Образовательная программа КРУЖОК «В гостях у сказки»
рабочая программа (старшая группа) на тему
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаем наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденного ребёнка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр.
Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.
Настоящая программа поможет ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность, красоту, постичь его глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному. Программа рассчитана на интеграцию истории, изобразительного искусства, художественного труда с элементами чтения, письма, математики и фольклора. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры прошлого.
Кроме теоретической работы над анализом русской народной сказки программа предлагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективных панно и других виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Таким образом, данная программа наполнена новым, современным содержанием, новым видением традиционного, что поможет достигнуть поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 40.43 КБ |
kruzhok.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаем наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденного ребёнка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр.
Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.
Настоящая программа поможет ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность, красоту, постичь его глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному. Программа рассчитана на интеграцию истории, изобразительного искусства, художественного труда с элементами чтения, письма, математики и фольклора. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры прошлого.
Кроме теоретической работы над анализом русской народной сказки программа предлагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективных панно и других виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Таким образом, данная программа наполнена новым, современным содержанием, новым видением традиционного, что поможет достигнуть поставленной цели.
Тематический план
1 й год обучения
Тема занятия | Практическая работа | Используемый материал |
1 | 2 | 3 |
1.Вводный урок. Знакомство с предметом «Народная культура». Наш народ и его корни. Фольклор – зеркало прошлого. | Составление родословной | Слайд-фильм « Как жили наши предки» |
2. « Расскажи мне сказку». Волшебный мир сказки. Сказки о животных. « Медведь – липовая нога». | Изготовление игрушки «Мужик и Медведь». | Текст сказки, шаблоны. |
3. Мир наших предков. Свой мир – чужой мир. Границы и «пограничники». Высшие ценности. «Самое дорогое». | Рисунок | Д/ф «Самое дорогое» |
4. Дерево жизни ( 1-ое занятие). Триединство мира и его отражение в одежде, украшениях, убранстве жилища. «Петух и жерновцы» | Коллективная работа панно, индивидуальная работа - рисунок | Текст сказки, шаблоны, плакат с «древом» |
5.Древо жизни (2-е занятие) Символика орнамента и цвета. Общее в сказках народов мира. «Джек и бобовое зёрнышко» | Составление орнамента. «чтение» орнамента – сочинение сказки | Основные символы: солярисы, вода (хляби), поле, ромб с точкой, крин (росток), тотемные знаки |
6. Боги и идолы наших предков. Одушевление стихий. Главные боги. Небесный огонь и земной очаг. Свет, вода, земля. Подземные боги. | Иллюстрации к сказке «Морозко» | Д/ф «Морозко», пластинки с музыкой Н.А. Римского-Корсакова к опере « |
7.Поклонение воде. Морской царь. Водяной. Русалки. Ритуал русалий- просьба о воде. «Царевна-лягушка» (фрагмент) | Царевна-лягушка (фигурка лягушки в технике оригами) | Текст сказки, иллюстрации В. Васнецова и И. Билибина |
8. Хозяева подземелий. Змей (ящер) – символ подземного мира. Обряды, посвящённые змее. Оберег | Изготовление оберегов | Д/ф «Яйцо-райцо, золотое кольцо» |
9.Космос моего дома. Сказка у меня в гостях. Что я знаю о своём доме? Домовой и кикимора. 31 декабря праздник домового. | Рисунок по сказке Т. Александровой « Кузька» | Текст сказки, игрушка |
10. Волшебные сказки. Почитание матери. Кукла-дух материнского рода. Берегини. «Василиса Прекрасная». | Показ основных этапов создания куклы-скатки | Текст сказки, иллюстрация И. Билибина |
11. Народная игрушка. Разнообразие видов и форм. Древние и современные куклы. | Изготовление куклы-Скатки. Выставка игрушек | Д/ф «Напольная игрушка» |
12. Зимняя сказка. Снег и кружева. Зимние праздники «Сампо-лопарёнок» | Изготовление снежинок | Текст сказки, образцы кружева, шаблоны |
13. «Конь-огонь» в сказке и жизни крестьянина. Конь в орнаменте, резьбе, росписи прялок. «Сивка-бурка» ( «Конёк-горбунок») | Коллективная работа | Текст, шаблоны лошадок в различных позах |
14. Животные – помощники. В.А. Жуковский « Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и Сером Волке». Взаимопревращение человека и животного | Рисунок по сказке | Текст сказки, пластинка (музыкальная инсценировка) |
15. «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Художники сказки- В. Васнецова и И. Билибин | Конкурс сказок ( викторина «Угадай сказку») | Слайды, репродукции |
16. Братья-славяне. Знакомство со сказками восточных славян. Сходный язык. Общие ценности. Понятие «братства» | Рисунок по сказке | Д/ф « Пшеница – лучший цветок»(словенская сказка) |
