Конспект тема: «Сюрприз от Зимушки-зимы»
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Сюрприз от Зимушки-зимы»
Задачи:
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обогащать активный словарь.
Формировать умение устанавливать связь между природными явлениями и событиями. Закрепить знания детей о временах года и о днях недели. Развивать познавательную активность и любознательность.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие, а куда, вы узнаете, если отгадаете мои загадки, загадки наши принесли снежинки, во время снегопада
1 снежинка: Послушайте и назовите только зимние месяцы, которые я произнесу
(апрель, январь, октябрь) (июнь, сентябрь, декабрь) (ноябрь, март, февраль)
Какой зимний месяц был первым, вторым, третьим, назовите их в правильной последовательности.
2 снежинка: Какое время года стоит между зеленым и желтым цветом?
Какое время года стоит между белым и красным цветом?
Какое время года будет после желтого цвета?
3 снежинка: Продолжи предложение
Если вчера был понедельник, то сегодня …………………….
Если сегодня четверг, то вчера был …………………………
Какой день между четвергом и субботой …………………..
Назовите последний день недели ……………………………
Посмотрите ребята, все снежинки исчезли, и мы с вами очутились в гостях у какого времени года? Даже немножко холодно стало.
Сегодня зима приготовила для нас сюрприз: если мы с вами справимся со всеми её заданиями, то сможем прочитать название сюрприза.
1 задание. На столе стоят 2 ёмкости (одна со снегом, другая со льдом).
- Ребята, вы хотите узнать, что у меня здесь спрятано?
- Для этого вы должны отгадать мои загадки.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед.)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. (Снег.)
Правильно отгадали загадки, а теперь давайте рассмотрим снег и лед.
- Посмотрите на снег. Какой он? (Белый, пушистый, мягкий, холодный.)
- Теперь рассмотрим лёд. Какой он? (Гладкий, твердый, холодный, прозрачный.)
- А чем похожи снег и лед? (Они в тепле тают, появились из воды.)
- А чем они отличаются? (Лед тает дольше, лед прозрачный.)
Ребята, посмотрите, здесь лежат разные предметы, вы должны достать любой из них и сказать, чем этот предмет похож на снег или лед. Будьте внимательны.
Дети описывают по одному предмету (вата, зеркало, оргстекло, белая бумажная салфетка, белый кубик).
Молодцы вы справились с первым заданием, а зима приготовила для вас первую подсказку (буква «М»).
2 задание. Ребята, посмотрите, в следующем задании изображены следы животных, а чтобы узнать каких, вам нужно в слоговой таблице их найти и прочитать (собирают: лиса, заяц, белка, волк, медведь). Вызывает детей по очереди, они находят соответствующую готовую биту со словом и крепят на доске.
- Прочитай биту. А теперь прочитаем все вместе.
- Перед вами картинки со следами животных. Соотнесите животных с их следами. (Соотносят).
Посмотрите внимательно на биты и скажите, какое животное лишнее? (Медведь.)
Почему? (Потому что он зимой спит, а остальные животные нет.)
Молодцы вы справились со вторым заданием и получаете еще одну букву, это буква «О».
Ребята, в зимнем лесу холодно и я приглашаю вас на веселую звериную разминку.
Физкультминутка
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны.)
Справа - березка в шубке стоит. (Отводят руку.)
Слева - елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся. (Кружатся.)
На землю тихо ложатся. (Приседают.)
Вот зайчонок проскакал. (Прыжки.)
От лисы он убежал.
Где-то волк по лесу рыщет. (Имитируют бег “волка”.)
Он себе добычу ищет.
У вас всех так здорово получилась веселая разминка, вы очень были похожи на животных, которых изображали, поэтому еще одна подсказка от зимы - это буква «Р».
3 задание. «Когда это бывает?» При выполнении следующего задания, вам понадобятся знания о временах года. Перед вами лежат цветовые изображения трех времен года. Белый цвет - это какое время года? Желтый? Зеленый? Сейчас я вам буду называть зимние, осенние, весенние явления, а вы будете зашифровать их у себя на столах при помощи цветных фишек. Какой фишкой мы зашифруем зимние явления? Осенние? Весенние? (Снегопад, листопад, капель, иней, дождь, оттепель,…..)
