Выступление из опыта работы «Проект по развитию ориентировки в пространстве с детьми дошкольного возраста
проект

Головкина Татьяна Владимировна

Выступление из опыта работы «Проект по развитию ориентировки в пространстве с детьми дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад городского округа Стрежевой»

Структурное подразделение «Петушок»

(МДОУ «Детский сад Стрежевой» СП «Петушок»)

Выступление из опыта работы «Проект по развитию ориентировки в пространстве с детьми дошкольного возраста (4-7 лет)».

Головкина Татьяна Владимировна,

 воспитатель СП «Петушок»

Стрежевой, 2023 г.

Головкина Татьяна Владимировна, воспитатель СП «Петушок»

Слайд 1

«Долгосрочный Проект по развитию ориентировки в пространстве с детьми дошкольного возраста (4-7 лет)».

Доброе утро, уважаемые коллеги, хочу поделится своим опытом работы по развитию ориентировки в пространстве с детьми дошкольного возраста.

Слайд 2

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Слайд 3

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Умение ориентироваться в определенной обстановке – это важнейший навык для каждого человека.

Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качества предмета. Дошкольный возраст – это период интенсивного развития пространственных представлений и освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Слайд 4

В нашей группе реализуется долгосрочный проект по развитию ориентировки в пространстве с детьми дошкольного возраста, от средней до подготовительной группы. Свою работу в данном направлении я начала с того, что выяснила, насколько хорошо дети 4-5 лет различают части тела, определяют стороны на себе. Оказалось, что многие из них испытывают определенные трудности при ориентировке в пространстве, я сделала для себя вывод, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий.

Слайд 5 Основные задачи проекта вы видите на слайде.

С целью формирования пространственных представлений у детей в дошкольном возрасте, мы используем разнообразные задания на занятиях

Слайд 6 по математике, изобразительной деятельности, на индивидуальных, музыкальных и физкультурных занятиях. Так же пространственное представлений у детей развиваем во время режимных процессов: во время утренней гимнастики, умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, а также во время прогулки.

Слайд 7

Вначале мы стали учить детей ориентироваться «на себя» в отношении расположения частей тела, лица, рук и ног, так как младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Этому детей мы начали обучать в повседневной жизни. В процессе умывания, одевания мы, называя части тела, учили различать правую и левую руку, во время обеда держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагали показать, где правое, левое ухо; объясняли, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо – там, где правая. Эти знания уточнялись в дидактических и сюжетно-ролевых играх «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы» и другие. 

Только после этого мы начали учить детей соотносить пространственные направления с определенными частями собственного тела (вверху – там, где голова, а внизу – где ноги; спереди – лицо, глаза, а сзади – спина; слева – левая рука, справа – правая рука), а также упражнять в различении противоположных направлений (внизу-вверху, спереди-сзади, слева-справа).

На следующем этапе совершенствуются умение определять направление "от себя", двигаться в заданном направлении.  

Слайд 8

Со среднего возраста необходимо формировать умение ориентироваться на листе бумаги, по плану, схеме, определять направление с помощью стрелок-указателей движений, перемещаться в соответствии с планом маршрута. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

Слайд 9

В подготовительной группе закрепляются умения ориентироваться в направлении движения с помощью условных обозначений, плана маршрута.

Слайд 10

Обучение ориентировки в пространстве мы разбили на три этапа, от простого к сложному.

Первое - ориентировка в малом/ограниченном пространстве – это кукольный домик или конкретные центры активности;

2 –  в помещении группы, кабинета  

3 - на территории детского сада.

Слайд 11

Итак, на первом этапе провожу игры в кукольном домике используя его схематический план. Показываю детям кукольную комнатку и план, на котором каждый предмет обозначен соответствующей ему геометрической фигурой. Переходим к играм, например: пользуясь отметкой на плане, надо найти предмет спрятанный в кукольной комнате; по определенному плану переставить мебель.

Сформировав умение ориентироваться в ограниченном пространстве, мы расширяем/увеличиваем игровое поле, теперь это групповая комната.

Слайд 12

Начинаю с простых заданий типа "Покажи и назови, что находится впереди, сзади, слева и справа", "Объясни, где находятся игрушки", "Возьми куклу и поставь ее на правую полку", "Возьми ведерко и поставь его на верхнюю полку". Далее использую различные задания, которые предполагают выполнение словесных инструкций в групповой комнате по поиску игрушки, например, "Иди прямо, у стола поверни налево и подойди к окну, чтобы найти кубик". Аналогично задание с подсчетом количества шагов. 

Затем переходим к упражнениям с картой-схемой:

- пунктирной линией изображаю на карте-схеме маршрут, по которому предлагаю «пройти» ребенку;

- устраиваю соревнования: кто быстрее и точнее пройдет свой маршрут.

При работе с картой важное правило, которое должны усвоить дети - при передвижении карту-схему нужно держать перед собой так, чтобы ее главные детали - стены, окна, двери - совпадали с их подлинным расположением; постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь.

Слайд 13

В играх мы используем не только уже привычную детям карту-схему, но и определенные задания. Например, квест-игра, маршрут игры состоит из заданий, выполняя которые они перемещаются по группе, такая игра очень увлекательна для детей, так как каждое выполненное задание - это ключ для перехода на следующий этап игры.

Слайд 14

Задания могут быть разные: - это 4-й лишний, дети определяют лишний предмет, направляются к нему и находят подсказку, так же можно использовать задание «составление слова из букв», где слово указывает на месторасположения ключа и многие другие занимательные игры.

Обучив детей ориентироваться в групповом помещении, для организации игры используем доступное пространство детского сада (спортивный и музыкальный зал, кабинеты доп.образования и коридоры), а также прилегающую  территорию.

Продолжаю учить детей самостоятельно составлять карты:

- Изучаем с ними условные обозначения оборудования, деревьев, кустов, обговариваем расцветку обозначений;

- использую упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками»;

Слайд 15

- Совместно составляем с детьми карты-схемы групповых участков и групповых помещений;

- Составляем «малые» карты с каждым желающим ребенком;

- проводим Игры с картами-схемами.

Слайд 16

 Здесь мы используем не только квест-игры но и карты-маршруты, на которых изображена отправная точка, пункты назначения и финиш: например «Экологическая тропа»: На каждой точке дети выполняют задания: отгадывают загадки, кормят птиц, получают познавательную информацию. Первое время местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры.

Таким образом продуманная мною система способствовала более качественному формированию пространственных представлений. Данный опыт был апробирован и дал положительные результаты. К выпуску из детского сада дети подготовительной группы легко и свободно могли ориентироваться по схематическим картам, маршрутам, сами составляли алгоритмы графических диктантов и планов помещений для игр.  

На сегодняшний день у меня средняя группа, с которой я запустила данный проект повторно. Я надеюсь получить такие же результаты, как и с предыдущей группой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Картотека игр, которыми могут воспользоваться воспитатели детских садов для формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста....

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности по физической культуре

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непоср...

Памятка для родителей «Игры на развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность. В которой...