Совместная деятельность с детьми в режимных моментах
консультация

Николичева Елена Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_sdetmi_v_rezhimnyh_momentah.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 компенсирующего вида»

Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

                                                                                                                                Николичева Елена Васильевна

                                                                                                                                 1 категория

        В детстве, как правило, все девочки мечтали стать актрисами, не стала исключением и я. Мне хотелось походить на всех сразу: Людмилу Гурченко, Надежду Румянцеву. Хотелось быть всегда разной: импульсивной, веселой, задорной, мечтательной и нежной; многому научиться: петь, танцевать, писать стихи и картины. Прошло много лет, и я понимаю – моя мечта сбылась! Я, словно героиня Ардовой из сериала «Одна за всех», - и актриса, и художник, искусствовед, и историк, географ, и экскурсовод, капитан, и инспектор, психолог…

        Я - воспитатель!!! И в зависимости от ситуации выступаю в разных ролях: я и учитель для детей, который много знает и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту.

        Моя задача – оправдать ожидания каждого ребенка, ведь детство – это самоценный период в жизни человека, значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, это пора, наполненная добром, волшебством, открытиями. Стремление познать окружающий мир присущ каждому ребенку. Познания требуют не только усилия мышления, но и усилия воли. Ребенка можно заставить сделать что-либо, но заставить его проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями - -нельзя!

        Учитывая это, в своей профессиональной деятельности создаю необходимые условия, а именно: в течение дня каждый ребенок, в зависимости от индивидуальных особенностей, получает возможность выбора видов активности, материалов, участников совместной деятельности и общения, а самое главное, стараюсь создать для каждого ситуацию успеха, поддержки их положительной самооценки, в которой мои воспитанники самостоятельно принимают решения, чувствуют уверенность в своих силах.

        Совместная деятельность взрослого и ребенка – это деятельность в ходе которой устанавливается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. И мне, как педагогу, важно организовать совместные действия так, чтобы они могли вызвать ребенка на взаимодействие. Найти доступные для него поводы общения.

        Для реализации задач использую формы, специфические для ребенка дошкольного возраста, прежде всего, игру, познавательную и исследовательскую деятельность, творческую активность:

-познавательные беседы;

-экспериментирование;

-наблюдения (прогулки, походы, экскурсии);

-сюжетно – ролевые игры;

-конструирование;

-дидактические игры;

-развлечения.

        Совместная деятельность-это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.

        И я хочу поделиться своими педагогическими хитростями, использование которых в совместной деятельности с воспитанниками в режимных моментах приводит только к положительному результату.

Утренняя гимнастика (я в роли тренера отряда космонавтов): весело и задорно под музыку, выполняя упражнения с твердой уверенностью, что именно утренняя гимнастика, сделает нас с утра сильными, крепкими, здоровыми. Мы отправляемся в полет к далеким планетам, открываем новые звезды, наблюдаем Млечный путь и пытаемся познакомиться с жителями других планет! Мотивация создана, эмоциональный подъем обеспечен, двигательные умения и навыки сформированы, и я уверена, что у детей будет заложена потребность в здоровом образе жизни, стремление к познанию нового и неизведанного!

Игровая деятельность занимает одно из ведущих мест в жизни ребенка, и проходит под наблюдением и непосредственном участии взрослого, я использую разные виды организованной игровой деятельности детей – индивидуальные, подгрупповые и групповые.

Для формирования познавательных процессов и познавательных действий большую роль отвожу дидактическим играм. Ведь основное их значение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить со способами действий, что самое важное – облегчить процесс усвоения знаний.

        В мире детских игр существуют такие, которые в целом можно назвать «спортивным комплексом», но для ума, для развития творческих способностей ребенка.

 К сожалению, обучение детей в большинстве своем направлено в одну сторону развития исполнительных способностей, а более сложная и важная сторона – развитие воображения, образного мышления – как правило остается без внимания. Одной из игр, используемых мной в совместной деятельности, способствующих развитию фантазии ребенка, его мгновенной способности перевоплощаться в других, незнакомых ему людей, является пантомима. Мои наблюдения показали, что такая игра способствует и раскрепощению ребенка, так как поучаствовав в ней он начинает чувствовать себя в обществе, избавляется от лишней стеснительности. Такой мини-спектакль помогает раскрытию творческого потенциала, который пригодится ему впоследствии.

При проведении сюжетно – ролевой игры (как одной из форм совместной деятельности), ставлю такие задачи, при которых активизируется познавательная активность. Создаю ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое и отобразить знакомые виды трудовой деятельности.

В совместной деятельности часто использую такую форму работы как отгадывание ребусов, кроссвордов, игры на составление фигур-силуэтов из специальных наборов. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

        Планирую ОД, как режиссер выстраиваю сюжетную линию, в которой учитываю все нюансы: что в конкретном занятии будет уместно- краткая историческая справка или правильно подобранный предмет-«секрет», способные с первых минут настроить моих воспитанников на диалог. Перевоплощение в пытливого ученого Почемучкина, задающего каверзные вопросы или традиционное представление материала, но с использованием интересных раздаточных пособий, посещения творческой лаборатории, включения информационно-коммуникативных технологий. Таким образом, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, позволяет обеспечить благоприятные условия развития дошкольников, возможности для их позитивной социализации.

