Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (Блокада Ленинграда)
проект (подготовительная группа)

Жукова Наталья Михайловна

«Никто не забыт, ничто не забыто» (Блокада Ленинграда)

Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили Человек и Город

Людмила Попова

Вид проекта: комплексный

По количеству участников: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Актуальность темы:

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Интерес к теме патриотического воспитания не случаен. У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. О далёком прошлом страны мы узнаём из литературных источников. Но живы свидетели событий 1941-1945 годов – событий Второй мировой войны, победителем в которой стала наша страна. Победа Россией завоёвана непомерным подвигом народа. Война была страшной, кровопролитной, унесшей миллионы жизней. Подвиг народа был так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной.

Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. Для педагогов и родителей важно вырастить высоконравственных детей, воспитать их патриотами своей Родины. Знать и уважать историю и культуру страны, родного города, созданной трудами, подвигом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

 

Цель проекта:

Формировать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, пополнять знания об отдельных страницах истории родного города Санкт - Петербурга.

 

Задачи проекта:

  1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне 1941- 1945г.
  2. Пробудить интерес к наиболее драматичным страницам отечественной истории.
  3. Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.
  4. Познакомить с защитниками Ленинграда, с функциями армии (Дорога жизни).
  5. Формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению.
  6. Воспитывать уважительное отношение к памяти предков – участников Великой Отечественной Войны 1941-1945г.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»:

-Формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.

-Формировать нравственные понятия и этику истинного петербуржца.

-Формировать представление о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность и участие в жизни учреждения.

-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

-Воспитывать уважение к труду взрослых (тружеников тыла), его роли в общественной жизни каждого человека.

-Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город.

 

«Познавательное развитие»:

-Систематизировать знания о Великой Отечественной Войне, блокаде Ленинграда.

-Развивать у детей познавательные интересы.

-Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную

(конструктивную) деятельности.

 

«Речевое развитие»:

-Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

-Приобщать к словесному искусству (стихи, загадки, рассказы).

-Обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность через художественные произведения, посвящённые войне и блокаде.
 

«Художественно- эстетическое развитие»:

-Развивать продуктивную деятельность детей.
-Развивать детское творчество.

-Развивать художественно- творческие способности детей, эстетическое восприятие.
-Приобщать к изобразительному искусству.
 

«Физическое развитие»:

-Формировать у детей двигательные умения и навыки.

-Развивать физические качества (скорость, силу, гибкость, выносливость и координацию).

-Воспитывать бережное, осознанное отношение к себе и своему здоровью.

 

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.
 

Продукты проектной деятельности:

  • Экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто» (фотографии блокадного Ленинграда, корочка хлеба, свеча (вечный огонь), красные гвоздики).
  • Выставка детских работ «Жизнь людей в блокадном Ленинграде».
  • Альбом «Победа была за нами», состоящий из страниц, созданных детьми и родителями.
  • Конкурс чтецов стихотворений о блокаде Ленинграда.
  • Военно-спортивная игра «Зарничка».

Мероприятия по реализации проекта

 I этап – подготовительный 

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей. 
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. 
3. Вовлечь детей в решение проблемы. 
4. Обсудить с родителями возможное содержание мероприятий проекта. 
5. Собрать материал к проекту. 
6. Дать домашнее задание родителям и детям. 


II этап – исследовательский

1. Проведение намеченных мероприятий. 
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала для домашнего задания участниками каждой подгруппы. 
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к совместному мероприятию. 

III этап – обобщающий
Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.

IV этап- заключительный

1.Презентация собранных материалов. 

2.Досуговое мероприятие: военно-спортивная игра «Зарничка».
 

I НОД

  1. Социально-коммуникативное развитие: «Великая Отечественная Война 1941-1945гг.», «На пограничной заставе», «Труд людей блокадного Ленинграда. Дети в блокадном городе».

 

  1. Познавательное-речевое развитие: «Блокада Ленинграда», «900 дней. Имя твоё бессмертно», «Этот день Победы».

 

  1. Познавательно-исследовательская деятельность: «Как мы можем создать музей?».

 

  1. Художественно-творческая деятельность:

-Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала о ВОВ и блокаде Ленинграда.

 

-Рисование: «Враги бомбят город» (акварель), «Дорога жизни», «День памяти погибших в блокаду Ленинграда. Салют над Невой» (восковые карандаши + акварель).

 

-Аппликация: «Вечный огонь», «Цветы для возложения к памятнику».

 

-Лепка: «Обелиски и памятники героическим защитникам Ленинграда» (по замыслу).

 

-Конструирование (з крупных частей конструктора «Строитель»): «Здания, мосты, дороги».

 

-Изготовление открыток для ветеранов ВОВ.

 

-Музыкальное развитие:

Развлечение «А, ну-ка, мальчишки».

Прослушивание патриотических песен «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна», «Ты не бойся, мама».

Прослушивание аудиозаписи сообщения о прорыве блокады Ленинграда, прочитанного Ю. Левитаном, знакомство с Ленинградской симфонией Д. Шостаковича.

 

  1. Физическое развитие:

-Организация военно-спортивных игр, развлечений.

-Построения, перестроения.

-Игры-эстафеты: «Перенеси раненого», «Подводники», «Донесение», «Перетяни канат».

