Игры с правилами и готовым содержанием
материал
Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В одних осуществляется в музыкальное развитие (музыкального слуха, чувства ритма и др., а другие специально предназначены для развития движений - бега, прыжки, лазанья, для воспитания смелости, ловкости, увертливости, выдержки, третьи разработаны педагогами для упражнения детей в правильном звукопроизношении, в счете. В некоторых закрепляются знания детей об окружающих предметах и явлениях. Есть такие. в которых у детей развиваются сенсорные способности. а также сообразительность, смекалка, внимание, умение обобщать, систематизировать и классифицировать предметы.
Таким образом, по своему содержанию игры с готовыми правилами охватывают самые разнообразные стороны жизни и развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_pravilami_i_gotovym_soderzhaniem.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра ПиМДиНО
Контрольная работа по дошкольной педагогике
на тему: «Игры с правилами и готовым содержанием»
Выполнила: студентка 1 курса
заочной формы обучения (К)
психолого-педагогического факультета
Груздева Юлия Владиславовна
Проверил: ассистент
Коломеец Алёна Владимировна
Воронеж 2015
Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В одних осуществляется в музыкальное развитие (музыкального слуха, чувства ритма и др., а другие специально предназначены для развития движений -бега, прыжки, лазанья, для воспитания смелости, ловкости, увертливости, выдержки, третьи разработаны педагогами для упражнения детей в правильном звукопроизношении, в счете. В некоторых закрепляются знания детей об окружающих предметах и явлениях. Есть такие. в которых у детей развиваются сенсорные способности. а также сообразительность, смекалка, внимание, умение обобщать, систематизировать и классифицировать предметы.
Таким образом, по своему содержанию игры с готовыми правилами охватывают самые разнообразные стороны жизни и развития ребенка.
В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные. Причем под дидактическими понимаются те игры, в которых основная воспитательная задача заключаются в умственном развитии ребенка.
Деление игр на дидактические, подвижные, музыкальные весьма условно, каждая из них воздействует на личность ребенка в целом, но отнесение игры к тому или другому виду возможно по ее основному воспитательному воздействию.
Для всех игр с готовым содержанием и правилами характены следующие особенности:
1. Наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются через игровые действия. Игровой замысел и игровые действия составляют содержание игры.
2. Действия и отношения играющих регулируются правилами.
3. Наличие правил и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовываться и производить игру.
4. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.
Вместе с тем играм с правилами присущи все черты детской игровой деятельности. Вместе с тем играм с правилами присущи все черты детской игровой деятельности.
Среди дидактических игр различают игры в дидактические игры, собственном смысле слова и игры-занятия, иначе игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют.
Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так, в игре «Молчок» задача заключается в том, чтобы удержаться и не заговорить или не засмеяться первому; при игре в лото первому закрыть все клеточки большой карточки; в игре с пирамидкой собрать ее так, чтобы ребро представляло собой ровную линию, и т. д. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений; они могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или их элементов. Действие часто сопровождается речью. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучить и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила называется автодидактизмом (А П. Усова).
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. В одних играх таким самоорганизующим элементом является зачин, считалка, в других - текст песенки или слова, определяющие действия; иногда в игре есть водящий («лото», «прятки»).
Типичной дидактической игрой является игра в лото (любого содержания).
Первому правильно закрыть клетки большой карточки - основная игровая задача. Она решается через ряд игровых действий: выслушать водящего, закрыть клетки большой карты карточками, проверить партнеров Правила игры несложны: ведущий не торопясь говорит, что изображено на его карточке, и делает заявку только тот, у кого есть соответствующее изображение на большой карте. Обучающая задача в лото выступает опосредованно. Она скрыта игровыми действиями. Основное развивающее значение игры - упражнение в применении знаний, уточнение и закрепление их, развитие внимания. Если в знаниях у играющего имеются пробелы, он делает ошибки, и это приводит к проигрышу. При повторной игре ребенок учтет ошибки, на которые ему указали участники игры. Интерес к игре может побудить ребенка обратиться с вопросом к товарищам или взрослым после ее окончания. Сама же игра по своей структуре не представляет возможности сообщать ребенку новые знания
Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных на систематизацию знаний (лото «Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет и зреет» и т. д.).
В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей:
развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр (например, «Танграм») формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т. ц. Имеются и специальные игры на развитие внимания (например «Краски»).
В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Это влияние игр с правилами особенно ценила Н. К. Крупская.
Большинство игр такого рода являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений между детьми. Воспитатель подбором игр обеспечивает формирование в игре отношений содружества.
Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего воспитания детей.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят: деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
1) Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
2) Лото. Они строятся также по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная:
«Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.
3) Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. Тематика домино так же разнообразна, как и лото. В игре развиваются сообразительность, память, умение предвидеть ход партнера и т. д
4) Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью.
5) Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Дидактическая игра в педагогическом процессе выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что и определяет характер руководства ею. Воспитатель осуществляет подбор дидактических игр и игрушек, отвечающих образовательным задачам и возможностям детей, знакомит их с различными способами проведения игры, правилами и контролирует выполнение этих правил (особенно в младшей и средней группах).
В группах детей раннего и младшего дошкольного возраста для ознакомления малышей со свойствами и качествами предметов и вещей, способами их использования, для формирования представлений о форме предметов, их величине, цвете и т. д. воспитатель использует игры с народной дидактической игрушкой, разрезные картинки и складные кубики (разделенные на 2—6 частей) с изображением знакомых предметов. Для уточнения представления о предметах, развития умений сравнивать используют парные картинки и лото.
