовили:

- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей».

Для того, чтобы показать родителям организацию детского

экспериментирования в практике работы группы, были даны рекомендации

по развитию познавательных интересов детей.

- папку-ширму «Игры с песком круглый год». В ней раскрыли

родителям важность игр с песком для развития детей, так как игры с песком

способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.

Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении

уголков экспериментирования необходимыми материалами, в совместных

выставках из природного и бросового материала.

Итак, экспериментальная деятельность детей помогла углубить их

представления о живой и неживой природе. Дошкольники научились под

руководством взрослых проводить исследования, добиваться результатов,

размышлять, отстаивать своё мнение. Вся работа с детьми в этом

направлении приобрела перспективу, систему, определённую

последовательность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская

деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной

потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит

самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих,

облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой

деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности,

являясь одним из направлений развития детской способности быть

исследователем.

Приложение:

Опыты с песком.

     Опыт №1. «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт № 2 «Песок в воде»

Материал: стакан с водой с водой, сухой песок, ложечка.

Ход эксперимента: в стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.

Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт № 3 «Песчаный конус»

Материал: сухой песок.

Ход эксперимента:

Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: да, песок может двигаться, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.

Опыт№4 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Пробуем лепить из мокрого песка. Дети лепят мячики.

Что же произошло с фигурками, когда песок высох?

Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Опыт№5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предлагаю детям на сухом песке попробовать оставить отпечатки своих ладошек.

Что происходит, видны ли отпечатки?

Затем смачиваю песок, и уже на мокром песке предлагаю оставить отпечатки.

Что мы видим? Да, вся ладошка оставила след.

Вывод: на мокром песке остаются отпечатки, а на сухом нет.

Список литературы

1. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование // Дошкольное

воспитание.- №6.- 2010.

2. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего

дошкольного возраста. - М.: Детство-пресс, 2017.

3.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение

дошкольников. - СПб., Питер, 2014.

4.Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У –

Фактория, 2014.

5. Венгер Л.А. Психология/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение,

2016.

6. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего

дошкольного ребенка в детском саду/ Т.А. Короткова // Дошкольное

воспитание. - 2013. - №3 – С. 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве от­носительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...

Формирование у дошкольников представлений о пространстве и времени Интегрированное занятие «ФЭМП» и «Физическая культура»

Тема  формирования временных представлений у детей весьма актуальна. Формирование представлений о пространстве и времени создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повл...

Консультация для родителей «Развитие и коррекция ориентировки во времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста, как одно из приоритетных аспектов в развитии математических представлений»

Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни ребенка, в развитии многих его психических свойств, процессов, функций, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании временных орие...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение с

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение сенсорного раз...

Развитие ориентировки в пространстве и времени у детей второй младшей группы

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека....