Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Консект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Время»
Цель: Развитие (воспитание) основных качеств (компетенций) детей в соответствии с ФГОС, побуждающих к активной творческой деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой).
Формирование у детей представлений о понятии «время», о мерах измерения времени.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о часах (введение понятий «часы природы», солнечные, песочные, огневые, механические, электронные часы, современные часы);
углубить и конкретизировать знания детей о календаре, представлений о временах и месяцах года, днях недели, частях суток.
Развивающие: развивать исследовательский интерес, любознательность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнера.
Воспитатель: - Ребята, закройте на минуту глаза и прислушайтесь. (Звучит аудиозапись: крик петуха, звон будильника, бой часов Кремлёвской башни). О чём вам напомнили эти звуки? Может быть, какой-то предмет всплыл в вашем воображении? О чём идёт речь? (Ответы детей). (о часах, о времени).
Ребята, скажите, что вы знаете о времени?
Дети: - время движется в одну сторону, оно не может вернуться назад, у него нет начала и конца.
Воспитатель: - Оставляет ли время свои следы, какие? Приведите примеры.
Ответы детей: В начале лета листья на деревьях нежно зелёные, в конце лета, темно зелёные, жёлтые, красные, опадают, сохнут. Младенец, подросток, юноша, взрослый, старец и т. д.
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру «Следы времени». Перед вами картинки, нужно разложить их на группы, объясните свой выбор. Назовите следы времени.
Ответы детей: Седина, морщины, старинные вещи, характерные признаки времени года.
Воспитатель: - Время оставляет следы на объектах природного и рукотворного мира. А сейчас давайте поиграем в игру «Что было раньше, что сейчас». (бросает мяч) – раньше ходили в лаптях, а сейчас …в туфлях; - раньше писали гусиным пером, а сейчас…ручкой; - раньше строили деревянные избы, а сейчас ….кирпичные, бетонные дома; и т. д. Лошадь-машина, копья – огнестрельное оружие, корыто – стиральная машина, кольчуга – бронежилет.
Воспитатель: кто знает, для чего люди определяют время? Дети: - По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.
Воспитатель: - Мы с вами тоже живём в соответствии со временем. Называется это режимом. Как вы думаете, для чего нам нужен режим? (чтобы не опоздать никуда, многое успеть и т. д.) Время движется – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и всё повторяется. Утром гимнастика и завтрак; в полдень – обед, вечером ужинаем, ночью мы спим. А теперь посмотрите, перед вами модель – «Дни недели». Сколько частей у модели? Какого они цвета? Как вы думаете, что они обозначают? Каждый отрезок модели обозначает день недели, Их всего 7. Число 7
наши предки считали волшебным, счастливым, поэтому объединили в неделю именно семь дней, чтобы это счастливое число всегда было с нами. В каких сказках мы встречаем число 7? Ответы детей: - «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Воспитатель: - Время, как воздух – мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Уже сейчас необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять время, чувствовать его длительность, планировать свою деятельность во времени. Каждый человек должен беречь время. Почему, как вы думаете? (ответы детей). В старину говорили: «Скучен день до вечера, коли делать не чего». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).
А какие вы знаете пословицы о времени? (ответы детей). Объясните пословицы: «Делу время, а потехе час». (Сначала нужно сделать все дела, а потом можно отдыхать). «Век живи, век учись».(человек приобретает знания и совершенствует их в течении всей жизни). Молодцы ребята!
Воспитатель: - Можно ли время посчитать? (Да). Что мы считаем, говоря о времени?
Дети: - секунды, минуты, часы, дни, месяцы, года, века. Воспитатель: - правильно, всё это – частички времени (аудиозапись звука часов). Отгадайте загадку: Мы днём не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим (часы). Воспитатель: - Правильно, это часы, а что такое часы? Посмотрите, из каких частей состоят часы?
Дети: - Это прибор, который показывает время, состоит из корпуса, циферблата, часового механизма, кнопок и стрелок.
Воспитатель: - Что показывают часы?
Дети: - часы показывают секунды, минуты, часы.
-Ребята обратите внимание, что на циферблате расположены цифры от 1-12.
Зрительная гимнастика.