17. Старая азбука. Почему мы так говорим? Как появилась письменность? Кирилл и Мефодий. | Изучение старинного алфавита. Игра « слова». | Т, Миронова «Необычайное путешествие в древнюю Русь». |
18.Русская красавица. Что такое красота? Красивые люди и красивые вещи. Портрет. «Про Андрея стрельца, удалого молодца» | Женский портрет ( в различных техниках) | Репродукции, слайды. Текст сказки |
19. Отважные воины. Эпос. Эпосы мира о национальных героях. Герои былин. Богатыри и богатырши. | Мужские портреты | Репродукции, Фрагменты летописей и сказок. |
20. Богатырская застава. В, Васнецов « Богатыри». Рассказ об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыни Никитиче. | Коллективная работа | Тексты былин |
21. Изба, город, посад. Как город строили и как его обороняли. Крепость. Кремль. | Экскурсии в Кремль | Альбомы с иллюстрациями, фотографии. |
22. Проводы зимы. Островский А.Н. «Снегурочка» Масленица. Ритуалы. Блин – символ солнца. | Рисунок под музыку. Чаепитие с блинами. | Текст сказки, пластинки |
23. Летние крестьянские праздники. «Снегурочка» (занятие 2-е). Иван Купала | Конкурс рисунков | Д/ф «Народные праздники» |
24.Музыкальная сказка. П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» | Аппликация | Пластинки, д/ф «Золотой петушок» |
25.Золотые руки. Дело мастера боится. Промыслы и ремёсла Смоленской области. Народные мастера-золотые руки. | Промежуточная контрольная | Предметы народных промыслов, д/ф «Деревянный орёл». |
26. «На золотом крыльце сидели». Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки, песенки, заклички. | Состязание «Чья загадка интересней» | Тексты сказок, рисунки детей. |
27. «Щи да каша - пища наша». Чем питались наши предки? Ритуальная еда. «каша из топора». | Инсценировка сказки | Рецепты, текст сказки. |
28. Национальный костюм. Праздничный костюм – не просто одежда. Обереги в одежде. | «Одеваем куклу» - костюм для девочки и мальчика. | Образцы национальных костюмов, иллюстрации |
29.Коса – девичья краса. Обряды и традиции, связанные с косами. Девичьи причёски | Конкурс на самую красивую причёску. | Открытки |
30. «Всё живое – из яйца». Рождение мира из яйца. Пасха. Яйца – писанки. | Роспись шаблона яйца | Открытки, шаблоны |
31. Три летних спаса. Летние календарные праздники. Спас: медовый -14 августа, яблочный – 19 августа, ореховый (хлебный) 29 августа. | Выход на природу. | Д/ф «Народные праздники», рецепты. |
32. Род – народ – Родина. Ты – не один. Частичка Родины. Святость памяти. Родная природа. | Рисунок по теме | Д/ф «Под десницей Перуна» |
Тематический план
2- ой год обучения
Тема занятия | Практическая работа | Используемый материал |
1 | 2 | 3 |
1.Я изучаю народную культуру. | Устное сочинение по материалу прошлого года | Слайды – «подсказки» |
| Составление композиции. Коллаж | Вырезки из журналов, открытки. |
3.Волшебный глобус. География описание земли, путешествия и страны. Заморские чудеса. Культурная память. | Рисунок по теме | Д/ф «Семь чудес света», книга «Семь чудес света» из серии «Что есть что»? – М. Слово 1983 |
4.Что нам стоит дом построить? Родной дом. «Домострой» и его законы. Что важно в доме? | Аппликация «Северный русский дом» | Текст «Домострой», слайд-фильм «русский дом». |
5. Отцы и дети. Кто в доме главный? Родные и близкие. Отец – хозяин в дома. Сказка «Мужик и воевода». | Конкурс загадок о доме и вещах в нём. Раскраска – загадка «Где чей дом?» | Текст сказки, ксерокопии раскраски. |
6. Большие и малые. Что такое «большой человек»? Большие дела – большие люди. «Неринга» – литовская сказка. | Аппликация по сказке | Д/ф «Неринга», «Поучение» - книга Владимира Мономаха. |
7. приглашаем на чашку чая. Хозяева и гости. Гостеприимство. Поведение в гостях и за столом. Откуда чай пришёл? | Чаепитие с пирогами. | Д/ф «Откуда чай пришёл?» |
8. Умники и умницы. Ум – разум. Практическая сметка. «Семилетка» («Мудрая дева») | Разгадывание кроссворда. | Текст сказки, загадки. |
9. Делу – время, потехе час. Как встречают Рождество. Забавы и потехи. Маски. Вертепный театр. | Изготовление новогодних гирлянд из бумаги | Шаблоны, цветная бумага. |
10.Новогодняя ярмарка. Промыслы на ярмарке. Сувениры, игрушки, подарки. | Изготовление кукол для вертепа | Д/ф « XIX века» |
11. «Живой календарь». Крестьянские народные праздники. Круги и циклы в жизни человека. Детский месяцеслов. | Составление календаря на текущий месяц. | Д/ф «Крестьянские народные праздники» П. Рожнова «Радоница», «Круглый год». |
12.Правда и Кривда. Как надо жить на земле? Что такое «правда»? Сказка «Правда и Кривда» | Устное сочинение на тему «Как я живу?» | Текст сказки. |
13.За добро – добром! Нравственные ориентиры. Принципы поведения в семье и в обществе. «За добро – добром» (хакасская сказка) | Рисунок по сказке | Д/ф «За добро – добром». |
14. Звёздная сказка. Небо над головой. Люди и звёзды. Мифы Земли и небесное отражение. | Делаем «вертушку». | Д/ф «Сказочная вселенная» , Цветная бумага. |
15. Сила знания. Как учились наши предки. Знания и польза. Солнце и Луна в небе и сказке. | Аппликация по сказке | Д/Ф или текст сказки С. Маршака «Отчего у месяца нет платья?» |
16. «Не житьё, а Масленица!» Блинная неделя. Изгнание зимы. Забавы и развлечения. | Рисунок | Слайды, открытки. |
17.Слава героям. Похваленее Александру Невскому и Дмитрию Донскому. Подвиги военные и гражданские. Жития героев. | Рисунок по памяти. | Тексты из «Жития князя Александра Невского». |