 

II. Совместная образовательная деятельность с детьми

  1. Беседы: «Была война», «Кто из ваших родственников пережил блокаду Ленинграда?», «Блокадная зима», «Почему Ленинград получил звание «город-герой»?», Этическая беседа «Бережное отношение к хлебу».
  2. Составление рассказа на тему: «У вечного огня», «Мы пришли на Пискарёвском кладбище почтить память погибшим в блокаде Ленинграда».
  3. Чтение художественной литературы (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники»; Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова).

Заучивание стихотворений «У монумента», «Разорванное кольцо».

Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: «Герой – за Родину горой», «Русский боец – всем молодец».

  1. Инсценировка по стихотворению С. Я. Маршака «Полковая кухня» (с использованием элементов военной формы).
  2. Учебный тренинг: «Прозвучала воздушная тревога», «В помещении пожар».
  3. Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры: «Военные лётчики», «Пограничники», «Больница» (сюжет: лечим раненых бойцов).

Дидактические игры: «Подбери форму солдату и моряку», «Военные страницы», «Узнай по погонам», «Дневник Победы».

Настольные игры: «Морской бой», «Рода войск».

Словесные игры: «Угадай, что в коробке», «Скажи наоборот».

  1.  Экскурсия в музей гимназии № 114.
  2.  Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».

 

III. Работа с родителями

Родителям предлагается:

  1. Собрать библиотечку книг для детей о ВОВ и блокаде Ленинграда.
  2. Подготовить исторические справки о блокаде Ленинграда.
  3. Организовать выставку детских работ «Жизнь людей в блокадном Ленинграде».
  4. Оказать помощь в оформлении экспозиции: «Никто не забыт, ничто не забыто» (фотографии блокадного Ленинграда, корочка хлеба, свеча (вечный огонь), красные гвоздики).
  5. Оформить мини-музей «Военная техника» с помощью детских игрушек.
  6. Создать альбом «Победа была за нами», состоящий из страниц, созданных детьми и родителями.

 

 

Реализация проекта по этапам

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Вводная беседа по теме проекта. «Была война».

 

 2.Формулирует проблему.

- Что вы знаете о Великой Отечественной Войне 1941- 1945 гг.?

- Что бы хотели узнать?

- Кто нам сможет помочь? К кому обратиться за помощью?

3. Подводит к формулировке задач: познакомить с военной картой, наглядно понимая, что блокада- это замкнутое кольцо; иметь представление о легендарной «Дороге жизни», о её роли в жизни блокадного Ленинграда, о том, какое это было тяжёлое время;

принять участие с родителями в создании альбома «Победа была за нами».

Вживаются в ситуацию.

 

 

Обсуждают проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

Принимают задачи, дополняют.

2 этап

Организует деятельность детей:

познавательно-исследовательскую;

коммуникативную;

восприятие художественной литературы;

изобразительную;

игровую;

музыкальную

 

Организует совместную деятельность с родителями.

 

Принимают активное участие в продуктивной деятельности.

 

Разучивают стихи.

 

 

 

 

Вместе с родителями готовят альбом «Победа была за нами», игрушки для мини-музея «Военная техника», рисование рисунков о блокаде.

3 этап

Организует подготовку трансляции результатов проекта в фотовыставке для родителей.

 

Проводит совместно с детьми конкурс чтецов стихотворений о блокаде Ленинграда.

 

Организует посещение музея Гимназии № 114.

 

Проводит досуговое мероприятие - военно-спортивную игру «Зарничка».

 

 

 

 

Чтение стихотворений о блокаде Ленинграда.

 

 

 

 

 

Участвуют в подготовке и проведении досугового мероприятия.

 

 

 

 

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели

  • для детей:

-стремление активно участвовать в проектной деятельности, быть доброжелательными и отзывчивыми;

-освоение доступных знаний об истории родного Отечества;

-проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

 

  • для педагогов:

- сформированность у детей знаний о Великой Отечественной Войне 1941-1945, блокаде Ленинграда;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.

 

  • для родителей:

- развитие партнёрских отношений в семье;

- проявление интереса к проектной деятельности.

 

  • для ДОУ:

-система работы по патриотическому воспитанию дошкольников;

-оптимизация формирования первичных ценностных ориентаций и позитивной социализации на основе приобщения детей к культуре и истории Санкт- Петербурга.

 

Участники проекта: воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители и дети подготовительной группы.

 

Презентация проекта

Досуговое мероприятие Военно-спортивная игра «Зарничка»

 

Цель: воспитание в духе готовности к защите Родины.

Задачи:

  • Закреплять знания о различных родах войск и воинских званиях.
  • Вызвать эмоциональную радость от активного участия в мероприятии.
  • Воспитание самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, воли, смелости, находчивости, выносливости.

 

Состав отряда: командир, разведчики, медицинские сёстры.

 

Материалы и оборудование: военная форма для генерала; верёвка (для игры «Проползи под колючей проволокой»); игрушечный самолёт; шишки (на каждого ребёнка для игры «Сбей вражеский самолёт»); обручи и шишки (для игры «Пройди через болото»); игрушечная грузовая машина с «боеприпасами» – мешочки с песком (для игры «Сбей вражескую машину»); пластиковые бутылки (для игры «Разминируй поле»); разрезные картинки с изображениями талисманов Олимпиады-2014 (леопард, белый медведь, заяц); звуковоспроизводящая аппаратура; аудиозаписи марша и песен о войне; план маршрута (для каждого отряда); пакет с заданиями (для каждого отряда); награды.