Игры и игрушки даются детям для свободного и самостоятельного использования. Воспитатель знакомит их с различными способами действий и правилами игры.
Каждая из дидактических игр представляет для ребенка ряд игровых задач: моторных, сенсорных и мыслительных. Например, составляя «пирамидку» (башенку) из колец, ребенок должен различать величину их, убывающую или возрастающую, нанизывать и т. д. Однако дети не сразу усваивают показанные взрослым способы действия, поэтому следует давать игровые задачи с большой постепенностью, а складывающиеся умения длительно упражнять и закреплять. Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу ее воспитатель поясняет правила. При повторных играх он добивается выполнения правил каждым ребенком. По мере усвоения содержания и правил воспитатель предоставляет возможность детям играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений.
В содержании дидактических игр для детей средней и старшей групп учитываются их возрастающий опыт, новые задачи ознакомления с окружающей жизнью (с разнообразным трудом взрослых, с сезонными изменениями в природе и т. д.) и развития их умственной деятельности. Детей этого возраста привлекают винтовые токарные игрушки, уже более сложные по конструкции, игры в «бирюльки», в которых надо проявить выдержку, усидчивость, терпение, разрезные картинки и складные кубики, разделенные на большее, чем раньше, количество частей.
Знакомя детей среднего и старшего возраста с дидактической игрой, воспитатель раскрывает им одно-два существенных правила. Остальные правила и отдельные игровые действия он уточняет в ходе игры.
Детей подготовительной группы в дидактических играх привлекает возможность добиться результата, подумать, проявить сообразительность, смекалку, ловкость и выдержку. Этому служат игры типа «Лабиринт», многие народные игры («Черное и белое», «•Молчок», «Телефон» и др.). В подготовительной группе многие дети учатся играть в шашки и шахматы.
С содержанием и правилами игры детей подготовительной группы знакомят до начала ее, при этом воспитатель вместе с детьми анализирует правила, разъясняет их значение. Наблюдая за играми, он следит за выполнением правил отдельными детьми, иногда помогает робким и неуверенным, при необходимости включается в возникающие споры.
Дети дошкольного возраста самостоятельно не могут использовать все возможности игры или игрушки. Когда данный вариант игры с игрушкой освоен, интерес к ней угасает. В этих случаях воспитатель должен показать новый вариант игры или вместе со старшими детьми придумать его.
Подвижные игры детей. Эти игры составляют большую группу игрсправилами. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта'. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.
Разнообразные двигательные операции в подвижной игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому совершенствуются выразительность движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности,
Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.
Для подвижных игр характерны все признаки игры вообще и игры с правилами. В структуре подвижной игры также можно
Более подробно возможности использования этих игр в развитии детей раскрываются в курсе «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», выделять игровую задачу и игровые действия. Игровые действия| состоят из разнообразных движений, доступных детям. Правила игры предусматривают организацию детей и их взаимоотношения,) определяют обязанности играющих, порядок выполнения движений и т.. д. |
Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения! играющих на группы (команды) и с разделением на группы. |
В педагогической литературе используется также классификация игр по типу основного движения - игры с бегом, игры с прыжками и т. д. Эта классификация близка к делению игр по степени подвижности на игры с малой, средней и большой подвижностью.
Среди подвижных игр любого типа встречаются игры доступные и интересные детям разного возраста, однако исследования и практика устанавливают общую тенденцию к смене игровых интересов детей.
Детей раннего и младшего дошкольного возраста привлекают главным образом игры сюжетные, в которых малыши имитируют несложные жизненные движения. Правила в этих играх часто носят скрытый характер, они заключены в самом содержании изображаемого события или в образе. Доступны также младшим детям игры, движения в которых связаны с использованием предметов («Догони мяч»).
Детям старшего дошкольного возраста интересны игры, в которых они могут проявить смелость, ловкость, находчивость («Пятнашки», «Палочка-выручалочка» и др.). Подвижные игры с предметами для детей старшего дошкольного возраста усложняются по задачам, правилам и организации.
Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения самостоятельно организовывать эти игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика игр с готовым содержанием и правилами.
У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались от поколения к поколению и становились своеобразной формой...
Характеристика игр с готовым содержанием и правилами.
У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались от поколения к поколению и становились своеобразной формой...
Сценарий развлечения (по Правилам дорожного движения.) Тема: «Играем по правилам»
Развлечение по ПДД «И граем по правилам» Цель: формировать устойчивые навыки безопасного поведения детей на улицах и дорогах.Задачи:- закрепление знания детей о правилах дорожного дви...
Квест игра по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы «В поисках книги по правилам дорожного движения»
Цель: Закрепление знаний детей правил дорожного движения, воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.Задачи: Образовательные задачи: закрепить знания правил пешеходов, закрепить дорожные з...
Дидактическая игра по развитию речи «Готовим сами».
Дидактическая игра по развитию речи«Готовим сами». Игра подходит для детей старшей группы, но может использоваться с детьми средней группы.Цель:1. Умение подбирать прилагательные и со...
Сюжетно — дидактическая игра по правилам дорожного движения «Умный пешеход» Цель: Расширять знания о правилах поведения на улице: объяснить алгоритм перехода проезжей части по нерегулируемому переходу. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозиро
: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста...
Игра по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Путешествие по правилам дорожного движения»
Игра по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Путешествие по правилам дорожного движения»...