Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
методическая разработка
Пояснительная записка
Нами представленапримерная программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя педагогические возможности различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Цель программы: повышение уровня развития общения у детей дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
- создание условий для развития общения со сверстниками;
- формирование у дошкольников характерных для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;
- формирование умений вести публичные выступления, в соответствии с заданными параметрами;
- воспитание навыков согласования своих действий с действиями сверстников и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_produkt.docx | 764.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Уфа – 2018
Калиева И.М.
Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. – Уфа, ООО «Деловая династия», 2018. – 18 с.
Содержание
Пояснительная записка……………………4
Учебно-тематический план занятий по развитию общения со сверстниками …..8
Содержание «коммуникативных» игр …13
Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников………………………………16
Сюжетные картинки для обсуждения правил общения…………………………. ……….18
Ожидаемые результаты………………….20
Пояснительная записка
Нами представлена примерная программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя педагогические возможности различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Цель программы: повышение уровня развития общения у детей дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
- создание условий для развития общения со сверстниками;
- формирование у дошкольников характерных для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;
- формирование умений вести публичные выступления, в соответствии с заданными параметрами;
- воспитание навыков согласования своих действий с действиями сверстников и взрослых.
Организация образовательной деятельности
Программа, направленная на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, рассчитана на деятельность детей во второй половине дня в рамках проведения игровых и творческих занятий. Проводят такие занятия в течение одного учебного года. Каждое занятие с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа должно составлять не более 15-25 минут.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность по программе, направленной на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, проводится в группах ДОУ или иных помещениях, оборудованных в соответствии с санитарными нормами.
Интеграция образовательных областей по ФГОС ДОО
1. Познавательное развитие: предполагает развитие у детей психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь; расширяется кругозор детей и повышается сенсорное развитие.
2. Социально-коммуникативное развитие: развиваются коммуникативные навыки в процессе общения педагогов с детьми и родителями, пополняется словарь детей, умения выражать свои чувства, желания и мнения понятными и социально-приемлемыми способами; дети приобщаются к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми, у них развиваются навыки оценивания своих возможностей в общении, способности к преодолению трудностей.
3. Речевое развитие: дети научатся говорить полными распространенными предложениями, научатся строить свою речь грамотно и логично.
4. Художественно-эстетическое развитие: будет развиваться творческая активность младших школьников на основе творческих форм деятельности (театрализация, ролевые игры и т.д.)
5. Физическое развитие: формируется правильная осанка при выполнении учебных действий, формируется желание заботиться о своем здоровье.
Учебно-тематический план занятий по развитию общения со сверстниками
№ п/п | Наименование занятия | Цель занятия | Время |
1 | Игра «Через стекло»: детям предлагается сказать жестами собеседнику определенную фразу, а собеседник должен ее озвучить. | умения общаться со сверстниками, использование жестов как средства общения | 20 минут |
2 | Игра «Волшебные очки»: детям по очереди предлагается надеть волшебные очки, которые позволяют видеть в людях только хорошие качества. Детям по очереди необходимо назвать хорошие качества друг друга. | умения общаться в положительном ключе, умения видеть достоинства в собеседнике. | 20 минут |
3 | Ролевая игра «Поведение на детской площадке»: разыгрываются ситуации, которые случались или могли произойти между детьми на площадке. | умение предвидеть конфликтную ситуацию на детской, усвоение правил успешного общения с детьми. | 30 минут |
4 | Ролевая игра «Попроси игрушку»: дети действуют в парах, один ребенок должен попросить игрушку так, чтобы ее получить, а другому ребенку можно отдать игрушку, только если его убедили аргументы собеседника. | развитие коммуникативных навыков, умений аргументировать свою позицию. | 25 минут |
5 | Литературное занятие по рассказу: дети слушают рассказы о поведении детей со сверстниками (на выбор педагога) и анализируют поведение героев. | умения анализировать со стороны действия героев (детей) в общении со сверстниками. | 30 минут |
6 | Занятие «Кукольный театр»: разыгрывание известных детям сказок. | умения контактировать со сверстниками в игровой форме. | 20 минут |
7 | Тренинг «Коврик мира»: для разрешения конфликтов между детьми предлагается коврик, на который садятся поссорившиеся дети. Каждый из них должен объяснить мотивы своих действий и выслушать другого. | умения принимать позицию собеседника, разрешать конфликт мирным путем. | 20 минут |
8 | Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников. | усвоение правил успешного общения среди сверстников. | 20 минут |
9 | Мастер-класс «Основы этикета для детей»: разыгрывание ситуаций этикета (приветствие, прощание и т.д.) | усвоение правил этикета в общении со взрослыми и детьми. | 25 минут |
10 | Игра-театрализация: разыгрывание эпизодов (диалогов) из известных детям сказок. | умения детей не только общаться со сверстниками, но и преодолевать чувство стеснения и смущения перед коллективом при выступлении на сцене. | 30 минут. |
Содержание «коммуникативных» игр
Игра «Через стекло»
Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь одноклассников в столовую», «Сообщаешь, что завтра состоится праздник».
