Проект- адаптация
проект (младшая группа)

Бердникова Елена Валерьевна

 Педагогический проект для детей раннего возраста по теме: «Первый раз в детский сад!»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_adaptatsiya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

 Педагогический проект для детей раннего возраста по теме:

«Первый раз в детский сад!»

Воспитатели: Бердникова Е. В.,

                                                                      Кретинина Е. К.

2019 год

                      Проект «Первый раз в детский сад!»

                               (для детей раннего возраста).

Актуальность проекта: Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным  результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Цель проекта: - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи проекта: - Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Участники проекта: вновь прибывшие дети, воспитатели, помощник воспитателя, медсестра, родители.

Тип проекта:

по методу:  информационно – практико – ориентированный.

по количеству участников: групповой.

по продолжительности: средней продолжительности (июнь - август).

Формы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры;

- сказкотерапия;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Ожидаемые результаты:

  • Успешное прохождение детьми  адаптационного периода с высокой вероятностью  легкой и средней степени адаптации.
  • Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей.
  • Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс.
  • Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

Этапы проекта:

Первый этап  подготовительный

  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  •  разработка информационного материала для родительского уголка;
  • разработка анкет для родителей;
  • составление перспективного плана мероприятий проекта.

Второй этап основной  (этап наблюдений)

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста. Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации.       Наблюдение осуществляют воспитатель, медсестра. Каждый выполняет свои функции.

1. Воспитатель:

  •    Понаблюдать за поведением ребенка;
  •    Выявить особенности семейного воспитания;
  •   Дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
  •   Дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.  Обращать внимание на развитие социальных навыков ребенка: уверенность и активность в исследовании окружающего мира, самостоятельность, сотрудничество

2. Медсестра:

Совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;

- осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;

- еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;

- по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;

- в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.

Третий этап заключительный

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;

По окончании адаптации всех детей медсестра совместно с воспитателями проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе.

По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

- ребенок постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:

- ребенок остается без родителей на 1-2 часа

- ребенок остается без родителей на 2-3 часа  

- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

- ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

- ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

План проекта

 

Период

Содержание

 

июнь

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

- Анкета для родителей (социальная);

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- «Минутки вхождения в день» адаптации к ДОУ (для воспитателя);

- Развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; пальчиковые игры: «Моя семья», «Грибок», «Цветочек», «Ежик», «Лошадка».

Июль

- Консультация «Растим ребенка здоровым»;

- Мини-лекция «Детская истерика»;

- Кукольный спектакль «Сказка репка»;

- Игра «Топ-топ»

- Игра «Дождик и солнышко»

-. Потешка «По ровненькой дорожке»

- Стихотворения из цикла А. Барто «Игрушки»

-  Игра «Прятки с мячом»

-  Потешка «Друг веселый, мячик мой»

-  Игра «Наш мячик»

- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»;  «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»

Август

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

- Потешка «Зайка серенький сидит», «Сорока-белобока»

- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; «Мишка» «Солнышко», «Колокольчик»;

- Нетрадиционное рисование: Рисование ладошками (коллективная работа) «Осенний ёжик»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...

Проект адаптации в младшей группе

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1 "Солнышко"Групповой проект«В детский сад хожу без слез»Автор проекта: Посохова А.А.2011  Информационная карта проектаМесто проведения проекта – МБ...

Проект адаптации в младшей группе

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1 "Солнышко"Групповой проект«В детский сад хожу без слез»Автор проекта: Посохова А.А.2011  Информационная карта проектаМесто проведения проекта – МБ...

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...

Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...