Контрольные вопросы:
Назовите зимние явления? (Снегопад, иней.)
Назовите осенние явления? (Листопад, дождь.)
Какие явления мы не назвали? (Капель, оттепель.)
Это какие явления? (Весенние.)
А как вы думаете, какая фишка будет следующей? Назовите природное явление соответствующее этой фишке.
Следующая подсказка от зимы буква (буква «О»)
4 задание. «Заучивание стихотворения при помощи символов»
Ребята, зима приготовила для вас еще одно задание, сейчас мы с вами выучим стихотворение о зиме, но заучивать его мы будем необычно – при помощи символов.
Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз. Замру.
И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.
Какие вы молодцы как быстро и легко запомнили стихотворение и за это вам зима дает последнею букву (буква «З»).
Молодцы, все задания мы выполнили, а теперь нам нужно собрать слово.
Ребята, скажите, кто помнит какая буква была первой подсказкой от зимы? А какая вторая? Третья? Четвертая? Последняя? (дети складывают слово «мороз»)
Давайте с вами прочитаем, какое слово у нас получилось. Что обозначает слово мороз? (Сильный холод.) А что еще может обозначать это слово? (Имя – Дед Мороз.) Зима не зря приготовила нам подсказку - слово «мороз», она хочет, чтобы мы с вами отправились в гости к Деду Морозу. Ребята, а вы знаете, где живет Дед Мороз? А хотите узнать? (Да.) Ну, тогда рассаживайтесь поудобнее, мы с вами отправляемся в гости к Деду Морозу.
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию
в старшей группе
Тема: «Дружба»
Цель занятия: обобщение и расширение знаний детей о дружбе.
Задачи:
- развивать у ребенка осознанное эмоционально - положительного отношение к себе, другим людям, окружающему миру;
- развивать умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других;
- развивать социально - значимые навыки поведения, навыки регуляции своего поведения;
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других;
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместной игре;
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
- обобщить знания детей по теме дружба;
- формировать умение из частей составлять единое целое;
- закреплять знания пословиц и стихов о дружбе;
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз;
- совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;
- формировать опыт рисования разного настроения людей.
Оборудование и материалы: кукла Незнайка, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» В.Я. Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, ватман, цветные карандаши.
Ход занятия
Вводная часть. Воспитатель предлагает встать детям в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся
- Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.
Основная часть. Беседа на тему «Что такое дружба?»
- Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (Ответы детей.)
- А вы дружные ребята? (Да.)
- А почему вы так думаете? (Потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга.)
- А с чего начинается дружба? (С улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)
- Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (Ответы детей.)
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (С железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)
- Почему мы называем другом только некоторых людей?
- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?
Рассказы детей.
В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.
- Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (Ответ детей.)
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (Ответ детей.)
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Косте. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (Ответ детей.)
- Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.
Первый секрет дружбы.
- Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)
- Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.
- Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.
Второй секрет дружбы.
Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.
В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.
В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба - дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
7. Друзья познаются в беде.
Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, - опускают руки вниз.
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями.
Но еще не все пропало, - разводят руками.
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу.
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки.
С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох.
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются.
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Третий секрет дружбы.
В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды, и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали детальки пазлов у других. Это правильно? Ответы детей. Но все же вы справились с заданием. Молодцы. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.
Проблемные ситуации.
«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня».
В: Что сделал Ваня? Почему? (Ответы детей.)
- Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
• Соблюдай правила.
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
- Кто в нашей группе умеет мирно жить?
- Кто умеет мириться?
«Мирилка»:
Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,
Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.
- Хорошие слова? Не забывайте их!
- А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир.
Четвертый секрет дружбы
В: Ребята, послушайте стихотворение:
Уроки доброты
В доме рядом во дворе
Жили два зверька,
И на радость детворе
Милых два щенка!
Приносили им еду,
Кто и чем богат,
И у деток на виду
Ели всё подряд!
И улыбки у людей,
Стал добрей весь дом,
Было важно для детей
Поиграть с щенком!
