Педагогическое творчество
консультация

Байдуллина Ирина Александровна

Педагогическое твочество - волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар практикум33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогическое творчество – волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

Вступительная часть

1.Мы приветствуем сегодня

Умных, ласковых своих друзей.

Тех, кто полон сил и знаний,

Свежих мыслей и идей.

Все вы лучшую избрали

Среди множества дорог,

Вас когда-то на дошкольный

Привела она порог.

2.Свои первые занятия

Вы успешно провели

И чему-то научили,

И увлечь детей смогли.

Вы теперь достойны чести

Называться “Педагог”.

И сегодня проведём мы

Всех стараний наш итог.

Доклад

«Создание творческой атмосферы педагога - основы для дальнейшего роста творческого потенциала дошкольников».

Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

Доброе утро, сегодня я, вместе со своими коллегами, приглашаю Вас в наше дошкольное учреждение «Дюймовочка » поговорить на тему «Педагогическое творчество – волшебный ключ к развитию творческого потенциала ребенка дошкольного возраста».

Ведь приоритетным направлением работы нашего учреждения является художественно – эстетическое.

Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включенными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства.

Несомненно, это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества.

Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Воспитатель в системе дошкольного воспитания является для ребенка образцом для подражания. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.

Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей в детском саду усиливает внимание ребенка к его личности.

Роль воспитателя в ДОУ чрезвычайно велика. Он отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. В то же время современные дети, растущие в насыщенном информационном пространстве, не позволяют его «душе лениться». Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда выслушивает детские вопросы, а потом ищет в книгах ответы на них, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует, конструирует, моделирует и т.п. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность.

Воспитатель детского сада – это человек для ребенка, воплощающий собой мир взрослых. Творческая ориентированность педагога позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка.

Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала дошкольников.

Источниками творчества воспитателя могут быть:

а) анализ воспитательно-образовательного процесса;

б) изучение опыта коллег;

в) чтение научной литературы;

г) картотека научных фактов, высказываний;

д) вопросы детей, которые воспитатель записывает и анализирует;

е) общение с коллегами, друзьями, детьми;

ж) система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются.

Условия для творчества воспитателя:

а) нравственно-психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, творческого поиска каждого воспитателя);

б) стимулирование к нестандартным решениям ( организация конкурсов, проведение дней и недель творчества в детском саду, организация методических выставок и т.д.);

в) научная организация труда;

г) обогащение общей культуры, кругозора, информированности;

д) наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

е) материальная обеспеченность, материальная база;

ж) свобода критики, проведение творческих дискуссий;

з) использование потребности воспитателя в самовыражении и самоутверждении;

и) влияние личности руководителя ДОУ (рационализация управленческого труда).

В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития заставляет по – иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении.

Сказочка

«Про Педагога и как с Государственным образовательным стандартом он шагает в ногу».


(Звучит мелодия «В гостях у сказки». Входит сказочница.)


Сказочница: Здравствуйте, мои милые друзья! Я известная всем детям сказочница.

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем, гостю: «Заходи!

Расскажем мы вам сказку дивную –

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую, как от меня до вас!

Чтоб вызвать наибольший интерес,

И совершенствовать всем педпроцесс.

Сказочка «Про Педагога,

И как с ГОСом он шагает в ногу».

В дошкольном царстве, в детском государстве жил-был Педагог. Подойдя к камню Мудрости и выбирая свой жизненный путь, пошел он по указателю прямо по дороге «Дошкольное воспитание». Долго работал он в детском саду и любил своих детушек, потому что воспитание — это постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. Много чего он знал и умел: и сказку рассказать, и опыт показать, и кормушку смастерить, и платьице сшить, и в игру поиграть, и танец станцевать. Потому что стоит перед ним не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Вот такими «дорогами» шел Педагог, достигая поставленных целей. А награда – это детские глаза, обращённые к нему.

(Звучит мелодия «Звуки природы»)

И вот однажды, подошел Педагог к камню Мудрости, задумался, что ребёнок похож на цветок, которому необходимо помочь раскрыться. И, кроме того, необходимо научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания. И тут показал камень: «Налево пойдешь – детскую любовь потеряешь, направо пойдешь – на месте топтаться будешь, прямо пойдешь – с ФГОС ДО к цели дойдешь».

Испугался Педагог обрушившимся переменам, растерялся, плечами пожимает в недоумении.

А ФГОС успокаивает: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя достаточно. А эта книга волшебная поможет тебе совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен ты идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое. А как в сказке говорится – путь к решению всех вопросов тебе покажет клубочек волшебный ( Педагог берёт в руки клубочек.)

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Педагог не унывает,

Новые идеи в детском саду внедряет.

