Отчет по опытно-экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по экспериментальной деятельности в МДОУ «Детский сад №76» воспитателя Гостевой И.О.
Тема эксперимента: «Волшебный снежок».
Вид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий характер
Продолжительность: краткосрочный
Участники: дети средней группы №2, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 месяц
Образовательные области:
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
- Чтение познавательной и художественной литературы;
- Опытно-экспериментальная деятельность;
- Наблюдение во время прогулок;
- Творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Подвижные игры;
- Беседы
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Формирование системы знаний о снеге и его свойствах. Дети знакомятся с образованием снежинок, узнают о пользе и вреде снега.
- Совершенствование умения устанавливать простейшие причинно- следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.
- Развитие наблюдательности, умение видеть и ценить красоту природы.
Для родителей:
- Проведение в домашних условиях простейших опытов со снегом и льдом;
- Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;
- Помощь в организации мини- музея «Парад снеговиков», изготовление снеговиков из различных материалов;
- Оказание помощи в постройке снежной горки на участке.
Для педагогов:
- Создание папки- передвижки «Интересные факты о снеге»;
- Проведение родительского собрания по теме проект;
- Постановка сказки «Снежный колобок»
Цель проекта
Ознакомление со свойствами снега путем развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Задачи:
1.Создавать условия для расширения представлений детей о явлениях окружающей действительности (снег, лёд),
2.Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования снега.
3. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
4.Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.
5.Развивать познавательные процессы ( память, внимание)
6. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
7.Содействовать развитию творческих способностей и воображения;
8.Развивать трудовые и самостоятельные навыки, чувство коллективизма и ответственность за выполненную работу.
9.Воспитывать интерес и любовь к чтению;
10. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить.
Планируемые результаты.
-Расширение представления о снеге .
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
Методы – исследования:
-Чтение художественной и познавательной литературы
-Опыты – эксперименты со снегом
-Рассмотрение иллюстраций
-Просмотр видеоматериалов
-Беседы
-Рассказ из личного опыта
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта..
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
• оформление папки – передвижки « Интересные факты о снеге»
Презентация проекта «Снег – снежок»
Проведение родительского собрания по теме проекта.
Работая по данной теме, я провела с педагогами мастер-класс «Снежные чудеса», где педагогам был предложен план работы с родителями в данном направлении.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Хочу чтобы привлекало в занятии опытами детей не только зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание о том, как это применить в жизни.
В основе работы по детскому экспериментированию я опираюсь на идеи:
- общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе (что нового мы сегодня узнали проведя опыты с воздухом);
- получением новых знаний и сведений, чего-то нового, неожиданного (Понравилось ли вам узнавать свойства камня? Хотите еще исследовать эти свойства);
- накоплением обобщенных способов и методов исследования (теперь вы знаете что, воздух легче воды и как это можно проверить).
При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться, а именно дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Многое в экспериментальной деятельности с детьми моей группы я уже использовала, но есть ещё к чему стремиться, то есть хочу чтобы дети могли самостоятельно:
- выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагать возможные решения;
- проверять эти возможные решения, исходя из данных;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- делать обобщения.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.
Из опыта "Волшебный снежок" при взаимодействии снега и красителя, дети узнали о его свойстве принимать цвет красителя, а при погружении в воду – отдавать краситель воде.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
С введением ФГОС большое внимание уделяю работе с родителями. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию. Провела родительское собрание на тему «Занимательные эксперименты?», анкетирование родителей с целью выявления отношения их к познавательно - исследовательской активности детей.
В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности. В нем родители могут получить консультацию на тему: «Эксперименты и опыты в домашних условиях», буклеты и рекомендации: «Опыты и эксперименты», ознакомиться с памяткой «Снег и его особенности».
У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования.
Комнатный «Зеленый огород», где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения.
• Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:
пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
- детские халаты, фартуки, мантии, конфедератки;
- схемы для проведения опытов.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования
У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...
Отчет об опытно - экспериментальной работе "Живые семена"
Наша группа №7 в этом 2009- 2100 учебном году включилась в городской эксперимент по теме «Укрепление психологического здоровья детей с помощью окружающей природы»....
Фото отчет об опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница соль"
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. Самостоятельная экспер...
Отчет по опытно- экспериментальной деятельности
Отчет по опытно- экспериментальной деятельности в МДОУ детский сад №1»Улыбка» р.п. Озинки Озинского района Саратовской областиАнализ работы за период 2018 - 2019 уче...
Отчет по опытно- экспериментальной деятельности в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» р.п. Озинки Озинского района Саратовской области
Анализ работы за период 2019 - 2020 учебный годНа основании приказа МКУ ИМЦ управления образования №40от 16.09.2019 г...
Отчет по опытно - экспериментальной деятельности. Презентация.
Отчет по опытно - экспериментальной деятельности. Презентация....
Аналитический отчет по опытно-экспериментальной деятельности
краткий отчет за год о проведенной работе...