 

Оборудование для отрядов: элементы солдатской формы (танкиста, пограничника, летчика); элементы одежды медицинской сестры; рюкзаки с сухим пайком и необходимым снаряжением (на каждого ребёнка); медицинская аптечка.

 

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».

 

Ход игры:

Звучит марш, дети старшей и подготовительной к школе групп, под руководством командиров отрядов, выстраиваются по периметру площадки. Затем под торжественную музыку выходит взрослый в генеральской форме.

Генерал: Здравия желаю, товарищи бойцы!

Дети: Здравия желаем, товарищ генерал!

Генерал: Товарищи бойцы, в генеральском штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа похищены важные документы. Ваша задача - найти документы и доставить их в штаб. Задание сложное. Вам предстоит преодолеть много препятствий, для чего потребуются мужество, отвага, смелость и решительность. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Дети: Готовы, товарищ генерал!

Генерал: Командирам доложить о готовности отрядов!

Командир отряда «Летчики»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Лётчики» к выполнению боевого задания готов!

Генерал: Встать в строй!

Командир отряда «Летчики» становится в строй.

Командир отряда «Танкисты»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Танкисты» к выполнению боевого задания готов!

Генерал: Встать в строй!

Командир отряда «Танкисты» становится в строй.

Командир отряда «Пограничники»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу). Товарищ генерал! Отряд «Пограничники» к выполнению боевого задания готов!

Генерал: Встать в строй!

Командир отряда «Пограничники» становится в строй.

 

Генерал: Перед выполнением боевого задания проверим вашу строевую подготовку. Приготовиться к выполнению строевых упражнений.

В шеренгу становись! (Отряды выполняют команды.) Равняйсь, смирно! На первый-второй рассчитайся! Направо! В две колонны стройся! Шагом марш! Песню запевай! На месте стой!

Для выполнения боевого задания отряды готовы! Командиры получат план маршрута. На плане синим цветом отмечено место начала движения отряда, красным цветом - место нахождения пакета с документом, стрелками показан путь передвижения отряда. Когда отряд найдёт пакет с документами, он должен вернуться и доложить о выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута!

 

Командиры подходят к генералу и получают планы маршрутов.

 

Генерал: Отрядам приступить к выполнению задания!

Отряды группируются, знакомятся с планом, находят место начала движения и начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

 

 

 

Игра «Пройди через колючую проволоку»

Игрокам предлагается проползти под «колючей проволокой» или перешагнуть через нее так, чтобы она не была задета. Если игрок заденет «колючую проволоку», он считается раненым, и санитары накладывают ему бинт на «рану».

 

Игра «Разминируй поле»

Игрокам предлагается отыскать на поле под листвой деревьев «мины» (пластиковые бутылки, на половину вкопанные в землю) и «разминировать мину» (открутить крышки на бутылках). Если игрок вытаскивает «мину» из земли, то она «взрывается», игрок считается «раненым», и санитары накладывают бинт на «рану».

 

Игра «Преодолей препятствие»

 Игрокам предлагается перелезть через «горы» (гимнастическую лесенку), не прибегая к помощи взрослых.

 

Игра «Сбей вражеский самолёт»

Игрокам предлагается попасть «снарядами» (шишками) в «самолёт» (игрушечный самолёт, размещённый на ветке дерева). Каждый игрок имеет право сделать только один бросок.

Игра «Пройди через болото»

Игрокам предлагается перебраться через «болото» по «кочкам» (обручи), взять «снаряды» (шишки) и вернуться обратно. Игрок не должен наступать на «торфяные кочки» (обручи красного цвета), которые могут в любой момент «вспыхнуть). Игрок, который вступил в обруч красного цвета, считается раненым, и санитары накладывают бинт на «рану».

 

Игра «Снайперы»

Игрокам предлагается попасть «гранатой» (мешочком с песком) во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы. Игрок не должен переступать черту, так как может произойти «взрыв».

 

Далее проверяющий указывает место нахождения пакета с документами, предлагая выполнить определённые действия. Для выполнения действий командир отряда назначает игрока. Проверяющий подаёт команды для выполнения действий (например: «Встать лицом к дереву (дому, детскому саду, участку и др.), сделать четыре шага вперёд, повернуться направо, сделать ещё пять шагов, затем повернуться налево…»). Игрок выполняет действия и находит пакет. Члены отряда все вместе открывают пакет, в котором документы оказываются разрезанными на мелкие кусочки. Выясняется, что эти кусочки необходимо соединить между собой и склеить. В результате этой работы в каждом отряде получается свой документ- рисунок с изображением символа Олимпийских игр 2014 года (леопард, белый медведь, заяц).

В назначенное время все отряды собираются на площадке и докладывают генералу о выполнении задания.

 

Генерал: Отряды, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к докладу о выполнении задания.

Командир отряда «Лётчики»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Лётчики» задание выполнил. Пакет доставлен в штаб!

Командир вручает генералу пакет с документом.

Генерал. Встать в строй!

Командир отряда «Лётчики» становится в строй.

Командир отряда «Танкисты». Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Танкисты» задание выполнил. Пакет доставлен в штаб!

Командир вручает генералу пакет с документом.

Генерал. Встать в строй!

Командир отряда «Танкисты» становится в строй.

Командир отряда «Пограничники». Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Пограничники» задание выполнил. Пакет доставлен в штаб!

Командир вручает генералу пакет с документом.

Генерал. Встать в строй!