18.Сказание о Китежграде. Народная память. История страны в художественных образах. Битвы и герои. | Коллективная работа – панно. | Д/ф «Сказание о граде Китеже». Музыкальные фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова. |
19. Первые памятники. Храм как памятник. Устройство православного храма. | Экскурсия в Успенский собор Астраханского кремля. | Сборник «Астрахань и Астраханская область» - М. Росреставрация,1990. |
20. Русь христианская. Золотое кольцо России. Белокаменное великолепие. Музыка в камне | Рисунок по памяти. | Слайды «Астраханский Кремль» и «Золотое кольцо». |
21. «Шестоднев». Библия – книга книг. Откуда взялся мир? История Адама и Евы. | Аппликация | И. С. Бах «Токката ре-минор», Ветхий Завет, Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 1-2; Цветная бумага, гуашь, пастель. |
22. «Живите в радости!» Мир и счастье . Земные радости. Настроение, заботы. «Соловей» (татарская). | Рисунок «Что я люблю». | Р. Паулс «Радуйся, радуйся!» . |
23. «Птички летят – колокольчики звенят!» Весенние праздники - Сороки. Обновление природы. Жизнь и Смерть, Жива и Морена. | Птица в технике городецкой росписи. | Щепная птица, пластилин, ноты весенних закличек. |
24.Искусство в крестьянском доме. Праздничное убранство дома. Утварь. Орнамент. Роспись. Вышивка. | Экскурсия на выставку. | Или слайд-фильм «И в доме – красота». |
25. Чудотворные образа. Икона в русском доме. Творцы икон. Чудотворные образа. | Оклад иконы в технике аппликации. | Текст «Домостроя» (гл.2 «Как украсить дом свой святыми образами»). |
26. «Богомазы и их творения». Кто такие «богомазы»? Творцы или ремесленники? «Чёрные доски». Искусство реставрации. | Экскурсия в иконный зал картинной галереи им. Кустодиева. | «История русского искусства», т. I; «Иконный терем» П. Рериха. |
27. Живая вода и вещее слово. Волшебная магия. Гадания и заговоры. Ведуны и знахарки. Ворожен и травники. | Иллюстрации к сказкам. | А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила» (фрагмент о Наине и Финне), текст заговора на тоску о сыне |
28. Цветы России. Полезные растения. Лечебники. Аграфена Купальница. Иван Купала. | Изготовление цветов в технике оригами. | Фото, открытки, слайды, живые цветы. |
29. Наши соседи. Народы населяющие нашу область. Добрососедство. Мир и дружба – законы счастливой жизни. | Рисунок на тему. | Материалы выставки «Быт и культура народов Поволжья». Иллюстрации. |
30. Моя страна – моя земля. Отчизна. Что такое патриотизм? Любить – знать, помнить, беречь. | Рисунок на тему «Россия – мой дом». | Повторение пройденного материала. Д. Лихачёв. Раздумья. – М., Дет. лит., 1991 |
31.От прошлого – к будущему. Дети и взрослые. Всё вокруг живое. Всё живое – свято. Без памяти о прошлом – нет будущего. М. Метерлинк «Синяя птица». | Инсценировка. | Текст сказки, костюмы, музыка к к/ф «Синяя птица». |
32.Род – народ – Родина. Ты – не один. | Рисунок по теме. | Разговор о Родине. |
Содержание
Народная культура для детей старшего дошкольного возраста.
Вводная тема.
Знакомство с предметом «Народная культура». Русский народ и его корни. Славяне. Современные славянские народы. Сказки восточных и западных славян. Что дошло до нас от наших предков? Наука о древностях – археология. Этнография и фольклор. Памятники истории и культуры.
Тема 1. Мифы и сказки.
Мифы и сказки – «зеркало» прошлой жизни народа. «Расскажи мне сказку…» Что такое сказка? Какие бывают сказки? Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказка народная и сказка авторская. Исторические корни волшебной сказки. Сказки и мифы. Описание Земли – география. Путешествия и страны. Заморские чудеса.
Тема 2. Мир наших предков.
Мир и его границы. Свой мир – чужой мир. Звери – символические животные, оберегающие род. Тотем. Праздник в честь зверя – тотема. Запреты и их нарушения. Сказка «Медведь – липовая нога» (два варианта).
Как вести себя в чужом мире? Нарушение границ своего мира. Иван – дурак и его испытания. Превращения в царевича героя. Помощники в чужом мире. Награды. Сказки: «Сивка – бурка», «Молодильные яблоки», «Как крестьянский сын заколдованных братьев спас», «Неринга».
Тема 3. Представление наших предков о строении мира
Рождение мира из яйца. Всё живое – из яйца. Пасха. Яйца – писанки. Триединство мира и его отражение в одежде, строение дома, украшениях и предметах быта. «Петух и жерновцы», «Джек и бобовое зёрнышко». Древо жизни как мировая ось. Символика орнамента. Символика Вселенная. Сила знания. Христианская концепция происхождения мира и человека. «Шестоднев».
Тема 4. Боги и идолы наших предков.
Язычники. Главные боги – одушевление стихии и природные силы. Поклонение огню – солнцу, молнии, белому свету (небесный огонь, огонь в становище и жилище; домашний очаг, печь). Сказки об огненном цветке и Жар – птице. В. А. Жуковский «Сказка об Иване – царевиче, Жар – птице и Сером Волке». П. П. Ершов «Конёк – горбунок» (фрагмент, посвящённый перу Жар – птицы).
Поклонение воде. Морской царь. Русалки. Жертвы подводному владыке. Русалии – ритуальные обряды в честь хозяев воды. Хляби небесные. «Морской царь и Настасья премудрая» , «Царевна – лягушка». Вода живая и мёртвая.
Поклонение земле. Боги, дающие плодородие и богатый урожай. Культ богини Макоши. Отражение его в орнаменте, украшение одежды, дома, прялок. Ритуалы и праздники, связанные с урожаем.
