Аналитический отчет по опытно-экспериментальной деятельности
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 41 «Петушок»
Комбинированного вида
Верхнесалдинского городского округа
Аналитический отчет:
На тему: «Исследовательско - экспериментальная деятельность в ДОУ»
Воспитатель: Вострова. А.А
г. Верхняя Салда
2020 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.
На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей мы прекрасно справляемся с помощью организации опытно–экспериментальной работы с дошкольниками.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
В своей работе я использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да!
В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.
Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
В уголке природы оборудована «мини-лаборатория», это такое место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.
Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче – сухой или мокрый? ”, "Что тонет в воде – камень, песок или дерево? ”, "Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду? ”, "Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой? ” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.
Наша работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе чего дети знакомятся с явлениями и объектами природы. В процессе формирования исследовательских действий решается несколько задач: сочетается показ ребенка с активным действием (восприятие на вкус, запах, ощупывание и т. д., сравниваются предметы по внешнему виду. Учим детей рассуждать, делать выводы, сопоставлять факты. Использовать опыт в различных видах деятельности, будь то игровая или практическая.
Часто замечали, как на улице дети пробовали снег на вкус. Мы всегда говорим, что снег нельзя есть, но почему именно, дети не могли понять. Вот мы и решили провести опыт со снегом. Занесли снег в емкости в группу и, когда снег растаял, процедили воду и посмотрели сколько грязи находится в белом на вид чистом снегу. После такого опыта дети не стали пробовать снег.
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием наблюдают за деревьями, цветами, вертячками, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дети дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь. Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения опытно – экспериментальной работы.
Мной была подобрана методическая литература в виде книг про животных, насекомых, млекопитающих, чтобы ребята больше знакомились с окружающим миром, при помощи этих книг мы исследовали в какой местности живет то или иное живое существо. Так же были собраны различные виды камней, рассматривая их мы поняли, что камни бывают разного цвета, формы, объема и текстуры. Так же мы посмотрели где могут находится эти камни, в воде или на суше. Начали собирать коллекцию тканей, она очень полезна для детей тем, что помогает развивать хорошие тактильные ощущения, исследовали что можно сделать из этой ткани, ребята узнали, что из ткани шьют не только одежду, но и многое другое для повседневной жизни. Так же мной было проведено родительское собрание, на котором мы обсудили с родителями исследовательскую деятельность ребенка дома и не много поиграли сами, родители попробовали сами своими тактильными ощущениями определить, тот или иной предмет. Так же были подготовлены сборники экспериментов: с водой, песком, природными материалами, воздухом, бумагой. И мы с ребятами провели два проекта «Снег», «Огород на окне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования
У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...
Отчет об опытно - экспериментальной работе "Живые семена"
Наша группа №7 в этом 2009- 2100 учебном году включилась в городской эксперимент по теме «Укрепление психологического здоровья детей с помощью окружающей природы»....
Фото отчет об опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница соль"
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. Самостоятельная экспер...
Отчет по опытно-экспериментальной деятельности
Отчет педагога...
Отчет по опытно- экспериментальной деятельности
Отчет по опытно- экспериментальной деятельности в МДОУ детский сад №1»Улыбка» р.п. Озинки Озинского района Саратовской областиАнализ работы за период 2018 - 2019 уче...
Отчет по опытно- экспериментальной деятельности в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» р.п. Озинки Озинского района Саратовской области
Анализ работы за период 2019 - 2020 учебный годНа основании приказа МКУ ИМЦ управления образования №40от 16.09.2019 г...
Отчет по опытно - экспериментальной деятельности. Презентация.
Отчет по опытно - экспериментальной деятельности. Презентация....