Памятка для воспитателей по проектной деятельности
проект

Гудкова Марина Константиновна

Рекомендации педагогам по проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ВИДЫ ПРОЕКТОВ  

1. По доминирующему методу 

  • исследовательские  

Требуют чёткой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

информационные 

Их целью является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов. Структура - получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

творческие 

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.

игровые (приключенческие) 

Структура - только намечается, участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.

практико-ориентированные 

Их отличает чётко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Применяется в средней группе.

ПАМЯТКА ПО    ПРОЕКТНОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 2. По количеству участников 

  • индивидуальные 

с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).

  • парные 

Осуществляется парой (парами) участников.

  • групповые 

Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 человек).

  • фронтальные 

выполняется всем коллективом.

ШЕСТЬ "П" ПРОЕКТА 

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация         
  • Портфолио проекта.

        

3. По продолжительности 

  • Краткосрочные (1-4 недели) 

Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одной или несколько специально организованной НОД, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности.

  • средней продолжительности (до 1 месяца) 

Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).

  • Долгосрочные (полугодие, учебный год) 

Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время

 

СТРУКТУРА ПРОЕКТА 

  1. этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.
  2. этап - Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:
  • «Модель трёх вопросов»
  • (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт) Дети объединяются в рабочие группы.  
  1. этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
  2. этап- Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.  

СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ:

 

"Модель трёх вопросов"

ЧТО ЗНАЮ? Содержание, то, что дети уже знают.

ЧТО ХОЧУ ЗНАТЬ? План (тема проекта).

КАК УЗНАТЬ? Источники новых знаний, т.е. средства.

Системная паутинка по проекту  

Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана- как содержательная, так и по видам деятельности с учетом  требования ФГОС.

Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС ДО. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Работа над проектом

Распределение деятельности педагога и детей

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1-й этап

Формирует проблему, цель, определяет продукт проекта 

Вводит игровую (сюжетную) ситуацию 

Формулирует задачи 

Вхождение в проблему

Вживание в игровую ситуацию

Принятие задачи

Дополнение задач проекта

2-й этап

Помогает в решение задачи

Помогает спланировать деятельность

Организует деятельность

Объединение в рабочие группы

Распределение ролей и видов деятельности

3-йэтап

Практическая помощь 

  1. Курирует осуществление проекта (направляет и контролирует) 

Приобретение специфических ЗУН, опыта творчества и ценного отношения к изучаемому, к деятельности, ее участникам и к себе.

4-й этап

Подготовка к презентации проекта

Презентация

  1. Представление (зрителям или экспертам) продукта презентации 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в проектной деятельности

Основная задача  музыкального руководителя – уже с самых ранних лет приобщить ребёнка к удивительному  и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музык...

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"...

Памятка "Участие родителей в проектной деятельности вместе с ребенком"

Совместный проект родителей и ребенка – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налажив...

Памятка для педагогов по проектной деятельности

Проектная деятельностьПроектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (поста...

Памятка для родителей по проектной деятельности

Памятка для родителей по проектной деятельности...