ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
учебно-методический материал (старшая группа)
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на правлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятель носить — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, за действуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopobrazovaniya_v_gostyah_u_skazki_sayt.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образование
«Детский сад № 28 «Надежда»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
«В гостях у сказки»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает пять основных блоков
Блок 1. Театральная игра.
Блок 2. Культура техники речи.
Блок 3. Ритмопластика.
Блок 4. Основы театральной азбуки.
Блок 5. Основы кукловождения.
блоки 1, 2, 3 реализуются на каждом занятии, блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);
блок 5 – одном – двух занятиях в месяц.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на правлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятель носить — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, за действуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе. Цель программы — Создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи по формированию у старших дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Формировать у детей приемы манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение два занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия:, 25 мин
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ребенок получит ответы на вопросы:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
- Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
- Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свобод но взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической вырази тельности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способно стей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Характеристика уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: Создание условий для разыгрывания сказки, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: Создать условия для формирования основной идеи сказки, сопереживать героям.
Формировать у детей передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: Создание условий для изготовления персонажей, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: Создать условия для понимания сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Формировать у детей рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: Создание условий для импровизации знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: Создать условия для побуждения детей к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдо хе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужны ми интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за данную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скорого ворок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает пять основных блоков
Блок 1. Театральная игра.
Блок 2. Культура техники речи.
Блок 3. Ритмопластика.
Блок 4. Основы театральной азбуки.
Блок 5. Основы кукловождения.
Следует отметить, что блоки 1, 2, 3 реализуются на каждом занятии, блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);
блок 5 – одном – двух занятиях в месяц.
Тематическое планирование
Занятия с детьми 5 – 6 лет.
№П/П | Тема | Цель |
1 | Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать! | Создание условий для привлечения детей к беседе о роли театральной деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми. |
2 | Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? | Создание условий для развития внимания, наблюдательности, воображение детей |
3 | Пойми меня. | Создание условий для развития внимания, память, образное мышление детей. |
4 | Волшебная шкатулка. | Создание условий для развития речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения. |
5 | Игры с бабушкой Забавой. | Создание условий для развития правильного речевого дыхания; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. |
6 | Колобок наш удалой, колобок не тот – другой! | Создание условий для формирования умения внимательно слушать сказки белоруской народной сказки «Пых»; Создать условия для обсуждения сказки по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои |
7 | Импровизация сказки «Пых». | Создание условий для развития детей в умении выполнять действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
8- 11 | Репетиция сказки «Пых | Создание условий для формирования грамотической речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
12 | Этот колобок – хитрый маленький зверек! | Создание условий для выполнения этюдов на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций |
13 | Колобок – колючий бок | Создание условий для развития внимания, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
14 | Играем спектакль «Пых».. | Итоговое |
15 | Раз, два, три четыре, пять – вы хотите поиграть? | Создание условий для развития фантазии, творчества; формировать умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость; активизировать в речи детей понятий «мимика», «жест». |
17 | Играем пальчиками. | Создание условий для формирования детей в характерной передаче образов движениями рук, пальцев; игровые упражнения «пальчиковая гимнастика»; повторение и закрепление понятия «пантомима». |
18 | Вот так гриб – великан, всем хватило места там! | Создание условий для формирования умения внимательно слушать и понимать сказки В. Сутеева «Под грибом»; Привлечь детей к обсуждению по содержанию, мимических этюдов; развить имитационные упражнения «дождик начинается», «спрячемся от дождика». |
19 | Импровизация сказки «Под грибом | Создание условий для развития у детей производить действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
20-24 | Репетиция сказки «Под грибом | Создание условий для формирования, грамматической речи, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
25 | Сильный дождик припустил, всех зверят он намочил! | Создание условий для формирования детей производить этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. |
26 | Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком. | Создание условий для развития внимания, памяти, дыхания; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
27 | Играем спектакль «Под грибом». | Итоговое |
28-29 | Воображаемое путешествие. | Создание условий для развития воображения, фантазии, память; развивать умение общаться в предполагаемых обстоятельствах. |