Детский возраст и мечты,
Золотые дни,
Но уроки доброты
Помнили они!
В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (Ответы детей.) Это доброта.
- Каким надо быть по отношению к другу? (Добрым.)
- Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.
Пятый секрет дружбы
В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!
«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.
- Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь, мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:
• улыбка
• помощь
• мир
• доброта
• честность
Рефлексия:
В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).
- Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).
Заключительная часть. Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).
Рисование (проблемная ситуация). Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.
Конспект социально-коммуникативного занятия с использованием ИКТ
"Пусть дорога станет другом!"
Старшая и подготовительная группа
Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения и знаками, которые им помогут остаться в безопасности на дорогах.
Задачи:
1. Познакомить детей с правилами дорожного движения;
2. Сформировать знания о дорожных знаках;
3. Сформировать представления об устройстве улиц;
4. Закрепить знание детей своего домашнего адреса;
5. Развивать мелкую моторику и творчество детей.
Дополнительный материал: презентация "Пусть дорога станет другом!", листы формата А3, карандаши, фломастеры или краски (по выбору детей), флажки желтого, красного и зеленого цвета, шнур, мягкий объемный модуль "ПДД".
Ход занятия:
На полу перед детьми расставить модуль "ПДД" (машины, светофоры на перекрестках и пешеходных переходах, "зебры", тротуары).
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли хорошо знакомые вам герои мультфильма «Смешарики». (1 слайд.) Они очень хотят рассказать вам о Правилах дорожного движения. Ведь, соблюдать эти правила, значит остаться целыми и невредимыми. (2 слайд.) Наши улицы устроены так, чтобы всем людям было удобно и комфортно по ним передвигаться. Давайте с вами поговорим о том, как устроены улицы. Я начну, а вы будете дополнять и рассказывать, что знаете.
Воспитатель: У каждой улице есть свое название. Скажите, как называется улица, на которой вы живете? (Ответы детей.) Хорошо, вы знаете названия своих улиц.
Воспитатель: Вдоль дорог стоят дома и на каждом доме есть определенный номер. А как вы думаете, ребята, для чего нужны эти номера? (Ответы.) Действительно, эти номера облегчают поиск нужного дома. (Слайд 3.)
Воспитатель: Так же, вдоль дорог тянутся тротуары, по которым, могут безопасно передвигаться люди. А вы знаете, как называют людей, которые передвигаются по тротуарам? (Ответы детей.) (4 слайд.)
Воспитатель: Правильно, их называют пешеходами. Вдоль улиц, на тротуарах устроены остановки. Для чего они нужны? (Ответы детей.) (5 слайд.) Правильно ребята!
Воспитатель: На улицах, так же, обозначены места для пешеходных переходов. (6 слайд.) Как правило, наземные переходы снабжены специальным светофорами, а на самой дороге нарисована «зебра», но иногда устанавливаются специальные знаки в местах, где можно перейти дорогу и не по «зебре». Как вы думаете, почему такое название? (7 слайд.)
Воспитатель: Послушайте такое стихотворение.
Что такое переход,
Это знает, каждый кот.
Уважают эти знаки,
Даже кошки и собаки!
Основная часть.
Воспитатель: А сейчас ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.
По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
И мы строго выполняем,
Все, что нам они велят. (Дорожные знаки.)
Воспитатель: Молодцы дети! Вы, наверное, обращали внимание на то, как много всевозможных знаков мы можем встретить на улицах. (8 слайд.) А как вы думаете, для чего нужны знаки и указатели? Как они помогают участникам дорожного движения? (Ответы детей.)
Воспитатель: Эти знаки, помогать ориентироваться на улицах и регулируют движение. Главные помощники пешеходов - это светофор и знаки, показывающие в каких местах можно переходить улицу. Они обязательно придут вам на помощь, если вы запомните их значение. Давайте поговорим об этих помощниках.
Воспитатель: Светофор - специальный прибор, который регулирует движение транспорта и пешеходов. Сигналы светофора обозначат: «красный»- «СТОЙТЕ!», «зеленый»- «ИДИТЕ!», «желтый» - «ПРИГОТОВЬТЕСЬ!». (9 слайд.) Давайте с вами немного отдохнем и разомнемся.