Тренинг- знакомство

«Полотно счастья»

«Сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам».

(Древняя мудрость)

Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

Повышать коммуникативные навыки педагогов. Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе. Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия. Повышать самооценку педагогов и настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Ход тренинга:

Древняя притча "Счастье"

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

- Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?

Мы ищем счастье тут и там,

За ним мы бродим по пятам,

Ему твердим мы бесконечно -

С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,

Мы долго, вглядываясь в лица.

Найти пытаемся ответ -

В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,

Что счастье - чьих-то рук творение,

Что к нам вот-вот придет волшебник,

И осчастливит нас, в сей миг!

Игра "Нити счастья"

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг поплотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.

Игра "Полотно счастья"

Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина - веселая, Надежда - нежная).

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!

Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.

Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.

Игра "Оберег Счастья"

Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках - чудо. Запомните это чудо рук творенье!

Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите друг другу себе на руку с пожеланиями. (Участники завязывают нити на запястье левой руки друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: "Желаю вам:". (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья и т.д). Сохраните этот оберег счастья

Театрализованное представление сказки «Репка»

на новый лад

Ведущий:

Возле дома огород

Бабка с внучкой у ворот,

Жучка – хвост колечком

Дремлет под крылечком.

На крыльцо выходит дед,

Он в большой тулуп одет.

(Звучит музыка, выходит дед)

Ведущий:

Из открытого окошка

Деду музыка слышна

(Звучит современная музыка)

Дед:

Вам поведаю для смеха,

Как люблю я дискотеку.

Ножкой – топ, другой – взмахну я,

В танце стариной встряхну я.

(Дед танцует, под музыку попадает на огород)

Дед:

Ой! Попал на огород !

Посмотрю, что здесь растет.

В огороде снова в моде –

Зелень, овощи сажать.

У меня здоровье крепко,

Посажу я лучше репу.

(Звучит музыка, дед сажает репу)

Дед:

Репонька - моя отрада,

Вот полить бы репку надо.

(Звучит гром, шум дождя.)

Ведущий:

Ох и дивный огород,

Репка быстренько растет.

Занимается рассвет,

На пороге снова дед.

(Звучит музыка, дед ходит возле репки)

Ведущий:

Видит репку в огороде

И себе не верит вроде.

Стал он возле репки –

Репка выше кепки.

Дед:

Эх, бульдозер бы сюда,

Без него совсем беда!

Стар я стар, и стал я сед,

Снизился иммунитет.

Репку сильно потяну

На помощь Бабку позову.

Ведущий:

Тянет - потянет

Вытащить не может.

Дед:

Бабка, бабка! Выходи!

Мне скорее помоги!

Бабка:

Иду, иду!!!

(Под музыку выходит Бабка в бигудях. Дед смеется)

Бабка:

И чего ты странно мнешься,

И чего с меня смеешься.

А, понятно – бигуди,

На меня ты погляди!

То я кудри завиваю,

Чтоб понравиться тебе.

Ты смотри – повелеваю –

Я одна в твоей судьбе.

(Смотрит на репку).

Бабка:

Вот это да! Вот это репка!

Постарался видно Дедка!

Говорит, что силы нет,

Снизился иммунитет.

Дам тебе такой совет-

Чтоб здоровым, сильным стать

Надо правильно дышать!

(Бабка достает мыльные пузыри, дует на деда, шутит, дед пугается, прячется.)

Дед:

Пускай ты баба пузыри,

А я дам гостям надуть шары.

(Дед подходит к гостям, раздает воздушные шары и все под музыку пускают и надувают шары).

Ведущий:

Снова нужно тянуть репку.

Дедка за репку,

Бабка за дедку

Тянут – потянут,

Вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть, с какого бока?

Выйди, внучка, на подмогу.

(Звучит музыка, вбегает внучка)

Внучка:

Некогда, сейчас обед,

Я попала в интернет.

В одноклассниках сижу,

Фотографии гляжу.

Дед:

Репку вытянуть не можем,

Может, ты нам здесь поможешь.

Внучка:

Выход здесь совсем один-

Есть побольше витамин!

Чтоб сильным быть, ловким,

Здоровым, веселым,

Не стоит есть чипсы и пить кока – колу.

Съешь яблоко, сливы, лимон, апельсин

Во фруктах всегда есть витамин!

(Под музыку внучка выносит разнос с фруктами и угощает всех).

Ведущий:

Дед поправил свою кепку,

Снова нужно тянуть репку.

Тянут – потянут,

Вытянуть не могут.

Дед:

Хороша здесь помощь внучки,

Но не справиться без Жучки!

(Звучит музыка, выбегает Жучка с надписью на груди Чау – Чау)

Жучка:

Я собачка не простая ,

Родилась давно в Китае. Расскажу я про су - джок,

Это вам не пирожок.

