Программа кружка "В гостях у сказки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Шалаева Светлана Борисовна

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЛАКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЕМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОБУ д/с № 3 «Радуга»

___В.В. Горбачевская

Программа кружка дополнительного образования  по театрализации

«В гостях у сказки»

для подготовительной группы

 

Руководитель: Шалаева Светлана Борисовна,

воспитатель 1 квалификационной категории

п. Талакан, 2014г.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ в подготовительной группе введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит воспитатель Шалаева С.Б..

Кружковые занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы дополнительного образования по кружку позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, за действуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Цель: развитие природных способностей детей средствами театрального искусства, формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития чувств, переживания и эмоциональных открытий,  приобщение к духовному богатству.

Задачи по формированию у старших дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старшего возраста перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей  с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Программа кружка предполагает проведение 1 занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия:  30 мин — подготовительная группа. Общее количество кружковых занятий в год — 37.

Оборудование для кружка:

1.Настольны театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Детские костюмы для спектаклей.

9.Взрослые костюмы для спектаклей.

10.Элементы костюмов для детей и взрослых.

11.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

12.Ширма для кукольного театра.

13.Музыкальный центр, видеоаппаратура

14.Медиотека (аудио- и CD диски).

15.Декорации к спектаклям

16. Методическая литература

Так как программа кружка является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Ожидаемый результат:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Перспективный план на год

сентябрь

Неделя

Тема занятия

Содержание

Сроки проведения

1

У осени в гостях

Развитие творческих способностей

11.09.2014

2

Знакомство с театром

Вызвать интерес к театральной деятельности. Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей

18.09.2014

3

Гуси лебеди

Дать детям представление о средствах выразительности в передаче характера героев, его эмоций, состояния. Развивать умение импровизировать

28.09.2014

4

Театрализованная игра:  «Веселый Старичок-Лесовичок» (карточка 1)

Учить пользоваться разными интонациями.  Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Октябрь

1

Прослушивание сказки «Три поросенка» в грамзаписи

Учить внимательно слушать. Следить за интонацией рассказчика, развивать выразительность речи

02.10.2014

2

Театрализованная игра «Поиграем. — угадаем.»  (А Босева) карточка 5

Развивать пантомимические навыки.

3

Веселые потешки

Учить детей с помощью театра кукол Би-Ба-Бо произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя

16.10.2014

4

Показ детям младшей группы кукольного театра «Веселые потешки»

Поддерживать стремление детей участвовать в показе

30.10.2014

Ноябрь

1

«Оживлялки»

«Кто как двигается»

Учить детей узнавать, называть и отражать с помощью движений животных, его характер, обучать придумыванию маленького сюжетного рассказа

13.11.2014

2

Знакомство детей с персонажами сказки «12 месяцев»

Совершенствовать коммуникативные навыки, разучить фрагменты сказки

3

Отработка фрагментов сказки «12 месяцев»

Формировать представления детей о доброте, воспитывать отрицательное отношение к хитрости, жадности

27.11.2014

4

Театральная игра –пантомима «Сугроб» карточка № 12

Развивать выразительность мимики и жестов. Дети имитируют движения по тексту.

Декабрь

1

Театрализованная игра -разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина.

Карточка № 16

Побуждать к активному участию в инсценировке.

2

Драматизация фрагмента сказки «12 месяцев» Показ детям своей группы

Поддерживать стремление участвовать в драматизации

11.12.2014

3

Самостоятельная деятельность «Мы- артисты»

Учить детей входить в роль, изображая героев любимых сказок, обогащать словарный запас. (куклы би-ба-бо, театральные маски животных)

18.12.2014

4

Участие детей в новогодних представлениях

Создать радостное настроение, желание активнее принимать участие в праздниках

26.12.2014

Январь

2

Театрализованная игра

 « Подбери рифму»

Карточка № 14

Развивать чувство рифмы.

3

Школа эмоций

Познакомить детей с эмоциональным состоянием человека, умением определять с помощью мимики, движений, жеста –страх, злость, удивление.

22.01.2015

4

Театрализованная игра- разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Карточка № 18

Учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Февраль

1

Придумывание историй, рассказов, сказок

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, активизировать воображение детей

12.02.2015

2

Театрализованная игра -разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска»

Карточка № 21

Развивать пантомимические способности, любовь к животным

3

Дуют ветры в феврале

Изобразить солдата, как защитника Отчества. Учить двигаться в соответствующем ритме - марше.

19.02.2015

4

Театрализованная игра -расскажи стихи руками

Карточка № 22

Побуждать детей к импровизации. Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Март

1

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Карточка № 24

Развивать интонационную выразительность речи. Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

2

«Мамины детки»

Показ любой знакомой сказки

Развивать чувство сопереживания, чуткое отношение к друг другу. Дать заряд положительных эмоций

13.03.2015

3

Театрализованная игра- гимнастика для язычка

Карточка № 27

Учить выразительности речи.

4

Сказочная викторина (подготовка)

Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей.

27.03.2015

Апрель

1

Сказочная викторина

Поддерживать и поощрять желание детей и их родителей участвовать в развлечениях

02.04.2015

2

Театрализованная игра «Моя Вообразилия».

Карточка № 26

Развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

3

Сказка о сказке

Вспомнить все знакомые детям сказки, где встречаются животные (волк, лиса, заяц, петух). Активизировать словарный запас

16.04.2015

4

Муха-цокотуха на новый лад. По правилам ПДД

Расширять знания детей о правилах дорожного движения по средствам драматизации

30.04.2015

Май

1

Чтение произведения «Сказка о мальчише Кибальчише»

Воспитывать отрицательное отношение к жесткости, хитрости, трусости, жадности

07.05.2015

2

Театрализованная игра «Договорим то, чего не придумал автор»

Карточка № 30

Развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества;

3

Драматизация эпизода из произведения «Сказка о Мальчише Кибальчише»

Поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образов героев

21.05.2015

4

«Я и эмоция»

Дать заряд положительных эмоций, развивать чувство сопереживания друг к другу (мимика, жесты, движения).

28.05.2015

Литература:

  1. Сорокина Н.Ф.,  Л. Г. Миланович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.;
  2. Сорокина  Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;
  3. Чурилова Э.Г. “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”.  
  4. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  6. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.,  1999.
  8. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  9. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  11. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативная программа « В гостях у сказки»

 Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в...

ПРОГРАММА КРУЖКА «Дорога в сказку» для средней группы

Цель программы:·         Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников. Задачи программы:·...

Программа кружка "Дорога в сказку"

С переходом в школу,ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимает его "зажатость".Главным направлением программы...

Рабочая программа кружка «Математика и сказка»

ВВ основу программы кружка положены приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для  развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения мат...

Рабочая программа кружка " Волшебный мир сказки"

Программа кружка  " Волшебный мир сказки"...