30 | Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | Создание условий для формирования дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам |
31 | Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем. | Создание условий для положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам. |
32 | Кто в сыре сделал столько дыр? | Создание условий для формирования детей внимательно слушать понимать прочитанное стихотворения Яна Бжехва «Дырки в сыре»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на дворе». |
33 | Импровизация стихотворения «Дырки в сыре» | Создание условий для развития детей действовать с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
34-37 | Репетиция сказки «Дырки в сыре». | Создание условий для формирования четкой, грамотной речи, совершенствовать формировать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
38 | Ну, кто решит простой вопрос? | Создание условий для воспроизведения этюдов на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. |
39 | Вместе все собрались и чуть не поругались | Создание условий для развития внимания, памяти, дыхания; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
40 | Играем спектакль «Дырки в сыре». | Итоговое. |
41 | Игровой урок. | Создание условий для развития выразительности жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. |
42 | Эмоции. | Создание условий для формирования детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике. |
43 | Сочиняем новую сказку. | Создание условий для развития у детей творческого воображение; формировать у детей последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы. |
44 | Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. | Создание условий для формирования самостоятельности и развивать умение согласованно действовать выразительно передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе. |
45 | Учимся говорить по - разному. | Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности |
46-47 | Учимся четко говорить | Создание условий для формирования у детей дикции с помощью скороговорок и игровых упражнений «земляничка», «скажите, букашка», «заяц и зайчиха». |
48-50 | Лети, лети лепесток | Создание условий для развития воображения и фантазии; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. |
51 | Цветик – семицветик, сказочный цветок | Создание условий для формирования умения внимательно слушать понимать прочитаные сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»; беседа по содержанию. |
52-53 | Все слова запомню, желание исполню. | Создание условий для этюдов формировать у детей выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. |
54 | Театрализованная игра «В саду волшебницы» | Создание условий для развития воображения и фантазии; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. |
55 | Всех ворон пересчитала и баранки потеряла. | Создание условий для этюдов на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. |
56-57 | Театрализованная игра «На северном полюсе». | Создание условий для развития воображения и фантазии; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев. |
58-59 | Импровизация «Магазин игрушек». | Создание условий для формирования детей действовать с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
60 | Последний лепесток остался. Что же пожелать? | Создание условий для беседы о доброте и добрых поступках; развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. |
61 | Друг всегда придет на помощь. | Воспитывать у детей доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
62-67 | Репетиция сказки «Цветик - семицветик». | Создание условий для развития самостоятельности и умения согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
68 | Играем спектакль «Цветик - семицветик». | Итоговое. |
69-70 | Волшебное путешествие по сказкам | этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. |
71 | Театрализованная игра «Ярмарка» | Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. |
72 | Игровая программа «Это вы можете!» | Создание условий для закрепления пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. |
72 часа |
Занятия с детьми 6 – 7 лет.
№П/П | тема | Цель |
1 | Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать! | Создание условий для формирования детей о роли театральной деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми. |
2 | Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я | Создание условий для развития внимания, наблюдательности, воображение детей. |
3 | Пойми меня. | Создание условий для развития внимания, памяти, образное мышление детей. |
4 | Волшебная шкатулка. | Создание условий для развития речи, отгадывания загадок, имитационные упражнения. |
5 | Игры с бабушкой Забавой.. | Создание условий для развития правильного речевого дыхания; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность |
6 | Вот так яблоко! | Создание условия для формирования умения внимательно слушать ,понимать прочитанное сказки В. Сутеева «Яблоко»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. |
7 | Импровизация сказки «Яблоко». | Создание условий для развития детей воспроизводить действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
8-9 | Репетиция сказки «Яблоко». | Создание условий для формирования грамотной речи, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
10 | Как нам яблоко делить! | беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. |
11 | Драматизация сказки «Яблоко». | итог |
12 | Земляничка возле пня, всем сказала: нет меня! | Создать условия для развития воображения и фантазии; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. |
13 | Театрализованная игра «Волшебные предметы». | Создать условия для развития у детей творческого воображения; формировать у детей последовательность развивать умение излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы. |
14 | В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем! | Создание условия для формирования умения внимательно слушать ,понимать прочитанное сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»; беседа по содержанию. |
15 | Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик. | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано |
16-19 | Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». | Создание условий для формирования четкой, грамотной речи, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
20 | Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик» | Итог |