Командир отряда «Танкисты» становится в строй.

Генерал. Товарищи бойцы! Вы отлично справились с боевым заданием. Все документы доставлены в штаб. Я выражаю вам благодарность за участие в сегодняшней игре и награждаю орденами и медалями за мужество, отвагу, смелость и решительность. Командирам получить ордена и медали для своего отряда.

 

Командиры подходят к генералу и получают награды. Звучит марш, дети уходят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Никто не забыт, ничто не забыто» (Блокада Ленинграда)

Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили Человек и Город

Людмила Попова

Вид проекта: комплексный

По количеству участников: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Актуальность темы: 

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Интерес к теме патриотического воспитания не случаен. У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. О далёком прошлом страны мы узнаём из литературных источников. Но живы свидетели событий 1941-1945 годов – событий Второй мировой войны, победителем в которой стала наша страна. Победа Россией завоёвана непомерным подвигом народа. Война была страшной, кровопролитной, унесшей миллионы жизней. Подвиг народа был так велик, что война 1941-1945 годов названа Великой Отечественной.

Именно события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. Для педагогов и родителей важно вырастить высоконравственных детей, воспитать их патриотами своей Родины. Знать и уважать историю и культуру страны, родного города, созданной трудами, подвигом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Цель проекта:

Формировать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста, пополнять знания об отдельных страницах истории родного города Санкт - Петербурга.

Задачи проекта:

  1. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне 1941- 1945г.
  2. Пробудить интерес к наиболее драматичным страницам отечественной истории.
  3. Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.
  4. Познакомить с защитниками Ленинграда, с функциями армии (Дорога жизни).
  5. Формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению.
  6. Воспитывать уважительное отношение к памяти предков – участников Великой Отечественной Войны 1941-1945г.

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»:

-Формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.

-Формировать нравственные понятия и этику истинного петербуржца.

-Формировать представление о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность и участие в жизни учреждения.

-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

-Воспитывать уважение к труду взрослых (тружеников тыла), его роли в общественной жизни каждого человека.

-Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город.

«Познавательное развитие»:

-Систематизировать знания о Великой Отечественной Войне, блокаде Ленинграда.

-Развивать у детей познавательные интересы.

-Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную

(конструктивную) деятельности.

«Речевое развитие»:

-Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

-Приобщать к словесному искусству (стихи, загадки, рассказы).

-Обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность через художественные произведения, посвящённые войне и блокаде.

«Художественно- эстетическое развитие»:

-Развивать продуктивную деятельность детей.
-Развивать детское творчество.

-Развивать художественно- творческие способности детей, эстетическое восприятие.
-Приобщать к изобразительному искусству.

«Физическое развитие»:

-Формировать у детей двигательные умения и навыки.

-Развивать физические качества (скорость, силу, гибкость, выносливость и координацию).

-Воспитывать бережное, осознанное отношение к себе и своему здоровью.

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.

Продукты проектной деятельности:

  • Экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто» (фотографии блокадного Ленинграда, корочка хлеба, свеча (вечный огонь), красные гвоздики).
  • Выставка детских работ «Жизнь людей в блокадном Ленинграде».
  • Альбом «Победа была за нами», состоящий из страниц, созданных детьми и родителями.
  • Конкурс чтецов стихотворений о блокаде Ленинграда.
  • Военно-спортивная игра «Зарничка».

Мероприятия по реализации проекта

 I этап – подготовительный 

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей. 
2. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. 
3. Вовлечь детей в решение проблемы. 
4. Обсудить с родителями возможное содержание мероприятий проекта. 
5. Собрать материал к проекту. 
6. Дать домашнее задание родителям и детям. 


II этап – исследовательский

1. Проведение намеченных мероприятий. 
2. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала для домашнего задания участниками каждой подгруппы. 
3. Сбор и обобщение материала, подготовка к совместному мероприятию. 

III этап – обобщающий
Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.

IV этап- заключительный

1.Презентация собранных материалов. 

2.Досуговое мероприятие: военно-спортивная игра «Зарничка».

I НОД

  1. Социально-коммуникативное развитие: «Великая Отечественная Война 1941-1945гг.», «На пограничной заставе», «Труд людей блокадного Ленинграда. Дети в блокадном городе».

  1. Познавательное-речевое развитие: «Блокада Ленинграда», «900 дней. Имя твоё бессмертно», «Этот день Победы».

  1. Познавательно-исследовательская деятельность: «Как мы можем создать музей?».

  1. Художественно-творческая деятельность:

-Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала о ВОВ и блокаде Ленинграда.

-Рисование: «Враги бомбят город» (акварель), «Дорога жизни», «День памяти погибших в блокаду Ленинграда. Салют над Невой» (восковые карандаши + акварель).

-Аппликация: «Вечный огонь», «Цветы для возложения к памятнику».

-Лепка: «Обелиски и памятники героическим защитникам Ленинграда» (по замыслу).

-Конструирование (з крупных частей конструктора «Строитель»): «Здания, мосты, дороги».

-Изготовление открыток для ветеранов ВОВ.

-Музыкальное развитие:

Развлечение «А, ну-ка, мальчишки».

Прослушивание патриотических песен «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна», «Ты не бойся, мама».

Прослушивание аудиозаписи сообщения о прорыве блокады Ленинграда, прочитанного Ю. Левитаном, знакомство с Ленинградской симфонией Д. Шостаковича.

