Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО
статья

Калиева Ильмира Мансафовна

В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО

Калиева И.М.

В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Воспитательно-образовательный процесс предусматривает создание педагогических условий для ознакомления детей с различными видами опасностей. Вся работа направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации.

Работа строится с учётом вовлечения родителей в образовательный процесс. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребёнок должен быть успешным. Он должен обладать целым рядом интегративных качеств. Т.к. у детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.

По данным медицинской статистики бытовые травмы составляют от 50% до 75%, из них 42% травматических – дети первых шести лет жизни (С.Я.Долицкий, С.М.Мартынов, В.Немисадзе и другие).

Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом естественной любознательности, открытости и доверия к миру и подготовить их к полноценной жизни. Именно поэтому формирование основ безопасности актуально в современном дошкольном образовании. У ребенка необходимо сформировать умение адекватно и осознанно действовать в той ил иной обстановке, развивать самостоятельность и ответственность в поведении.

В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей находила свое отражение в методической литературе «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигались требования воспитания у детей безопасного поведения. Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в ДОУ и семье, позволяющие детям планомерно накапливать знания о правилах безопасного поведения.

Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного поведения ребенка чаще всего низкая. Впервые с миром опасностей ребёнок встречается дома в семье. Причинить вред могут различные домашние предметы: горячая вода, электрический ток, спички, бытовая химия, лекарства и многое другое. Чаще всего эти предметы хранятся в доступном для детей месте. Родители часто не придают этому значение.

Всё это говорит о важности исследования проблемы безопасности жизнедеятельности человека. Возникает необходимость формирования основ безопасного поведения детей в разных экстремальных ситуациях. В дошкольной педагогике этой проблеме уделяют большое внимание. Были разработаны программы по формированию у детей дошкольного возраста «Основ безопасности» (например программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной). Однако эти программы используются не повсеместно.

Педагогам нужно осознать новое содержание дошкольного образования, новые подходы к нему, наполнить свою профессиональную деятельность новыми технологиями и методами, обогатить предметно-развивающую среду и материально-техническое обеспечение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 117 с.

2. Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т.А.Алексеева. – М., 2000.

3. Безопасность человека: учеб.-метод. пособ. для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева. – М.: Фонд национальной и международной безопасности, 2012. – 472 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме

Автором разработан методический материал по безопасности в помощь педагогам....

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту , в социуме , в природе"

 Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения с...

Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, род...

Методическая разработка «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе».

Методическая  разработка«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»....