21 | Игровая программа «Волшебный лес» | Создание условий для закрепления пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. |
22 | Эмоции. | Создание условий для формирования детей распознавать эмоциональные состояния по мимике |
23 | Язык жестов.. | Создание условий для развития выразительности движений умение владеть своим телом; формировать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики |
24 | В гости прилетели первые снежинки. | Создание условий для развития воображения и фантазии; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. |
25 | Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза». | Создание условий для развития речи детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза». |
26 | На дворе царя Гороха. | тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. |
27 | В царстве Снежной королевы. | Создание условий для развития у детей творческого воображения; формировать умение детей излагать последовательно мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы. |
28-31 | Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | Создание условий для формирования четкой, грамотной речи, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
32 | Играем новогодний спектакль «Волшебный посох Деда Мороза». | |
33 | Игровой урок. | Создание условий для развития выразительности жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. |
34-35 | Воображаемое путешествие. | Создание условий для развития воображения, фантазии, памяти; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах. |
36 | Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять.. | Создание условий для развития дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам |
37 | Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем. | Создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам. |
38 | Театрализованная игра «Как Зима с Весною встретилась». | Создание условий для творческого воображения детей; совершенствовать навыки групповой работы. |
39 | Плакала Снегурочка, зиму провожая. | Создание условий для развития воображения и фантазии; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. |
40 | Чтение пьесы «Снегурочка». | Создание условий для развития речи детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского. |
41 | В царстве царя Берендея. | Создание условий для развития воображения и фантазии; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений. |
42 | Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. | Создание условий для продолжения формирования дикции, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. |
43-46 | Репетиция весенней сказки «Снегурочка» | Создание условий для формирования грамотной речи, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
47 | Играем спектакль «Снегурочка» | Итог |
48 | Игровой урок. | Создание условий для формирования умения выделять выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. |
49 | Волшебная шкатулка. | Создание условий для развития речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения. |
50 | Игры с бабушкой Забавой. | Создание условий для развития правильного речевого дыхания; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. |
51 | Шел солдат к себе домой. | Создание условий для формирования умения внимательно слушать и понимать прочитанное сказки Г. – Х. Андерсена «Огниво»; беседа по содержанию. |
52 | Чтение пьесы «Огниво» | Создание условий для развития речи детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Огниво» по мотивам сказки Г. – Х. Андерсена. |
53-54 | Слушайся, ты, нас солдат, если хочешь быть богат! | этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. |
55 | Я здесь на сундуке сижу. | Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь. |
56-57 | Театрализованная игра «Город Мастеров».. | Создание условий для развития воображения и фантазии; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев |
58-59 | Импровизация «Волшебные сны». | Создание условий для развития воображения и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев. |
60-61 | Импровизация «До чего же, мы, несчастные царевны». | Создание условий для развития действий детей с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. |
62-67 | Репетиция сказки «Огниво». | Создание условий для развития самостоятельности и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. |
68 | Играем спектакль «Огниво». | Итоговое. |
69-70 | Волшебное путешествие по сказкам. | этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. |
71 | Театрализованная игра «Ярмарка». | Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства |
72 | Игровая программа «Это вы можете!» | Создание условий для закрепления пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей. |
72 часа |
Оборудование детской театральной студии
1.Настольный театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Би-ба-бо.
8.Театр Петрушки.
9.Детские костюмы для спектаклей.
10.Взрослые костюмы для спектаклей.
11.Элементы костюмов для детей и взрослых.
12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13.Ширма для кукольного театра.
14.Музыкальный центр, видеоаппаратура
15.Медиотека (аудио- и CD диски).
16.Декорации к спектаклям
17. Методическая литература
Список литературы:
1.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
3.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
6.Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
8.Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя "В гостях у сказки"
С этого года я разработала свою рабочую программу по музыкальному развитию в ДОУ.Разработатывая эту программу - я опиралась на программу " ОТ рождения до школы" Веракс...
Образовательная программа КРУЖОК «В гостях у сказки»
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаем наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденног...
Программа кружка "В гостях у сказки"
Программа кружка для детей 3- го года жизни.Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития эмпатии,любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления....
Программа кружка "В гостях у сказки"
Кружок по театрализованной деятельности...
Программа кружка "В гостях у сказки"
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать...
Рабочая программа кружка "В гостях у сказки"
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...
Программа по творческому развитию детей "Волшебная сказка".
ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ...