Конспект НОД на тему: «В царстве Зимушки-Зимы» подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, музыка, художественное творчество, познание.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Домникова Ирина Вадимовна

               «В царстве Зимушки-Зимы» развитие речи

                      в подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, музыка, художественное творчество, познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tsarstve_zimushki_zimy_0.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 222

ГБОУ СОШ № 222

                                                          ( СП д 14)

              Конспект НОД на тему: «В царстве Зимушки-Зимы»

                       подготовительной к школе группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, музыка, художественное творчество, познание.

                                         

                                         Составила воспитатель

                                                 высшей квалификационной

                    категории:

                                                    Домникова Ирина Вадимовна

Москва 2014 год                                                                                                

Цель: Обобщить представление детей о времени года «зима», формируя бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, практическая деятельность.

Цели деятельности педагога:

• Образовательная область «Коммуникация»: совершенствовать умение строить высказывание, точно характеризовать объект, излагая свои мысли понятно для окружающих.

• Образовательная область «Познание»: Обобщить и систематизировать представление о времени года: зима.

• Образовательная область «Художественное творчество»: Совершенствовать чувство композиции, закреплять умение рисовать зимние пейзажи по желанию детей.

• Образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое восприятие. Координацию движений.

• Образовательная область «Музыка»: развивать умение сравнивать эмоциональный фон музыкальных произведений, уметь высказываться о характере музыки.

• Образовательная область «Социализация»: Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

  • Развивающие:

 развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть,       чувствовать, обсуждать явления природы.

  • Воспитательные:

 воспитание положительного взаимоотношения у детей, чувства дружбы и ответственности.

Демонстрационный и раздаточный материал:

 «волшебная шкатулка», знаки – снежинки, снежные комочки, магнитофон,  мультимедийный экран, картины известных художников, презентация, видеоролик «Волшебные звуки зимы» (А. Вивальди «Зима»), аудиозапись “ Метель”, музыка П.И.Чайковского;  кисти,  гуашь, салфетки, стаканчики с водой,  листа ватмана форматом А3.

Вхождение в игровую ситуацию.

Раздается мелодия из музыкальной шкатулки:

-Ой, ребята, что же это за волшебные звуки? Откуда они? Давайте подойдем поближе. Посмотрите. Какая красивая шкатулка. Кто же ее здесь оставил? А внутри что – то есть. Да это же загадка. Отгадав ее, мы узнаем, чья это шкатулка:

Дел у меня немало,

Я белым одеялом всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля сама.

Зовут меня (Зима)

Ребята, Зима, наверно, потеряла эту шкатулку, что же делать?

Я согласна, надо вернуть шкатулку. Я предлагаю отправиться в царство Зимы и вернуть ей пропажу. Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие. Путь наш будет трудным, опасным.

Вы согласны?  Ну, тогда в путь!  Мы отправляемся в царство к Волшебнице Зиме! Но чтобы оказаться в её снежных владениях, надо отгадать загадки.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз). 

В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней). 

Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится. (снег). 

 Наступили  холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.

(зимой)

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
И стоять не велит.

(мороз)

Лежало одеяло
Мягкое, белое
Солнце напекло -
Одеяло утекло.

(снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(метель)

 Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам,
На радость подарю!
А землю белым снегом я,
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я?

 (Зима). 

 Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадках? Какое сейчас время года?

Слайд  №1.с изображением зимнего леса.

Вот мы и попали в царство Зимы. Я предлагаю полюбоваться красотой русской зимы с помощью волшебного экрана и музыки. (Звучит произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)

 Посмотрите сколько, много снега. Он лежит на деревьях. Деревья словно шапки надели. Под деревьями сугробы. Как красиво. Слышите, какая тишина, только потрескивает кора деревьев.

Дети находят снежинку с посланием. «Хорошо – плохо»

 

Воспитатель: Зимушка-зима хочет узнать у вас зимой хорошо или плохо. Вы должны привести как можно больше доказательств о том, что зима – это хорошо и о том, что зима  - это  плохо.

Воспитатель: А теперь продолжим наш путь.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом (ходьба на носочках и пятках)

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас! » (ходьба в полу приседе)

На пути сугроб высокий,

Поднимайте выше ноги (дети шагают, высоко поднимают колени под музыку марша)

Дети находят снежок послание.

