Программа кружка "В гостях у сказки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЛАКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОБУ д/с № 3 «Радуга» ___В.В. Горбачевская |
Программа кружка дополнительного образования по театрализации
«В гостях у сказки»
для подготовительной группы
Руководитель: Шалаева Светлана Борисовна,
воспитатель 1 квалификационной категории
п. Талакан, 2014г.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ в подготовительной группе введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит воспитатель Шалаева С.Б..
Кружковые занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы дополнительного образования по кружку позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, за действуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Цель: развитие природных способностей детей средствами театрального искусства, формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, приобщение к духовному богатству.
Задачи по формированию у старших дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старшего возраста перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа кружка предполагает проведение 1 занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 мин — подготовительная группа. Общее количество кружковых занятий в год — 37.
Оборудование для кружка:
1.Настольны театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Би-ба-бо.
8.Детские костюмы для спектаклей.
9.Взрослые костюмы для спектаклей.
10.Элементы костюмов для детей и взрослых.
11.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
12.Ширма для кукольного театра.
13.Музыкальный центр, видеоаппаратура
14.Медиотека (аудио- и CD диски).
15.Декорации к спектаклям
16. Методическая литература
Так как программа кружка является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Перспективный план на год
сентябрь | |||
Неделя | Тема занятия | Содержание | Сроки проведения |
1 | У осени в гостях | Развитие творческих способностей | 11.09.2014 |
2 | Знакомство с театром | Вызвать интерес к театральной деятельности. Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей | 18.09.2014 |
3 | Гуси лебеди | Дать детям представление о средствах выразительности в передаче характера героев, его эмоций, состояния. Развивать умение импровизировать | 28.09.2014 |
4 | Театрализованная игра: «Веселый Старичок-Лесовичок» (карточка 1) | Учить пользоваться разными интонациями. Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют. | |
Октябрь | |||
1 | Прослушивание сказки «Три поросенка» в грамзаписи | Учить внимательно слушать. Следить за интонацией рассказчика, развивать выразительность речи | 02.10.2014 |
2 | Театрализованная игра «Поиграем. — угадаем.» (А Босева) карточка 5 | Развивать пантомимические навыки. | |
3 | Веселые потешки | Учить детей с помощью театра кукол Би-Ба-Бо произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя | 16.10.2014 |
4 | Показ детям младшей группы кукольного театра «Веселые потешки» | Поддерживать стремление детей участвовать в показе | 30.10.2014 |
Ноябрь | |||
1 | «Оживлялки» «Кто как двигается» | Учить детей узнавать, называть и отражать с помощью движений животных, его характер, обучать придумыванию маленького сюжетного рассказа | 13.11.2014 |
2 | Знакомство детей с персонажами сказки «12 месяцев» | Совершенствовать коммуникативные навыки, разучить фрагменты сказки | |
3 | Отработка фрагментов сказки «12 месяцев» | Формировать представления детей о доброте, воспитывать отрицательное отношение к хитрости, жадности | 27.11.2014 |
4 | Театральная игра –пантомима «Сугроб» карточка № 12 | Развивать выразительность мимики и жестов. Дети имитируют движения по тексту. | |
Декабрь | |||
1 | Театрализованная игра -разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина. Карточка № 16 | Побуждать к активному участию в инсценировке. | |
2 | Драматизация фрагмента сказки «12 месяцев» Показ детям своей группы | Поддерживать стремление участвовать в драматизации | 11.12.2014 |
3 | Самостоятельная деятельность «Мы- артисты» | Учить детей входить в роль, изображая героев любимых сказок, обогащать словарный запас. (куклы би-ба-бо, театральные маски животных) | 18.12.2014 |
4 | Участие детей в новогодних представлениях | Создать радостное настроение, желание активнее принимать участие в праздниках | 26.12.2014 |
Январь | |||
2 | Театрализованная игра « Подбери рифму» Карточка № 14 | Развивать чувство рифмы. | |
3 | Школа эмоций | Познакомить детей с эмоциональным состоянием человека, умением определять с помощью мимики, движений, жеста –страх, злость, удивление. | 22.01.2015 |
4 | Театрализованная игра- разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» Карточка № 18 | Учить интонационно выразительно проговаривать фразы. | |
Февраль | |||
1 | Придумывание историй, рассказов, сказок | Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, активизировать воображение детей | 12.02.2015 |
2 | Театрализованная игра -разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска» Карточка № 21 | Развивать пантомимические способности, любовь к животным | |
3 | Дуют ветры в феврале | Изобразить солдата, как защитника Отчества. Учить двигаться в соответствующем ритме - марше. | 19.02.2015 |
4 | Театрализованная игра -расскажи стихи руками Карточка № 22 | Побуждать детей к импровизации. Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту: | |
Март | |||
1 | Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим Карточка № 24 | Развивать интонационную выразительность речи. Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть. | |
2 | «Мамины детки» Показ любой знакомой сказки | Развивать чувство сопереживания, чуткое отношение к друг другу. Дать заряд положительных эмоций | 13.03.2015 |
3 | Театрализованная игра- гимнастика для язычка Карточка № 27 | Учить выразительности речи. | |
4 | Сказочная викторина (подготовка) | Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей. | 27.03.2015 |
Апрель | |||
1 | Сказочная викторина | Поддерживать и поощрять желание детей и их родителей участвовать в развлечениях | 02.04.2015 |
2 | Театрализованная игра «Моя Вообразилия». Карточка № 26 | Развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение. | |
3 | Сказка о сказке | Вспомнить все знакомые детям сказки, где встречаются животные (волк, лиса, заяц, петух). Активизировать словарный запас | 16.04.2015 |
4 | Муха-цокотуха на новый лад. По правилам ПДД | Расширять знания детей о правилах дорожного движения по средствам драматизации | 30.04.2015 |
Май | |||
1 | Чтение произведения «Сказка о мальчише Кибальчише» | Воспитывать отрицательное отношение к жесткости, хитрости, трусости, жадности | 07.05.2015 |
2 | Театрализованная игра «Договорим то, чего не придумал автор» Карточка № 30 | Развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества; | |
3 | Драматизация эпизода из произведения «Сказка о Мальчише Кибальчише» | Поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образов героев | 21.05.2015 |
4 | «Я и эмоция» | Дать заряд положительных эмоций, развивать чувство сопереживания друг к другу (мимика, жесты, движения). | 28.05.2015 |
Литература:
- Сорокина Н.Ф., Л. Г. Миланович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.;
- Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;
- Чурилова Э.Г. “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”.
- Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
- Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативная программа « В гостях у сказки»
Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
ПРОГРАММА КРУЖКА «Дорога в сказку» для средней группы
Цель программы:· Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников. Задачи программы:·...
Программа кружка "Дорога в сказку"
С переходом в школу,ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимает его "зажатость".Главным направлением программы...
Рабочая программа кружка «Математика и сказка»
ВВ основу программы кружка положены приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения мат...
Программа кружка "Путешествие в сказку" По художественно- эстетическому направлению
Региональный компонент...
Рабочая программа кружка " Волшебный мир сказки"
Программа кружка " Волшебный мир сказки"...