Детям предлагается вспомнить порядковый счет от 1-12 .
Дети выполняют задание: «Найди пропущенное число».
Динамическая пауза: “Ходят стрелочки по кругу”
(На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают
около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова) .
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)
Воспитатель.
Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети,
сидящие с цифрой 5 и 12.)
(Игра повторяется) .
Дети проходят на свои места .
Воспитатель: Часы бывают разные. Дид. игра – пазлы «Виды часов»(Дети делятся на группы собирают пазлы и называют часы, которые собрали:настенны,напольные,настольные,наручные,карманные,будильник,электронные,песочные.
-Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения циферблата, разными по длине стрелками.)
-Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)
Воспитатель: Ребята, у меня для вас необычная загадка: выполнив правильно графический диктант, вы узнаете часы, которыми пользовались люди более 1ооо лет назад, и сегодня, в наши дни они тоже подсказывают нам время. Слайд18 картинка
Графический диктант «Петух» (работа в тетрадях)
Проверьте себя! (Петух)
Воспитатель:. Мы знаем, что по часам можно определить который час. А можно узнать по часам, какой день недели? Месяц? Год? Чтобы всё это знать, люди придумали календарь. Какие вы знаете календари? (настенные, настольные, перекидные, маленькие, отрывные и т. д. Послушайте, я расскажу, как появился календарь. . Это было давным – давно. Люди ещё не знали, что Земля вращается вокруг себя и вокруг солнца, но заметили, что смена времён года происходит всё время одинаково. Тогда человек стал составлять календарь – таблицу на месяц и даже на год. Он делал насечки на камне, на дощечке. Потом учёные придумали таблицы, по которым можно узнать каким днём недели будет любое число любого месяца. Итак, календарь – это счёт больших промежутков времени. Посмотрите, перед вами календарь, определите какой сегодня день, месяц, день недели. Воспитатель: Время можно измерить, а можно ли время увидеть?
Дети: мы можем увидеть, только, как двигается секундная стрелка, пересыпается песок в песочных часах.
Воспитатель: А услышать время можно?
Дети: часы «говорят»: «Тик-так».
Воспитатель: А почувствовать? (холодно, горячо, больно).
Воспитатель: А можно время взять и поиграть с ним, как с игрушкой.
Дети: Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Его нельзя взять и положить. Его можно только сберечь.
Воспитатель: У меня есть одна мечта: вернуть время назад и стать таким же ребенком как вы. Получится?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему нет? (не вернуть, не ускорить.)
Дети: Нельзя вернуть то, что уже прошло.
Воспитатель: Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
Идет время своим чередом, в одном темпе, ни быстрее, ни медленнее.
И мы видим только, как движется секундная стрелка на часах.
Воспитатель: Посмотрите на картинки (на мольберте).
Как вы думаете: это модель чего? (Сутки). Почему? (Круг разделен на 4 части, а в сутках тоже 4 части: утро, день, вечер, ночь).
Следующая модель: неделя. Почему вы так думаете? Назовите дни недели.
Модель года. Сколько времен года? Назовите. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние, зимние, весенние, летние месяцы. Сколько месяцев в году?
Воспитатель: У меня модель года. Согласны? Чего не хватает? Что можно добавить, чтобы модель года была завершена (картинки, соответствующие каждому месяцу года).
Уверена, что вы справитесь с таким заданием. А выполнять его вы будете в парах. Найдите себе партнера по принципу противоположной картинки на ваших бейджиках (весна-осень, зима-лето, день-ночь, утро-вечер).
Мини-проекты рассказы об истории возникновения первых часов.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в королевство шашек».
Задачи :1) формировать элементарные математические представления; учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении; учить распознавать фи...
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы к школе по теме: «Почему я люблю город Красноярск?»
Совместная образовательная деятельность направлена на систематизацию представления детей о родном городе с помощью ментальной карты....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Цель: создать условия для познавательного развития дошкольников.Задачи:совершенствовать умения различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник)...
Конспекты ООД Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"
Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно. Задачи:...
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы «Поможем Нолику»
Обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы на тему :День Республики Крым.
Конспект занятия дя детей подготовительной руппы на тему : День Республики Крым....