Игра со снежком «Подбери как можно больше слов  к слову зима»

(подбор однородных определений)

 Я хочу проверить, вспомните ли вы слова, с помощью которых мы описывали зиму. Зима какая? (холодная, морозная, снежная, злая, суровая, теплая, ветреная, веселая, долгожданная …)

 Молодцы. Сядет на снежный стульчик тот, кто закончит моё предложение.

Упражнение «Закончи предложение» (составление предложений с противопоставлением)

Осенью бывает листопад, а зимой …

Весной снег тает, а зимой …

Летом катаются на велосипедах, а зимой на …

Весной лес просыпается, а зимой…

Летом жарко, а  зимой…

Летом растет трава, а зимой растут …

Осень деревья жёлтые, а зимой…

Летом лепят куличики из песка, а зимой …

Осенью идёт дождь, а зимой…

Летом в реке купаются, а зимой на  реке…

Осенью листва под ногами шуршит, а зимой снег под ногами…

Лёд гладкий, а снег…

Дети садятся на места.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот ещё одна волшебная снежинка со знаком вопроса. Как вы думаете, о чем хочет узнать снежинка? Вы даже не подозреваете, как много новых слов можно образовать от слова снег. Я буду читать стихи про снег, а вы добавлять подходящее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю. СНЕГ.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые. СНЕЖИНКИ.

На поселки, на лужок

Сыплет беленький. СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят,

Все сильнее. СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть. в СНЕЖКИ.

Снежный ком на снежный ком -

Все украшено. СНЕЖКОМ.

Словно в белый пуховик

Нарядился. СНЕГОВИК.

Рядом снежная фигурка

Эта девочка. СНЕГУРКА.

На снегу – то, посмотри,

С красной грудкой… СНЕГИРИ

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… СНЕГ

А теперь давайте продолжим наш путь в поисках Волшебницы зимы.

Снег глубокий – берегись!

Мы наденем с вами лыжи,

Здесь без лыж не обойтись.

(Дети идут шагом лыжников)

Горки ледяные встали на пути.

Здесь уже на лыжах трудно нам пройти.

Ну-ка, сядем в санки, крепче все держись!

Санки быстроходные, с горочки катись!

(Дети выполняют упражнения “Едем на санках”)

Появляется слайд, изображающий метель в сопровождении звуков ветра и хруста снега. Слайд 2

Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась.

 Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.

Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?

Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

Воспитатель: Как живут звери зимой? Слайд 3

Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, кабан)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем могут вести беседы зимой птицы.

 Слайд 4

Дети: Холодно, голодно.

 Физкультурная пауза:    

Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало - 
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

А. Барто

А теперь поиграем в игру “Когда это бывает?”. Я буду задавать вопросы,

отвечать нужно быстро.

 Вопросы:

  1. Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку.
  2. Назовите животных, которые запасают на зиму корм.
  3. Как называется явление природы, когда идет снег?
  4. В какое время года бывает ледоход?
  5. Какой месяц “Год кончает, а зиму начинает?”
  6. Месяц кривых дорог это - .... (февраль).
  7. У кого из животных появляются зимой детеныши?
  8. У каких птиц зимой появляются птенцы?
  9. В каких странах нет зимы?
  10. Где самая холодная, суровая зима?
  11. Кто убирает снег на улицах города?
  12. В какое время года у животных бывает линька?
  13. “Какие зимние виды спорта вы знаете?”

 Я убедилась, что вы уже много знаете о зиме и её приметах

Воспитатель: Какой бывает зимний ветер?

Дети: Холодный, ледяной, порывистый

Физминутка

Сейчас мы превратимся с вами в ветер. 
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу (Приседают, потом встают, разводят руки в стороны)
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах. (Имитируют)
Даже хитрая лиса 
Притаилась и сидит, (дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он падает из тучи.

А вы рассматривали снежинки на прогулке? На что они похожи?  На красивые маленькие звездочки.

 Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые. Дети ищут, но не находят.

Слайд 5

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)

Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок» 

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. 
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Слышится хруст снега. Ой ребята кто то идёт.   ( взрослый выходит в роли Зимы). Смотрите, кто к нам пожаловал? (Зима). Здравствуй, Зимушка – зима!

Зима: Здравствуйте, ребята. Вы рады мне, друзья? (Да, мы тебя всегда ждём).

Я зимушка – зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки слёзы,

Для зверей – зимовье

И под снегом озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб не мерзли.