Физкультминутка «Светофор»
Выполняй закон простой. (Ходьба на месте.)
Красный свет зажегся - стой! (Стоя руки в стороны.)
Желтый вспыхнул - подожди! (Руки на пояс.)
А зеленый свет - иди! (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Хорошо мы отдохнули, давайте продолжим знакомство со знаками дорожного движения. Этот дорожный знак (10 слайд) предназначен для водителей. Он предупреждает о том, что впереди пешеходный переход и нужно быть внимательным.
Воспитатель: А вот еще два знака-помощника с которыми вам нужно познакомиться (11 слайд.) - наземный пешеходный переход. Такие переходы, похожие на мосты, возвышаются над дорогой (12 слайд.) - подземный переход. Этот переход находиться под землей.
Воспитатель: По улицам ездят на только машины, но еще автобусы, троллейбусы и трамваи. Существуют специальные знаки, которые указывают, где они останавливаются. (13 слайд.)
Воспитатель: Давайте познакомимся еще с несколькими знаками. Вот этот знак называется «Движение пешеходов запрещено». (14 слайд.) Как вы думаете, что он обозначает? (Ответы.) Обычно, такие знаки устанавливаются на строительных площадках, куда посторонним заходить опасно. А почему? (Ответы.) Правильно ребята, на стройплощадках существует множество опасностей.
Воспитатель: Вот этот знак называется «Велосипедная дорожка». (15 слайд.) Для чего он нужен? Такие знаки устанавливают в местах, где можно передвигаться на велосипедах. При отсутствии тротуаров, пешеходы могут передвигаться по велосипедным дорожкам. А вот автомобилям въезд на них строго запрещен.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем? Игра называется «Трамвай».
Ход игры: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держаться шнур, концы которого связанны (один ребенок держится правой рукой, другой- левой). Воспитатель находится в одном их углов комнаты и держит три флажка (красный, зеленый и желтый). Воспитатель поднимает зеленый флажок, и дети бегут - трамвай двигается. Дети наблюдают за сменой флажков, и при необходимости останавливаются.
Воспитатель: Молодцы дети, хорошо запомнили значение цветов светофора! А сейчас, давайте познакомимся с основными правилами движения.
Правило 1: Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальными знаками. (16 слайд.)
Правило 2: Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. (17 слайд.)
Правило 3: Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин! (18 слайд.)
Правило 4: Переходя улицу, всегда нужно смотреть: сначала- налево, дойдя до середины дороги- направо. (19 слайд.)
Правило 5: Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. (20 слайд.)
Правило 6: Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу! Перед ней необходимо остановиться. (21 слайд.)
Правило 7: Нельзя играть на проезжей части и на тротуаре. (22 слайд.)
Правило 8: Не переезжай дорогу на велосипеде, а переходи по переходу, ведя велосипед за руль. (23 слайд.)
Воспитатель: И запомните дети, если вы потерялись или затрудняетесь перейти дорогу, обратитесь к сотруднику патрульно-поставной службы или к любому взрослому. Вам обязательно помогут, если вы вежливо и понятно объясните свою просьбу. (24 слайд.)
Заключительная часть.
Воспитатель: Сейчас, давайте немного разомнем свои пальчики и приступим к выполнению рисунков.
Пальчиковая гимнастика «Автомобиль»
В «Автомобиль друзья играли. (Сжимают и разжимают кулаки.)
Вот из чего его собрали:
Двигатель, капот и фары (сгибают поочередно пальчики)
И колеса по две пары.
Есть багажник для вещей,
Бардачок - для мелочей.
Есть в нем руль для поворота
И салон, где едет кто-то (крутят «руль»)
Есть и звуковой сигнал,
Пешеход, чтоб услыхал! (Хлопают в ладоши.)
Воспитатель: Ну что же, ребята, давайте нарисуем рисунки, на тему «Пусть дорога станет другом».
Воспитатель: Молодцы ребята, у вас получились замечательные рисунки! Сразу видно, что после нашего занятия дорога действительно стала для вас другом, а дорожные знаки и указатели верными помощниками. Спасибо вам за внимание! (25 слайд.)