Змей (ящер, дракон) – хозяин подземного царства. Обряды, связанные со змеями. «Яйцо-райцо, золотое кольцо» (украинская сказка)Вера в духов и демонов. Обереги.
Тема 5. Космос моего дома
Мой дом: что в нём? Как дом строили? Лицо дома. Русская изба: принципы архитектуры. Жилище и его обереги. Печь. Порог. Стол. Силы небесные и нечистая сила. Домашние помощники. Домовой и кикимора. 31 декабря – праздник домового. Т. Александрова «Кузька». Изба , посад, слобода, город. Как город строили и как его обороняли? Крепость. Кремль. Собор.
Тема 6. Поклонение предкам
Культ природы и культ предков. Уважение к родителям. Почитание матери. Кукла – дух материнского рода. «Василиса Прекрасная», «Пшеница – лучший цветок» (славянская сказка) «золотая чаша» (монгольская сказка), «Сивка – бурка».
Личные праздники – родины, свадьба, поминки.
Тема 7. Род – народ – родина.
Взрослые и дети. Место ребёнка в крестьянском мире. Продолжатель рода и связующее звено между прошлым и будущим. Ребёнок – член своего рода. Кто в доме старший. Родные и близкие. «Мужик и воевода» , «Домострой».
У каждого в доме – своё дело. Занятие девочки. Девочка – будущая мать и хозяйка. Занятие мальчика. Мальчик – защитник, воин и возделыватель земли (добытчик). «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка» , «Крылатый, мохнатый да масленый».
Тема 8. Круг вращения солнца и годовые праздники.
Большие и малые праздники. Личные праздники. Родовые и семейные праздники. Праздничные крестьянские обряды. Рождество – рождение нового солнца. Масленица – проводы зимы. Сороки – приход Весны. Иван Купала. Три летних Спаса. Осенние праздники. Дожинки. Толока. А. Н. Островский «Снегурочка».
Тема 9. Сказки о волшебной задаче.
Звери – помощники. «Сказка об Иване – царевиче, Жар –птице и Сером Волке». «Крошечка – Хаврошечка». «Сивка – бурка». «Кати - горошек».
Волшебные числа -3 и 7. Символика числа в мировой культуре. «Давайте посчитаем…» Старинный русский счёт. «Медное, серебренное и золотое царство». «Семь Симеонов». Письменная культура в древней Руси. Кирилл и Мефодий. Кириллица и глаголица. Путешествие в древнерусскую школу.
Противники героев – Кощей Бессмертный, Баба – Яга, Змей Горыныч.
Сказки: «Кощей Бессмертный», «Баба – Яга и Заморышек».
Тема 10. «Счастье в радости, а радость в красоте».
Что такое красота в понимании наших предков? Красивые люди и красивые вещи. Русская красавица. Украшения, росписи, орнаменты. Вышивка, оклад иконы. «Про Андрея стрельца, удалого молодца».
Тема 11. Сказочные сюжеты и народные промыслы.
Символика основных сюжетов. Сказки и истории. Былинное и мифическое. Народные мастера. Промыслы Смоленской области. Золотые руки и волшебные чудеса. «Деревянный орёл». Строители храмов и «богомазы».
Тема 12. Сказка в русском искусстве.
Художественные сказки – В. Васнецов, И. Билибин. Музыкальная сказка: П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, М.И. Глинка. Русь былинная в произведениях И. Глазунова и К. Васильева.
Тема 13. «Достойны ль мы своих наследий?..»
Всё вокруг – живое. М. Метерлинк «Синяя птица».
ОТ прошлого к будущему через настоящее. Предки и потомки, наследство и наследники. Святость памяти. Национальное достоинство. Добрососедство. Мир и дружба – законы счастливой жизни. Любить – знать, помнить, уважать.
Диагностика знаний детей (первый год)
Ф.И. ребёнка | Знает, что такое сказка. | Знает каким был мир наших предков. | Знает разницу между мифами и сказками. | Знает 10-15 сказочных героев. | Может сам рассказать сказку. | Подражает сказочным героям. |
(Второй год)
Ф. И. ребёнка | Знает какие сказки бывают. | Знает, что такое былины. | Знает 10 народных праздников. | Может сравнивать сюжеты сказки. | Может отличать добро и зло в сказке. | Может самостоятельно сочинить небольшую сказку. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа № 827 дошкольное отделение «Совушки»
Образовательная программа
КРУЖОК «В гостях у сказки»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 2 года
Г. Москва Воспитатель: Гайдаш Т.А.
Цель: формирование у детей общего представления о культуре своего народа, её богатстве и разнообразии, формирование активной творческой личности.
Задачи:
- Расширять представление детей о культуре родного края.
- Раскрывать яркость, образность, меткость русских народных сказок.
- Показать глубокий нравственный смысл сказок, отражение в них национального характера.
- Знакомить детей с традиционными и обрядовыми праздниками через сказку.
- Пробуждать интерес к своей национальной культуре.
- Пробуждать интерес к истории родного края.
- Развивать нравственные качества личности ребёнка.
Литература
1.В.П. Ватамян «Воспитание детей на традициях народной культуры»
2. В.П. Аникин «Русская народная сказка», любое издание.
3. В.Я. Пропп. «Исторические корни волшебной сказки»
4. В.В. Шуклин. «Мифы русского народа» Екатеринбург, 1995
5.Г.М. Грехнева «Фольклор и родное слово» М. 1995г.
6. М.М. Громыко «Мир русской деревни» М.1991
7.Ф.М. Пармон «Русский народный костюм как художественно – конструкторский источник творчества» М.,1994
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаем наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Но если мы представим себе новорожденного ребёнка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр.
Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.