Воспитатель:   Зимушка - зима мы выполнили все твои задания и испытания,  преодолели препятствия и хотим вернуть тебе твою шкатулку.

Зимушка – зима:  Ребята вы молодцы,  вы много знаете о зиме и зимних явлениях. Вы справились со всеми заданиями, которые я для вас приготовила.

На дворе зима. Деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение  птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Игра  «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

Что нам нравится зимой?      Хлопки.

Белые полянки.                      Развести руки в стороны.

И на горке снеговой              Поднять руки вверх (показать «горку»).

Лыжи или санки  (2 р.).         Ходьба лыжника.

Что нам нравится зимой?     Хлопки.

Мягкие сугробы,                   Показать сугробы.

Чтоб копаться день – деньской     Имитировать копание снега лопатой.

Крепость делать чтобы (2 р.).        Лепить снежки.

Что нам нравится зимой?                Хлопки.

Потеплей одеться,                            Имитировать одевание одежды.

В шубке тёплой меховой,                Похлопать ладошками  по одежде.

На морозе греться  (2 р.).                 Прыжки.

А теперь я предлагаю  вам поиграть с моим снежком. И я сама проверю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие»  (со «снежком»)

   Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой  метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой  вода в реке.… (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой  снег всё вокруг… (накрывает).

Деревья зимой… (спят).

Под снегом травка зимой… (греется).

Зимой  насекомые… (прячутся).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

Игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

Новый слайд – зимний пейзаж. Слайд 6

Воспитатель: Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…

Зима: Какие прекрасные слова. И только немного не хватает волшебства.  Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки Антонио Вивальди. 

Физминутка

Кружатся снежинки в воздухе морозном (кружимся) 
Падают на землю кружевные звёзды (приседаем)
Вот одна упала на мою ладошку (ловят) 
Ой, не та снежинка! Подожди немножко! (дуют)

Воспитатель: Вы показали хорошие знания о зиме. Какое время года придет ей

 на смену?

Вспомните рассказ о мальчике, который весной желал, чтобы только весна была.

А летом, чтобы лету конца не было. Какой вывод мы можем сделать? Каждое

 время года по-своему прекрасно.

Зима:  Мне очень понравилось с вами веселиться и играть. Мне хочется, чтобы вы нарисовали красивый зимний пейзаж, а я загляну к вам очень скоро и полюбуюсь  вашими рисунками.

А теперь нам пора прощаться. До свидания, ребята…. (Зима уходит, дети рисуют, рассматривают рисунки)

Слайд 7

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь картин. К какому жанру они относятся.

Дети: Это пейзажи.

Воспитатель: Правильно, давайте назовём картины и их авторов.

Дети: В верхнем левом углу пейзаж Шишкина «Зима в лесу». В нижнем левом углу – «Зимний сон» Васнецова. В верхнем правом углу картина «Февральская лазурь» Грабаря, а в нижнем правом – «Зима» Саврасова.

Воспитатель: Какой тон преобладает в зимних пейзажах?

Дети: Холодный.

Воспитатель: А чем отличается изображение деревьев на переднем плане от изображения на заднем плане.

Дети: Тем, что они более четко видны, крупнее размером.

Воспитатель: Сейчас мы с вами приступим к рисованию зимних пейзажей гуашью.Дети рисуют пейзажи под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (. По окончании рисования дети рассматривают рисунки.

Воспитатель: Дети, какие вам работы понравились и почему? (ответы детей) Молодцы, ребята, зимние пейзажи получились замечательные. Думаю, волшебница зима осталась довольной. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии? (ответы детей) А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей). Но вот и закончилось наше путешествие. Возьмите на память о нашей зимней прогулке снежинки.

Слайд 8

Снежинки взяли (наклоняются) 
К сердцу прижали (прижимают руки к груди)
И людям отдали (протягивают ладони и слегка дуют на воображаемые снежинки).

– Улыбнитесь. Наше занятие окончено

                         

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: закрепить и расширить представления у детей о весне и сезонных изменениях, происходящих в природе.Задачи:Образовательные: ·       закрепить, активизировать словарь ...

НОД для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: закрепить и расширить представления у детей о весне и сезонных изменениях, происходящих в природе.Задачи:Образовательные: ·       закрепить, активизировать словарь ...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Коммуникация» «Составление рассказа по серии сюжетных картин» «Как Ежик попал в беду»

Данный конспект в увлекательной форме соревнования поможет Вам совершенствовать у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картин....