Образовательная область «социально - коммуникативное развитие»
Формы взаимодействия с родителями
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи, испытываемых ею трудностей. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому я начала свою работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском cаду, провела анкетирование «Что вы ждете от детского сада?» и личные беседы с каждым родителем. Все это помогло мне выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с ними. Важно вовлечь родителей в жизнь группы, ДОУ сделать их помощниками и союзниками, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества стали родительские собрания: «Вот и стали мы но год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств. Повестка дня собрания самая разнообразная, включаю выступления разных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, медсестры, а также родителей.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители у нас получают через наглядно-информационный материал: ширмы, стенды, папки-передвижки. При этом необходимо соблюдать важные моменты:
Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены.
Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе у родителей интерес к этой информации пропадет.
Материал оформляется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы).
Содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Так из папки-передвижки «Растем, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы малышам и старшим дошкольникам. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребенком в любое удобное для них время. Так появились «игры на кухне», «в свободную минутку», «по дороге в детский сад».
Из консультации «Развиваем речь ребенка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей, познакомились с речевыми играми-помощницами. Из бесед родители узнали, что читать детям, какие вопросы нужно задавать после чтения произведений и т.д. К индивидуальным консультациям привлекаем учителя логопеда.
В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребенка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни организации спортивного досуга, оздоровительного кружка. Мною были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада. Проводим «дни добрых дел» по благоустройству, обновлению, озеленению участка детского сада. Папы наших детей сделали домик, мотоциклы, скамейки, кормушки для птиц, сделали грядку для посадки овощей Совместно с родителями оформляем предметно-развивающую среду группы: мамы шью одежду для кукол, постельное белье для кроваток, халаты, шапочки, накидки, фартуки, пилотки, бескозырки, воротнички и т.д. для сюжетно-ролевых игр. Проводятся у нас «семейные мастерские» с выставкой рисунков, игрушек, поделок на разную тематику (в течение года), сделанные детьми вместе с родителями, а также выставки работ бабушек наших воспитанников с внучатами «Наши руки не для скуки». Практикую награждение всех участников.
Регулярно организовываем фотовыставку «Хорошо у нас в саду» знакомим родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей. Проводим день открытых дверей с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей, узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.
Интересно проходят досуговые формы взаимодействия с семьей: это праздники, развлечения «Праздник урожая», «День матери», «Новый год», «Счастливы вместе», «Вместе с папой», «Масленица», «8 Марта». Досуги создают эмоциональный контакт между педагогами и родителями, родителями и детьми, родители становятся более открытыми для общения.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Я заметила, что родители стали с большим вниманием относиться к нашим проблемам, проблемам своих детей. Стали чаще обращаться за советом, консультацией, предлагать свою помощь, активнее участвовать в жизни группы. Я все больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться хороших результатов, прийти к поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Конспект ООД по познавательному развитию на тему:"Ох, ты зимушка - зима "в средней группе.
КОНСПЕКТ по познавательному развитию на тему: "Ох, ты зимушка-зима". Под музыкальное сопровождение (вой вьюги) в группу входит воспитатель в костюме Зимы. И приглашает в гости в лес....
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме» Подготовительная группа «Ягодка» Воспитатель: Себурова В.Г.
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме»Подготовительная группа «Ягодка»Воспитатель: Себурова В.Г....
Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: Ах ты зимушка-зима.
Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.Тема: Ах ты зимушка-зима.Цель: закрепить знания детей по теме «Зима. Зимние заба...
Конспект НОД на тему: «В царстве Зимушки-Зимы» подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, музыка, художественное творчество, познание.
«В царстве Зимушки-Зимы» развитие речи...
Конспект занятия НОД по рисованию во второй младшей группе на тему «Ах ты зимушка-зима…»
Конспект занятия НОД по рисованию во второй младшей группе на тему «Ах ты зимушка-зима…»Цель: Обобщения представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. У...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие по Зимушке-зиме»
Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда с подгруппой воспитанников с ОВЗ 6-7 лет....