Настоящая программа поможет ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность, красоту, постичь его глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному. Программа рассчитана на интеграцию истории, изобразительного искусства, художественного труда с элементами чтения, письма, математики и фольклора. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры прошлого.
Кроме теоретической работы над анализом русской народной сказки программа предлагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективных панно и других виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Таким образом, данная программа наполнена новым, современным содержанием, новым видением традиционного, что поможет достигнуть поставленной цели.
Тематический план
1 й год обучения
Тема занятия | Практическая работа | Используемый материал |
1 | 2 | 3 |
1.Вводный урок. Знакомство с предметом «Народная культура». Наш народ и его корни. Фольклор – зеркало прошлого. | Составление родословной | Слайд-фильм « Как жили наши предки» |
2. « Расскажи мне сказку». Волшебный мир сказки. Сказки о животных. « Медведь – липовая нога». | Изготовление игрушки «Мужик и Медведь». | Текст сказки, шаблоны. |
3. Мир наших предков. Свой мир – чужой мир. Границы и «пограничники». Высшие ценности. «Самое дорогое». | Рисунок | Д/ф «Самое дорогое» |
4. Дерево жизни ( 1-ое занятие). Триединство мира и его отражение в одежде, украшениях, убранстве жилища. «Петух и жерновцы» | Коллективная работа панно, индивидуальная работа - рисунок | Текст сказки, шаблоны, плакат с «древом» |
5.Древо жизни (2-е занятие) Символика орнамента и цвета. Общее в сказках народов мира. «Джек и бобовое зёрнышко» | Составление орнамента. «чтение» орнамента – сочинение сказки | Основные символы: солярисы, вода (хляби), поле, ромб с точкой, крин (росток), тотемные знаки |
6. Боги и идолы наших предков. Одушевление стихий. Главные боги. Небесный огонь и земной очаг. Свет, вода, земля. Подземные боги. | Иллюстрации к сказке «Морозко» | Д/ф «Морозко», пластинки с музыкой Н.А. Римского-Корсакова к опере « |
7.Поклонение воде. Морской царь. Водяной. Русалки. Ритуал русалий- просьба о воде. «Царевна-лягушка» (фрагмент) | Царевна-лягушка (фигурка лягушки в технике оригами) | Текст сказки, иллюстрации В. Васнецова и И. Билибина |
8. Хозяева подземелий. Змей (ящер) – символ подземного мира. Обряды, посвящённые змее. Оберег | Изготовление оберегов | Д/ф «Яйцо-райцо, золотое кольцо» |
9.Космос моего дома. Сказка у меня в гостях. Что я знаю о своём доме? Домовой и кикимора. 31 декабря праздник домового. | Рисунок по сказке Т. Александровой « Кузька» | Текст сказки, игрушка |
10. Волшебные сказки. Почитание матери. Кукла-дух материнского рода. Берегини. «Василиса Прекрасная». | Показ основных этапов создания куклы-скатки | Текст сказки, иллюстрация И. Билибина |
11. Народная игрушка. Разнообразие видов и форм. Древние и современные куклы. | Изготовление куклы-Скатки. Выставка игрушек | Д/ф «Напольная игрушка» |
12. Зимняя сказка. Снег и кружева. Зимние праздники «Сампо-лопарёнок» | Изготовление снежинок | Текст сказки, образцы кружева, шаблоны |
13. «Конь-огонь» в сказке и жизни крестьянина. Конь в орнаменте, резьбе, росписи прялок. «Сивка-бурка» ( «Конёк-горбунок») | Коллективная работа | Текст, шаблоны лошадок в различных позах |
14. Животные – помощники. В.А. Жуковский « Сказка об Иване царевиче, Жар-птице и Сером Волке». Взаимопревращение человека и животного | Рисунок по сказке | Текст сказки, пластинка (музыкальная инсценировка) |
15. «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Художники сказки- В. Васнецова и И. Билибин | Конкурс сказок ( викторина «Угадай сказку») | Слайды, репродукции |
16. Братья-славяне. Знакомство со сказками восточных славян. Сходный язык. Общие ценности. Понятие «братства» | Рисунок по сказке | Д/ф « Пшеница – лучший цветок»(словенская сказка) |
17. Старая азбука. Почему мы так говорим? Как появилась письменность? Кирилл и Мефодий. | Изучение старинного алфавита. Игра « слова». | Т, Миронова «Необычайное путешествие в древнюю Русь». |
18.Русская красавица. Что такое красота? Красивые люди и красивые вещи. Портрет. «Про Андрея стрельца, удалого молодца» | Женский портрет ( в различных техниках) | Репродукции, слайды. Текст сказки |
19. Отважные воины. Эпос. Эпосы мира о национальных героях. Герои былин. Богатыри и богатырши. | Мужские портреты | Репродукции, Фрагменты летописей и сказок. |
20. Богатырская застава. В, Васнецов « Богатыри». Рассказ об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыни Никитиче. | Коллективная работа | Тексты былин |
21. Изба, город, посад. Как город строили и как его обороняли. Крепость. Кремль. | Экскурсии в Кремль | Альбомы с иллюстрациями, фотографии. |
22. Проводы зимы. Островский А.Н. «Снегурочка» Масленица. Ритуалы. Блин – символ солнца. | Рисунок под музыку. Чаепитие с блинами. | Текст сказки, пластинки |
23. Летние крестьянские праздники. «Снегурочка» (занятие 2-е). Иван Купала | Конкурс рисунков | Д/ф «Народные праздники» |