  1. Физическое развитие:

-Организация военно-спортивных игр, развлечений.

-Построения, перестроения.

-Игры-эстафеты: «Перенеси раненого», «Подводники», «Донесение», «Перетяни канат».

II. Совместная образовательная деятельность с детьми

  1. Беседы: «Была война», «Кто из ваших родственников пережил блокаду Ленинграда?», «Блокадная зима», «Почему Ленинград получил звание «город-герой»?», Этическая беседа «Бережное отношение к хлебу».
  2. Составление рассказа на тему: «У вечного огня», «Мы пришли на Пискарёвском кладбище почтить память погибшим в блокаде Ленинграда».
  3. Чтение художественной литературы (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники»; Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова).

Заучивание стихотворений «У монумента», «Разорванное кольцо».

Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: «Герой – за Родину горой», «Русский боец – всем молодец».

  1. Инсценировка по стихотворению С. Я. Маршака «Полковая кухня» (с использованием элементов военной формы).
  2. Учебный тренинг: «Прозвучала воздушная тревога», «В помещении пожар».
  3. Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры: «Военные лётчики», «Пограничники», «Больница» (сюжет: лечим раненых бойцов).

Дидактические игры: «Подбери форму солдату и моряку», «Военные страницы», «Узнай по погонам», «Дневник Победы».

Настольные игры: «Морской бой», «Рода войск».

Словесные игры: «Угадай, что в коробке», «Скажи наоборот».

  1.  Экскурсия в музей гимназии № 114.
  2.  Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».

III. Работа с родителями

Родителям предлагается:

  1. Собрать библиотечку книг для детей о ВОВ и блокаде Ленинграда.
  2. Подготовить исторические справки о блокаде Ленинграда.
  3. Организовать выставку детских работ «Жизнь людей в блокадном Ленинграде».
  4. Оказать помощь в оформлении экспозиции: «Никто не забыт, ничто не забыто» (фотографии блокадного Ленинграда, корочка хлеба, свеча (вечный огонь), красные гвоздики).
  5. Оформить мини-музей «Военная техника» с помощью детских игрушек.
  6. Создать альбом «Победа была за нами», состоящий из страниц, созданных детьми и родителями.

Реализация проекта по этапам

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Вводная беседа по теме проекта. «Была война».

 2.Формулирует проблему.

- Что вы знаете о Великой Отечественной Войне 1941- 1945 гг.?

- Что бы хотели узнать?

- Кто нам сможет помочь? К кому обратиться за помощью?

3. Подводит к формулировке задач: познакомить с военной картой, наглядно понимая, что блокада- это замкнутое кольцо; иметь представление о легендарной «Дороге жизни», о её роли в жизни блокадного Ленинграда, о том, какое это было тяжёлое время;

принять участие с родителями в создании альбома «Победа была за нами».

Вживаются в ситуацию.

Обсуждают проблемную ситуацию.

Принимают задачи, дополняют.

2 этап

Организует деятельность детей:

познавательно-исследовательскую;

коммуникативную;

восприятие художественной литературы;

изобразительную;

игровую;

музыкальную

Организует совместную деятельность с родителями.

Принимают активное участие в продуктивной деятельности.

Разучивают стихи.

Вместе с родителями готовят альбом «Победа была за нами», игрушки для мини-музея «Военная техника», рисование рисунков о блокаде.

3 этап

Организует подготовку трансляции результатов проекта в фотовыставке для родителей.

Проводит совместно с детьми конкурс чтецов стихотворений о блокаде Ленинграда.

Организует посещение музея Гимназии № 114.

Проводит досуговое мероприятие - военно-спортивную игру «Зарничка».

Чтение стихотворений о блокаде Ленинграда.

Участвуют в подготовке и проведении досугового мероприятия.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели

  • для детей:

-стремление активно участвовать в проектной деятельности, быть доброжелательными и отзывчивыми;

-освоение доступных знаний об истории родного Отечества;

-проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

  • для педагогов:

- сформированность у детей знаний о Великой Отечественной Войне 1941-1945, блокаде Ленинграда;

- приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.

  • для родителей:

- развитие партнёрских отношений в семье;

- проявление интереса к проектной деятельности.

  • для ДОУ:

-система работы по патриотическому воспитанию дошкольников;

-оптимизация формирования первичных ценностных ориентаций и позитивной социализации на основе приобщения детей к культуре и истории Санкт- Петербурга.

Участники проекта: воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители и дети подготовительной группы.

Презентация проекта

Досуговое мероприятие Военно-спортивная игра «Зарничка»

Цель: воспитание в духе готовности к защите Родины.

Задачи:

  • Закреплять знания о различных родах войск и воинских званиях.
  • Вызвать эмоциональную радость от активного участия в мероприятии.
  • Воспитание самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, воли, смелости, находчивости, выносливости.

Состав отряда: командир, разведчики, медицинские сёстры.

Материалы и оборудование: военная форма для генерала; верёвка (для игры «Проползи под колючей проволокой»); игрушечный самолёт; шишки (на каждого ребёнка для игры «Сбей вражеский самолёт»); обручи и шишки (для игры «Пройди через болото»); игрушечная грузовая машина с «боеприпасами» – мешочки с песком (для игры «Сбей вражескую машину»); пластиковые бутылки (для игры «Разминируй поле»); разрезные картинки с изображениями талисманов Олимпиады-2014 (леопард, белый медведь, заяц); звуковоспроизводящая аппаратура; аудиозаписи марша и песен о войне; план маршрута (для каждого отряда); пакет с заданиями (для каждого отряда); награды.