(Раздает мячи с шипами, герои в юмористической форме делают под музыку массаж).

Жучка:

Раз, два, три,

Раз, два, три,

И здоровы стали вы.

Чтоб здоровье было крепко,

Снова нужно тянуть репку.

Ведущий:

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Тянут – потянут,

Вытянуть не могут.

Жучка:

Разбудить придется Кошку,

Пусть потрудится немножко.

(Под музыку выходит Кошка)

Кошка:

Я мурлычу и мурчу,

Всем понравиться хочу.

И готова я для вас

Хоть сейчас пуститься в пляс.

Дед:

Мышку кликнуть бы во двор.

Кошка: Мышку звать?

Какой позор!

Мы пока и сами кажется с усами!

(Кошка зовет котят. Котята выходят под музыку.

Танец Котят. По окончании танца котята убегают).

Ведущий:

Мышка Кошку услыхала

К репке быстро прибежала.

(Под музыку выбегает Мышка).

Мышка:

Нет, у Мышки выходной

И не спорьте вы со мной.

В парк иду я на качели ,

Что молчите? Онимели?

Чем топтать без толку грядку,

Становитесь на зарядку!

Чтоб за дело браться,

Нужно сил набраться.

Все выходим попорядку,

Дружно делаем зарядку.

(Под задорную музыку все герои делают зарядку).

Ведущий:

Мышка нам помочь здесь сможет,

Репку вытащить поможет.

Мышка за Кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут – потянут-

Вытащили репку.

Бабка:

Хоть большая репка,

Хоть сидела крепко,

Да работаем мы дружно

И лентяев нам не нужно,

А теперь мы все – и дед,

Везем репку на обед!

(Все участники грузят репку на машину. Гостям под музыку вручают подарки – маленькие репоньки ).

​ Творческая работа «Создание Сказочной Страны».

Ведущий: А я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески .

​ (Включается спокойная музыка).

Ведущий: «А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь… Представьте, что вы превратились в осенний лист — желтый и хрупкий . И вы летите со своими подружками над лесом. Но это необычный лес — все деревья в нем стоят как будто в золоте. Такое чувство, что дунешь на деревья и все листочки куда – то улетят…

Вот вы летите над полями, деревнями, городами и везде такие чудеса — будто кто — то рассыпал драгоценные камни, и они переливаются всеми яркими цветами – желтым, оранжевым, красным.

И вот вы увидели прекрасную Сказочную Страну! Вам захотелось подлететь к ней и рассмотреть ее поближе. Вы были поражены ее красотой! Будто какой — то Великий Волшебник создавал эту Сказочную Страну. Вы облетаете эту страну с высоты и восторгаетесь ее превосходством.

Все те приятные чувства, что вы получили от этой страны, остаются с вами и возьмете их с собой, когда будете возвращаться.

А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой всё то хорошее, что было с вами. И потихоньку, открывая глаза, возвращайтесь к нам».

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время нашей встречи, и создать общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе. (Группе предлагается, используя имеющиеся заготовки, цветную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, создать коллаж «Сказочная Страна»).

Ведущий: «Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет название нашей Сказочной Страны».

( Участникам раздаются чистые карточки, на которых они пишут начальную букву своего имени, а затем образуют название Страны.)

Ведущий: «Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь».

Группам предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, создать коллаж «Сказочная Страна».

Для создания коллажа участникам дается 10 минут.

Заключительная часть

1 ведущая

Веселье наше продолжаем,

Всех вас к чаю приглашаем.

С чая лиха не бывает!

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

пей хоть пять часов подряд.

Ребенок:

"Подходите, подходите! Угощение берите! Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!"

Танец самовара и чашек .

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшения настроения.

Мы с Вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони – улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко – накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ"

Педагогический совет «Развитие  педагогического творчества в коллективе  ДОУ» в форме  проблемно-деятельной  игры. Подготовка к педсвету  ДРК по проблеме "Оценка эффективност...

Моё педагогическое творчество

Творческий отчёт о социальной реабилитации дошкольников на основе этнокультуроного воспитания в краеведческой деятельности....

Особенности педагогического творчества воспитателя дошкольников.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогическим творчеством воспитателей дошкольников....

Педагогическое творчество и его значение в деятельности педагога

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных способностей....

Эссе «Инновационный поиск в моем педагогическом творчестве в рамках реализации ФГОС ДО»

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержан...

Положение открытой выставки-конкурса педагогического творчества "Здоровый образ жизни"

Цель: создание условий для физического развития детей, повышение интереса к здоровому образу жизни.Задачи: - активизация деятельности педагогов ДОУ по физическому развитию;- поиск путей оптимизации во...