24.Музыкальная сказка. П.И. Чайковский, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» | Аппликация | Пластинки, д/ф «Золотой петушок» |
25.Золотые руки. Дело мастера боится. Промыслы и ремёсла Смоленской области. Народные мастера-золотые руки. | Промежуточная контрольная | Предметы народных промыслов, д/ф «Деревянный орёл». |
26. «На золотом крыльце сидели». Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки, песенки, заклички. | Состязание «Чья загадка интересней» | Тексты сказок, рисунки детей. |
27. «Щи да каша - пища наша». Чем питались наши предки? Ритуальная еда. «каша из топора». | Инсценировка сказки | Рецепты, текст сказки. |
28. Национальный костюм. Праздничный костюм – не просто одежда. Обереги в одежде. | «Одеваем куклу» - костюм для девочки и мальчика. | Образцы национальных костюмов, иллюстрации |
29.Коса – девичья краса. Обряды и традиции, связанные с косами. Девичьи причёски | Конкурс на самую красивую причёску. | Открытки |
30. «Всё живое – из яйца». Рождение мира из яйца. Пасха. Яйца – писанки. | Роспись шаблона яйца | Открытки, шаблоны |
31. Три летних спаса. Летние календарные праздники. Спас: медовый -14 августа, яблочный – 19 августа, ореховый (хлебный) 29 августа. | Выход на природу. | Д/ф «Народные праздники», рецепты. |
32. Род – народ – Родина. Ты – не один. Частичка Родины. Святость памяти. Родная природа. | Рисунок по теме | Д/ф «Под десницей Перуна» |
Тематический план
2- ой год обучения
Тема занятия | Практическая работа | Используемый материал |
1 | 2 | 3 |
1.Я изучаю народную культуру. | Устное сочинение по материалу прошлого года | Слайды – «подсказки» |
| Составление композиции. Коллаж | Вырезки из журналов, открытки. |
3.Волшебный глобус. География описание земли, путешествия и страны. Заморские чудеса. Культурная память. | Рисунок по теме | Д/ф «Семь чудес света», книга «Семь чудес света» из серии «Что есть что»? – М. Слово 1983 |
4.Что нам стоит дом построить? Родной дом. «Домострой» и его законы. Что важно в доме? | Аппликация «Северный русский дом» | Текст «Домострой», слайд-фильм «русский дом». |
5. Отцы и дети. Кто в доме главный? Родные и близкие. Отец – хозяин в дома. Сказка «Мужик и воевода». | Конкурс загадок о доме и вещах в нём. Раскраска – загадка «Где чей дом?» | Текст сказки, ксерокопии раскраски. |
6. Большие и малые. Что такое «большой человек»? Большие дела – большие люди. «Неринга» – литовская сказка. | Аппликация по сказке | Д/ф «Неринга», «Поучение» - книга Владимира Мономаха. |
7. приглашаем на чашку чая. Хозяева и гости. Гостеприимство. Поведение в гостях и за столом. Откуда чай пришёл? | Чаепитие с пирогами. | Д/ф «Откуда чай пришёл?» |
8. Умники и умницы. Ум – разум. Практическая сметка. «Семилетка» («Мудрая дева») | Разгадывание кроссворда. | Текст сказки, загадки. |
9. Делу – время, потехе час. Как встречают Рождество. Забавы и потехи. Маски. Вертепный театр. | Изготовление новогодних гирлянд из бумаги | Шаблоны, цветная бумага. |
10.Новогодняя ярмарка. Промыслы на ярмарке. Сувениры, игрушки, подарки. | Изготовление кукол для вертепа | Д/ф « XIX века» |
11. «Живой календарь». Крестьянские народные праздники. Круги и циклы в жизни человека. Детский месяцеслов. | Составление календаря на текущий месяц. | Д/ф «Крестьянские народные праздники» П. Рожнова «Радоница», «Круглый год». |
12.Правда и Кривда. Как надо жить на земле? Что такое «правда»? Сказка «Правда и Кривда» | Устное сочинение на тему «Как я живу?» | Текст сказки. |
13.За добро – добром! Нравственные ориентиры. Принципы поведения в семье и в обществе. «За добро – добром» (хакасская сказка) | Рисунок по сказке | Д/ф «За добро – добром». |
14. Звёздная сказка. Небо над головой. Люди и звёзды. Мифы Земли и небесное отражение. | Делаем «вертушку». | Д/ф «Сказочная вселенная» , Цветная бумага. |
15. Сила знания. Как учились наши предки. Знания и польза. Солнце и Луна в небе и сказке. | Аппликация по сказке | Д/Ф или текст сказки С. Маршака «Отчего у месяца нет платья?» |
16. «Не житьё, а Масленица!» Блинная неделя. Изгнание зимы. Забавы и развлечения. | Рисунок | Слайды, открытки. |
17.Слава героям. Похваленее Александру Невскому и Дмитрию Донскому. Подвиги военные и гражданские. Жития героев. | Рисунок по памяти. | Тексты из «Жития князя Александра Невского». |
18.Сказание о Китежграде. Народная память. История страны в художественных образах. Битвы и герои. | Коллективная работа – панно. | Д/ф «Сказание о граде Китеже». Музыкальные фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова. |
19. Первые памятники. Храм как памятник. Устройство православного храма. | Экскурсия в Успенский собор Астраханского кремля. | Сборник «Астрахань и Астраханская область» - М. Росреставрация,1990. |
20. Русь христианская. Золотое кольцо России. Белокаменное великолепие. Музыка в камне | Рисунок по памяти. | Слайды «Астраханский Кремль» и «Золотое кольцо». |
21. «Шестоднев». Библия – книга книг. Откуда взялся мир? История Адама и Евы. | Аппликация | И. С. Бах «Токката ре-минор», Ветхий Завет, Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 1-2; Цветная бумага, гуашь, пастель. |