Оборудование для отрядов: элементы солдатской формы (танкиста, пограничника, летчика); элементы одежды медицинской сестры; рюкзаки с сухим пайком и необходимым снаряжением (на каждого ребёнка); медицинская аптечка.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».

Ход игры:

Звучит марш, дети старшей и подготовительной к школе групп, под руководством командиров отрядов, выстраиваются по периметру площадки. Затем под торжественную музыку выходит взрослый в генеральской форме.

Генерал: Здравия желаю, товарищи бойцы!

Дети: Здравия желаем, товарищ генерал!

Генерал: Товарищи бойцы, в генеральском штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа похищены важные документы. Ваша задача - найти документы и доставить их в штаб. Задание сложное. Вам предстоит преодолеть много препятствий, для чего потребуются мужество, отвага, смелость и решительность. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Дети: Готовы, товарищ генерал!

Генерал: Командирам доложить о готовности отрядов!

Командир отряда «Летчики»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Лётчики» к выполнению боевого задания готов!

Генерал: Встать в строй!

Командир отряда «Летчики» становится в строй.

Командир отряда «Танкисты»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Танкисты» к выполнению боевого задания готов!

Генерал: Встать в строй!

Командир отряда «Танкисты» становится в строй.

Командир отряда «Пограничники»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу). Товарищ генерал! Отряд «Пограничники» к выполнению боевого задания готов!

Генерал: Встать в строй!

Командир отряда «Пограничники» становится в строй.

Генерал: Перед выполнением боевого задания проверим вашу строевую подготовку. Приготовиться к выполнению строевых упражнений.

В шеренгу становись! (Отряды выполняют команды.) Равняйсь, смирно! На первый-второй рассчитайся! Направо! В две колонны стройся! Шагом марш! Песню запевай! На месте стой!

Для выполнения боевого задания отряды готовы! Командиры получат план маршрута. На плане синим цветом отмечено место начала движения отряда, красным цветом - место нахождения пакета с документом, стрелками показан путь передвижения отряда. Когда отряд найдёт пакет с документами, он должен вернуться и доложить о выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута!

Командиры подходят к генералу и получают планы маршрутов.

Генерал: Отрядам приступить к выполнению задания!

Отряды группируются, знакомятся с планом, находят место начала движения и начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

Игра «Пройди через колючую проволоку»

Игрокам предлагается проползти под «колючей проволокой» или перешагнуть через нее так, чтобы она не была задета. Если игрок заденет «колючую проволоку», он считается раненым, и санитары накладывают ему бинт на «рану».

Игра «Разминируй поле»

Игрокам предлагается отыскать на поле под листвой деревьев «мины» (пластиковые бутылки, на половину вкопанные в землю) и «разминировать мину» (открутить крышки на бутылках). Если игрок вытаскивает «мину» из земли, то она «взрывается», игрок считается «раненым», и санитары накладывают бинт на «рану».

Игра «Преодолей препятствие»

 Игрокам предлагается перелезть через «горы» (гимнастическую лесенку), не прибегая к помощи взрослых.

Игра «Сбей вражеский самолёт»

Игрокам предлагается попасть «снарядами» (шишками) в «самолёт» (игрушечный самолёт, размещённый на ветке дерева). Каждый игрок имеет право сделать только один бросок.

Игра «Пройди через болото» 

Игрокам предлагается перебраться через «болото» по «кочкам» (обручи), взять «снаряды» (шишки) и вернуться обратно. Игрок не должен наступать на «торфяные кочки» (обручи красного цвета), которые могут в любой момент «вспыхнуть). Игрок, который вступил в обруч красного цвета, считается раненым, и санитары накладывают бинт на «рану».

Игра «Снайперы»

Игрокам предлагается попасть «гранатой» (мешочком с песком) во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы. Игрок не должен переступать черту, так как может произойти «взрыв».

Далее проверяющий указывает место нахождения пакета с документами, предлагая выполнить определённые действия. Для выполнения действий командир отряда назначает игрока. Проверяющий подаёт команды для выполнения действий (например: «Встать лицом к дереву (дому, детскому саду, участку и др.), сделать четыре шага вперёд, повернуться направо, сделать ещё пять шагов, затем повернуться налево…»). Игрок выполняет действия и находит пакет. Члены отряда все вместе открывают пакет, в котором документы оказываются разрезанными на мелкие кусочки. Выясняется, что эти кусочки необходимо соединить между собой и склеить. В результате этой работы в каждом отряде получается свой документ- рисунок с изображением символа Олимпийских игр 2014 года (леопард, белый медведь, заяц).

В назначенное время все отряды собираются на площадке и докладывают генералу о выполнении задания.

Генерал: Отряды, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к докладу о выполнении задания.

Командир отряда «Лётчики»: Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Лётчики» задание выполнил. Пакет доставлен в штаб!

Командир вручает генералу пакет с документом.

Генерал. Встать в строй!

Командир отряда «Лётчики» становится в строй.

Командир отряда «Танкисты». Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Танкисты» задание выполнил. Пакет доставлен в штаб!

Командир вручает генералу пакет с документом.

Генерал. Встать в строй!

Командир отряда «Танкисты» становится в строй.