         Для формирования общей культуры личности, в том числе ценностей ЗОЖ активно использую прогулки- богатейший источник для познания окружающего мира.

Много лет традицией нашего сада является организация туристических походов -  и такую форму активного отдыха, совместной деятельности с детьми, поддерживаю и развиваю, как человек увлекающийся спортом. Кроме того, все мы знаем, как важен личный пример взрослого.

Полученные знания теоретического материала дети закрепляют на практике. Дошкольники учатся правильно ориентироваться на местности, оказывать первую помощь пострадавшему, разводить костер, правильно ставить палатку. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Туристические походы дают богатый материал для развития математических представлений (счет предметов, сравнение, измерение величин, развитие глазомера, различение формы предметов окружающего мира, ориентировка в пространстве и др.). такая совместная деятельность дополняет знания о растительном и животном мире родного края. Природа родного края – великий учитель. Она пробуждает чуткость, отзывчивость, неравнодушие, умение видеть прекрасное.

Совершенствование способов действий, развитие мышления, элементы творчества – характерные черты совместной познавательной деятельности. Она имеет непосредственную связь с обучением. Соблюдение преемственности между этими двумя формами развития дает возможность разгрузить ОД от второстепенного материала, сосредоточив внимание на изучении основного, упражнять ребят в применении знаний в новых условиях, полнее удовлетворять их познавательные интересы, развивать способности.

        Одним из моих увлечений является оригами – создание фигур из бумаги. Однажды дети увидели, как я складываю двухпалубный корабль из бумаги, а затем я услышала робкий голос: «А меня научите?» Возникшая ситуация еще раз укрепила мое убеждение в том, что увлеченность и заинтересованность самого педагога – одно из необходимых условий развития инициативы и творческих способностей ребенка.

Любая тема, затронутая в ходе минуток общения, прочитанная книга, объект наблюдения на прогулке, а не директивно навязанная модель, становится содержанием совместной деятельности, во время которой дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата.

Практика показала, что в основе совместной деятельности взрослого и детей лежит личная заинтересованность или внутренняя мотивация. А мотивом может служить и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить личные потребности. Внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активизация мышления. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности у него возникает мощная мотивация. Вариативность форм работы, использование разнообразных пособий и ситуаций стимулирует проявление детьми самостоятельности, активизируют их логическое мышление. Для поддержания интереса к процессу познания я постоянно вношу новые элементы игры – поиск, угадывание, соревнования. Подобные игровые моменты делают совместную деятельность наиболее интересной, а, следовательно, позволяет эффективно реализовать цели и задачи по усвоению у детей умений и навыков.

        У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики. Потому что воспитатель должен видеть больше, чем многие другие, уметь применять самые разнообразные знания из различных областей науки, научиться отвечать на тысячи, порой совсем «недетских» вопросов. И просто нельзя останавливаться на достигнутом уровне знаний, повышение профессионального мастерства является необходимостью. Мне интересно все: занимательные факты и разнообразные знания об окружающем мире, исследования психологов и новые педагогические технологии.

        Вы спросите, жалею ли я, что не стала актрисой театра и кино? Нет, не жалею! Не каждая актриса может сыграть столько разнообразных ролей, сколько сыграла их я в детском саду. И роли выбирала сама и свою судьбу, надолго связанную с детством, с миром радости и фантазии.

        На земле каждый день рождается много людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной или сделать великое открытие. Мне важнее то, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть -  своих детей. Может быть кто-то из них станет знаменитым и даже совершит подвиг

        Несомненно, у каждого ребенка имеются свои определенные таланты и способности, но они не лежат на поверхности – увидеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в режимных моментах

Методика организации деятельности. Режимные процессы и виды деятельности....

Совместная деятельность педагога с детьми в режимных моментах

Организованная образовательная деятельностьВиды деятельности Содержание (Формы средства, работы, методы приемы)Игровая деятельностьСюжетно –ролевые игры: «Семья», «Детский сад» (прогулки зимой, подгот...

Методическая разработка организация деятельности с детьми в режимных моментах.

БеседаТема: Природный и бросовый материал.Цель: Дать представление о природном и бросовом материале. Задачи:1. Учить отличать природный материал от бросового.2.Развивать образное мышление; м...

Реализация совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов с учетом принципов интеграции детских видов деятельности

Разнообразная и содержательная работа с детьми в течение всего дня способствует их гармоничному развитию и делает их пребывание в детском саду радостным и увлекательным....

Организация совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах в рамках проекта: «Моя любимая игрушка» в младшей группе.

В данной методической разработке представлены ситуации общения, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации, проблемные ситуации, произведения художественой литературы, используемые в ...

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах в форме игры – путешествия «Путешествие в страну Светофорию» с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет

Цель: продолжать расширять и закреплять представления детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения в игровой форме.Задачи:Образовательные: – в игровой форме уточнить знания детей об эле...