22. «Живите в радости!» Мир и счастье . Земные радости. Настроение, заботы. «Соловей» (татарская). | Рисунок «Что я люблю». | Р. Паулс «Радуйся, радуйся!» . |
23. «Птички летят – колокольчики звенят!» Весенние праздники - Сороки. Обновление природы. Жизнь и Смерть, Жива и Морена. | Птица в технике городецкой росписи. | Щепная птица, пластилин, ноты весенних закличек. |
24.Искусство в крестьянском доме. Праздничное убранство дома. Утварь. Орнамент. Роспись. Вышивка. | Экскурсия на выставку. | Или слайд-фильм «И в доме – красота». |
25. Чудотворные образа. Икона в русском доме. Творцы икон. Чудотворные образа. | Оклад иконы в технике аппликации. | Текст «Домостроя» (гл.2 «Как украсить дом свой святыми образами»). |
26. «Богомазы и их творения». Кто такие «богомазы»? Творцы или ремесленники? «Чёрные доски». Искусство реставрации. | Экскурсия в иконный зал картинной галереи им. Кустодиева. | «История русского искусства», т. I; «Иконный терем» П. Рериха. |
27. Живая вода и вещее слово. Волшебная магия. Гадания и заговоры. Ведуны и знахарки. Ворожен и травники. | Иллюстрации к сказкам. | А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила» (фрагмент о Наине и Финне), текст заговора на тоску о сыне |
28. Цветы России. Полезные растения. Лечебники. Аграфена Купальница. Иван Купала. | Изготовление цветов в технике оригами. | Фото, открытки, слайды, живые цветы. |
29. Наши соседи. Народы населяющие нашу область. Добрососедство. Мир и дружба – законы счастливой жизни. | Рисунок на тему. | Материалы выставки «Быт и культура народов Поволжья». Иллюстрации. |
30. Моя страна – моя земля. Отчизна. Что такое патриотизм? Любить – знать, помнить, беречь. | Рисунок на тему «Россия – мой дом». | Повторение пройденного материала. Д. Лихачёв. Раздумья. – М., Дет. лит., 1991 |
31.От прошлого – к будущему. Дети и взрослые. Всё вокруг живое. Всё живое – свято. Без памяти о прошлом – нет будущего. М. Метерлинк «Синяя птица». | Инсценировка. | Текст сказки, костюмы, музыка к к/ф «Синяя птица». |
32.Род – народ – Родина. Ты – не один. | Рисунок по теме. | Разговор о Родине. |
Содержание
Народная культура для детей старшего дошкольного возраста.
Вводная тема.
Знакомство с предметом «Народная культура». Русский народ и его корни. Славяне. Современные славянские народы. Сказки восточных и западных славян. Что дошло до нас от наших предков? Наука о древностях – археология. Этнография и фольклор. Памятники истории и культуры.
Тема 1. Мифы и сказки.
Мифы и сказки – «зеркало» прошлой жизни народа. «Расскажи мне сказку…» Что такое сказка? Какие бывают сказки? Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки. Сказка народная и сказка авторская. Исторические корни волшебной сказки. Сказки и мифы. Описание Земли – география. Путешествия и страны. Заморские чудеса.
Тема 2. Мир наших предков.
Мир и его границы. Свой мир – чужой мир. Звери – символические животные, оберегающие род. Тотем. Праздник в честь зверя – тотема. Запреты и их нарушения. Сказка «Медведь – липовая нога» (два варианта).
Как вести себя в чужом мире? Нарушение границ своего мира. Иван – дурак и его испытания. Превращения в царевича героя. Помощники в чужом мире. Награды. Сказки: «Сивка – бурка», «Молодильные яблоки», «Как крестьянский сын заколдованных братьев спас», «Неринга».
Тема 3. Представление наших предков о строении мира
Рождение мира из яйца. Всё живое – из яйца. Пасха. Яйца – писанки. Триединство мира и его отражение в одежде, строение дома, украшениях и предметах быта. «Петух и жерновцы», «Джек и бобовое зёрнышко». Древо жизни как мировая ось. Символика орнамента. Символика Вселенная. Сила знания. Христианская концепция происхождения мира и человека. «Шестоднев».
Тема 4. Боги и идолы наших предков.
Язычники. Главные боги – одушевление стихии и природные силы. Поклонение огню – солнцу, молнии, белому свету (небесный огонь, огонь в становище и жилище; домашний очаг, печь). Сказки об огненном цветке и Жар – птице. В. А. Жуковский «Сказка об Иване – царевиче, Жар – птице и Сером Волке». П. П. Ершов «Конёк – горбунок» (фрагмент, посвящённый перу Жар – птицы).
Поклонение воде. Морской царь. Русалки. Жертвы подводному владыке. Русалии – ритуальные обряды в честь хозяев воды. Хляби небесные. «Морской царь и Настасья премудрая» , «Царевна – лягушка». Вода живая и мёртвая.
Поклонение земле. Боги, дающие плодородие и богатый урожай. Культ богини Макоши. Отражение его в орнаменте, украшение одежды, дома, прялок. Ритуалы и праздники, связанные с урожаем.
Змей (ящер, дракон) – хозяин подземного царства. Обряды, связанные со змеями. «Яйцо-райцо, золотое кольцо» (украинская сказка)Вера в духов и демонов. Обереги.
Тема 5. Космос моего дома
Мой дом: что в нём? Как дом строили? Лицо дома. Русская изба: принципы архитектуры. Жилище и его обереги. Печь. Порог. Стол. Силы небесные и нечистая сила. Домашние помощники. Домовой и кикимора. 31 декабря – праздник домового. Т. Александрова «Кузька». Изба , посад, слобода, город. Как город строили и как его обороняли? Крепость. Кремль. Собор.