Командир отряда «Пограничники». Отряд, равняйсь, смирно! (Маршевым шагом подходит к генералу) Товарищ генерал! Отряд «Пограничники» задание выполнил. Пакет доставлен в штаб!

Командир вручает генералу пакет с документом.

Генерал. Встать в строй!

Командир отряда «Танкисты» становится в строй.

Генерал. Товарищи бойцы! Вы отлично справились с боевым заданием. Все документы доставлены в штаб. Я выражаю вам благодарность за участие в сегодняшней игре и награждаю орденами и медалями за мужество, отвагу, смелость и решительность. Командирам получить ордена и медали для своего отряда.

Командиры подходят к генералу и получают награды. Звучит марш, дети уходят.

Методическое обеспечение

Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

Суслова В., Колпакова Д. «Был город-фронт, была блокада…». Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника – Л.: «Детская литература», 1984г.- 206с., ил.

Ушакова Л.П. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.-48с., цв. ил.

Ходза Н.А. «Дорога жизни» 1941-1943г.» - СПб.: «Издательство детской литературы «ДЕТГИЗ», 2013.- 90с.,ил.

Чусовлянкина Е.Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной–программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников».

Приложение 1

Беседа «Была война»

Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка!

Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии, это уже беда! Тогда гибнут люди – и мамы, и папы, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется война. Войн в мире было много, да и сейчас они ведутся.

А сегодня мы с вами, ребята, вспомним Великую Отечественную войну. Вам кажется, что это было давно. А ведь ваши прабабушки и прадедушки жили в то время, они были такими же маленькими, как вы сейчас.

Началась эта война 22 июня 1941 г. И продлилась четыре года. Напали на нашу Родину фашистские войска, а возглавлял эти войска Гитлер. Много зла он сделал и своей родине – Германии. И сначала удалось фашистам много наших городов, сел уничтожить, убить много людей. И война эта потому и называется Великой Отечественной.

Очень много пап и мам не вернулись с той войны; многие дети остались сиротами. У многих ребят остались только воспоминания о папах, о том, как было здорово, хорошо им было до войны. Вот как это было у одного мальчика – героя книги В. Голявкина «Мой добрый папа»:

«… Папа мой украшает елку. Сначала мы украшали все вместе – я, мам, Боба и папа. Потом мы пошли спать, а папа остался. Он ходил вокруг елки на цыпочках и говорил сам с собой… «Вот этот заяц пойдет сюда, нет, пожалуй, сюда… А вот этот шар перевесим вот так… ».

Это было в прошлом году.

Больше я не увижу папу. Мой папа убит.

Мне казалось, война – это что-то такое, где палят пушки и мчатся танки, и падают бомбы, и ничего не случается. Просто пушки палят, танки мчатся, бомбы падают, и ничего не случается. Крича «Ура! » и побеждают.

Я стою на балконе. Гляжу сквозь ветви на улицу. Вижу снег, и людей, и машины, и мне кажется, я жду папу… Вот сейчас он выйдет из-за угла…

Но мой папа убит. Папа мой похоронен… »

Было очень трудно, но народ наш победил. Так и должно быть – ведь если к тебе в дом пришел враг, начал ломать все в твоем доме, бить тебя и твоих близких, то защищаться от этого врага – твое правое дело, это справедливо. Так и в войне – справедливость победила. И была победа! Это было весной 9 мая 1945 года. И был праздник, был грандиозный парад. Вот как это было: «Фашистская Германия признала себя окончательно побежденной. А вскоре в Москве, в столице наше Родины, на Красной площади, состоялся грандиозный Парад Победы. Торжественным шагом проходили по площади воины-победители. Шли, шли войска, и вдруг отделилась от общего строя колонна солдат, резко повернулась в сторону кремлевской стены и бросила к подножию Мавзолея знамена поврежденной фашистской Германии.

Долго не смолкало в этот день народное ликование. А когда наступил вечер, над праздничной Москвой прогремели торжественные залпы. И взлетали, взлетали над вечерней Москвой огни салюта, словно сама радость взлетала в небо». (Алексеев С. Последний штурм.)

- Кто напал на нашу Родину?

- Что хотели отобрать у нас фашисты?

- Почему война называется Великая Отечественная?

-Сколько по времени длилась война?

- Кто победил в войне?

- Где состоялся Парад Победы?

Приложение 2

НОД «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

Ход занятия:

Слайд 1

Воспитатель: Каждый год в мае мы отмечает самый светлый для нашей страны праздник День победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, которая закончилась полной победой нашего народа.

Слайд 2 (Звучит песня «День Победы»)

Воспитатель: О каком празднике говорится я в этой песне?

Дети: О празднике Победы.

Воспитатель: А что за праздник День Победы?

Дети: Это праздник Победы нашего народа в войне.

Слайд 3

Воспитатель: Правильно, это праздник Победы на фронте и в тылу.

Слайд 4-7

День за днем, месяц за месяцем, год за годом солдаты, моряки, летчики, воевали на фронте с фашистами.

Слайд 8

А в тылу, дома, их ждали матери, сестры, жены, и не просто ждали, а трудились для фронта. Все мужчины были на войне, и женщинам пришлось взять на свои хрупкие плечи не только заботу о доме, но и выполнять работу за мужчин.

Слайд 9-12

Нужно было выпускать новые машины, танки, пушки, снаряды. На фронте нужно было чем бить врага, растить хлеб, чтобы кормить армию и своих отцов заменили дети.