Игра «Волшебные очки»
Цель: развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать сплоченность группы.
Оборудование: «волшебные» очки
Дети садятся в круг. Воспитатель показывает «волшебные» очки. Тот, кто их наденет, увидит в других только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы посмотрим на мир другими глазами. Сейчас каждый из вас примерит очки и хорошенько рассмотрит остальных.
Тренинг «Коврик мира»
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.
Игра «Поздороваемся»
Правила игры: Дети по кругу держатся за руки. По очереди тихо пожимают руку соседу и говорят приветствие.
Упражнение «Доброе животное»
Описание упражнения: участники – дети и воспитатель в кругу и держатся за руки.
Релаксационное упражнение «ПАРОВОЗИК»
Музыка спокойная «на лугу»
Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.
Упражнение "Настроение".
Воспитатель:
-Ребятки наша встреча подходит к завершению, я бы хотела узнать от вас, какое настроение, что вы чувствуете сейчас.
И сейчас мы с вами покажем наше настроение. Вот перед нами стоит корзинка с разноцветными лепестками. Давайте из этих лепестков создадим волшебный цветок. Я вам предлагаю взять лепестки того цвета, который соответствует вашему настроению. В серединку я прикреплю желтый кружочек, а вокруг мы посадим на магнит лепестки.
(звучит спокойная музыка).
Дети выполняют задание, потом вместе с педагогом придумывают название цветка.
Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников
Правила общения
• проявляй внимание к своим друзьям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
• никогда не смейся над физическими недостатками людей;
• всегда и во всём помогай младшим и слабым;
• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
• не придумывай никому обидных прозвищ;
• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;
• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;
• всегда выполняй данные тобой обещания;
• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;
• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;
• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;
• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;
• никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.
Сюжетные картинки для обсуждения правил общения
Ожидаемые результаты
1. Дети старшего дошкольного возраста с помощью занятий по развитию общения со сверстниками, научатся грамотно говорить полными и сложными предложениями, научатся выстраивать логику общения, смогут эффективно взаимодействовать с сверстниками и взрослыми;
2. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря занятиям по развитию общения со сверстниками, сформируются основные аналитические мыслительные действия: дети смогут систематизировать и классифицировать в совей речи определенные сведения;
3. У детей старшего дошкольного возраста с помощью занятий по развитию общения закрепятся навыки успешного взаимодействия друг с другом, дошкольники научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого; научатся быть вежливыми и выдержанными в общении;
4. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря занятиям по развитию навыков общения со сверстниками, сформируются ключевые личностные качества: доброжелательность к сверстникам; коммуникативная активность, умения выступать на сцене, умения аргументировать свою позицию в общении и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".
"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками...
«Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»
Опыт работы...
Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".
Презентация к опыту работы...
Статья на тему общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Общение детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте...
Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс является системным, целостным, развивающимся во времени и в рамках определённой системы целенаправленным процессом, который основывается на взаимодействии в...