Тема 6. Поклонение предкам
Культ природы и культ предков. Уважение к родителям. Почитание матери. Кукла – дух материнского рода. «Василиса Прекрасная», «Пшеница – лучший цветок» (славянская сказка) «золотая чаша» (монгольская сказка), «Сивка – бурка».
Личные праздники – родины, свадьба, поминки.
Тема 7. Род – народ – родина.
Взрослые и дети. Место ребёнка в крестьянском мире. Продолжатель рода и связующее звено между прошлым и будущим. Ребёнок – член своего рода. Кто в доме старший. Родные и близкие. «Мужик и воевода» , «Домострой».
У каждого в доме – своё дело. Занятие девочки. Девочка – будущая мать и хозяйка. Занятие мальчика. Мальчик – защитник, воин и возделыватель земли (добытчик). «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка» , «Крылатый, мохнатый да масленый».
Тема 8. Круг вращения солнца и годовые праздники.
Большие и малые праздники. Личные праздники. Родовые и семейные праздники. Праздничные крестьянские обряды. Рождество – рождение нового солнца. Масленица – проводы зимы. Сороки – приход Весны. Иван Купала. Три летних Спаса. Осенние праздники. Дожинки. Толока. А. Н. Островский «Снегурочка».
Тема 9. Сказки о волшебной задаче.
Звери – помощники. «Сказка об Иване – царевиче, Жар –птице и Сером Волке». «Крошечка – Хаврошечка». «Сивка – бурка». «Кати - горошек».
Волшебные числа -3 и 7. Символика числа в мировой культуре. «Давайте посчитаем…» Старинный русский счёт. «Медное, серебренное и золотое царство». «Семь Симеонов». Письменная культура в древней Руси. Кирилл и Мефодий. Кириллица и глаголица. Путешествие в древнерусскую школу.
Противники героев – Кощей Бессмертный, Баба – Яга, Змей Горыныч.
Сказки: «Кощей Бессмертный», «Баба – Яга и Заморышек».
Тема 10. «Счастье в радости, а радость в красоте».
Что такое красота в понимании наших предков? Красивые люди и красивые вещи. Русская красавица. Украшения, росписи, орнаменты. Вышивка, оклад иконы. «Про Андрея стрельца, удалого молодца».
Тема 11. Сказочные сюжеты и народные промыслы.
Символика основных сюжетов. Сказки и истории. Былинное и мифическое. Народные мастера. Промыслы Смоленской области. Золотые руки и волшебные чудеса. «Деревянный орёл». Строители храмов и «богомазы».
Тема 12. Сказка в русском искусстве.
Художественные сказки – В. Васнецов, И. Билибин. Музыкальная сказка: П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, М.И. Глинка. Русь былинная в произведениях И. Глазунова и К. Васильева.
Тема 13. «Достойны ль мы своих наследий?..»
Всё вокруг – живое. М. Метерлинк «Синяя птица».
ОТ прошлого к будущему через настоящее. Предки и потомки, наследство и наследники. Святость памяти. Национальное достоинство. Добрососедство. Мир и дружба – законы счастливой жизни. Любить – знать, помнить, уважать.
Диагностика знаний детей (первый год)
Ф.И. ребёнка | Знает, что такое сказка. | Знает каким был мир наших предков. | Знает разницу между мифами и сказками. | Знает 10-15 сказочных героев. | Может сам рассказать сказку. | Подражает сказочным героям. |
(Второй год)
Ф. И. ребёнка | Знает какие сказки бывают. | Знает, что такое былины. | Знает 10 народных праздников. | Может сравнивать сюжеты сказки. | Может отличать добро и зло в сказке. | Может самостоятельно сочинить небольшую сказку. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа № 827 дошкольное отделение «Совушки»
Образовательная программа
КРУЖОК «В гостях у сказки»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 2 года
Г. Москва Воспитатель: Гайдаш Т.А.
Цель: формирование у детей общего представления о культуре своего народа, её богатстве и разнообразии, формирование активной творческой личности.
Задачи:
- Расширять представление детей о культуре родного края.
- Раскрывать яркость, образность, меткость русских народных сказок.
- Показать глубокий нравственный смысл сказок, отражение в них национального характера.
- Знакомить детей с традиционными и обрядовыми праздниками через сказку.
- Пробуждать интерес к своей национальной культуре.
- Пробуждать интерес к истории родного края.
- Развивать нравственные качества личности ребёнка.
Литература
1.В.П. Ватамян «Воспитание детей на традициях народной культуры»
2. В.П. Аникин «Русская народная сказка», любое издание.
3. В.Я. Пропп. «Исторические корни волшебной сказки»
4. В.В. Шуклин. «Мифы русского народа» Екатеринбург, 1995
5.Г.М. Грехнева «Фольклор и родное слово» М. 1995г.
6. М.М. Громыко «Мир русской деревни» М.1991
7.Ф.М. Пармон «Русский народный костюм как художественно – конструкторский источник творчества» М.,1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "В гостях у сказки"
кружковая деятельность в ДОУ с воспитанниками старшей группы...
кружок "В гостях у сказки"
данны материал поможет развить в детях творческие способности....
Кружок "В гостях у сказки"
план кружковой работы...
Кружок "В гостях у сказки"
план кружковой работы...
Кружок «В гостях у сказки»
Направление: художественно-эстетическое Возрастная группа: разновозрастная для детей с ССД (с 4 до 7 лет)...
Кружок «В гостях у сказки» Направление: художественно-эстетическое Возрастная группа: разновозрастная для детей с ССД (с 4 до 7 лет)
Развитие творческих способностей через занятия театрализованной деятельностью. ...