Скажите, у кого есть дедушки и бабушки, которые воевали? (ответы детей).

Слайд 13

Не просто мы пришли к Победе. Целых четыре года войска гнали врага с нашей земли. Врага- злого, жестокого, кровожадного. И благодаря героизму наших доблестных дедов, воевавших на фронте, и патриотизму наших людей, трудившихся в тылу, мы живем сейчас в мире!

А кто скажет, когда мы отмечаем День Победы?

Слайд 14

Дети: 9 Мая!

А что бывает в этот день, послушайте загадку!

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты.

А на них — то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

Что же это такое? (Ответы детей.)

Слайд 15-16

Правильно, а вы видели салют? (Ответы детей.)

Слайд 17

Хорошо. Это салют в честь всех людей, кто участвовал в этой страшной войне. Кто погиб, и кто вернулся живым. В этом году мы готовится в 68-й раз отмечать светлый и скорбный праздник — День Победы. Светлый - потому что мы чтим наших героев. А скорбный - потому что вспоминаем, тех, кто погиб во время войны. А сейчас я вам немного расскажу, как начиналась война.

Слайд 18-20

Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда все города и села нашей Родины спали глубоким сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.

Слайд 21

В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Слайд 22

Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.

Слайд 23

Как вы думаете, что такое «подвиг»?

Дети. Это смелый, отважный, хороший поступок.

Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети. Герой.

Воспитатель. Вот о таких героях я вам сейчас расскажут наши дети, они приготовили рассказы о своих прадедах и прабабушках, ветеранах войны и тружениках тыла

Слайд 24-30

(рассказы детей)

Слайд 31

Воспитатель: Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи.

(Ребёнок  читает стихи)

Слайд 32

Торжественно - траурная передача «Минута молчания» звучит на радио и телевидении каждый год 9 Мая как дань уважения подвигу советского народа в Великой отечественной войне, дань памяти погибших на фронте и в тылу.

(Стихотворение «Минута молчания»)

Слайд 33

Мы сегодня почтим память наших героев минутой молчания, прошу всех

(Звучит метроном).

Приложение 3

Консультация для родителей

27 января -  День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

70-я годовщина

Мы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили Человек и Город.

                                                              Людмила Попова

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/735/96735912_large_480eab0e4cd5.jpg

Город потерял каждого второго жителя. В битве за Ленинград погибло около миллиона солдат, матросов и офицеров.

Девятисотдневная оборона Ленинграда стала одним из самых трагических и героических моментов в истории человечества, она отсчитывается с 10 июля 1941 г., когда начались бои на Лужском рубеже.

8 сентября 1941г. фашисты взяли Шлиссельбург и вышли к Ладожскому озеру – город оказался в кольце блокады. Враг неоднократно предпринимал попытки взять город штурмом, но, потерпев неудачу, перешёл к тактике планомерного уничтожения его защитников и мирного населения.

Уже в сентябре 1941г. начались бомбёжки и артобстрелы, всего сигнал воздушной тревоги подавался 649 раз. Снаряды разрывались на предприятиях, в жилых домах, школах, на улицах.

Зима 1941-1942гг. отличалась крайней суровостью, столбик термометра падал до отметки –40 градусов. Транспорт встал.  Не было электричества. Вышел из строя водопровод. Ещё страшнее был голод.

В первую зиму блокады треть населения города получала по рабочим карточкам  250 г хлеба, две трети ленинградцев – служащие, дети и пенсионеры- 125г хлеба, наполовину состоявшего из примесей.

Практически у всех жителей стало развиваться блокадное заболевание, вызванное недоеданием, - «алиментарная дистрофия». Единственным способом доставки в город продовольствия стал путь по воде, а зимой по льду Ладожского озера – Дорога Жизни, она не только спасла Ленинград, но дала ему возможность выжить, выстоять и победить.

http://s001.radikal.ru/i196/1105/e9/4f42062581b4.jpg

18 января 1943 г. в ходе военной операции «Искра» блокада была прорвана. И только через год, 27 января 1944г. Ленинград был полностью освобождён от блокады, немецкие войска отброшены от города на 65 – 100 км на юге и западе.

«Нет в мире города, который столько жизней отдал ради победы.

Его история – история всей отечественной войны: если мы вошли в Берлин, это и потому, что немцы не вошли в Ленинград», - писал И.Эренбург.

http://xn--b1aecbgc5andg.xn--p1ai/images/news/leningradskii-salyut/1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Никто не забыт - ничто не забыто!"

Патриотический проект рассчитан на старший дошкольный возраст....

Проект "Никто не забыт, ничто не забыто"

В материале представлены этапы работы над проектом, перспективный план реализации проекта...

Проект -"Никто не забыт - ничто не забыто".

Детско - родительский проект.Формирование у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств....

Проект "Никто не забыт, Ничто не забыто"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущен...

Педагогический проект "Никто не забыт, ничто не забыто"

В педагогическом проекте раскрыта актуальность формирования у дошкольников представлений об истории России, о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа, наших героев Павловчан, воспитания в...

Презентация проекта "Никто не забыт- ничто не забыто"

Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше...

Творческий проект "Никто не забыт, ничто не забыто"

Творческий, информационный -  игровой проект.Продолжительность: краткосрочныйСрок реализации проекта: с марта по майУчастники проекта: воспитатели, дети, родители.Цель:воспитание патриотизма, чув...