ОД по развитию речи
материал

Васильева-Товпик Наталья Викторовна

Од по развитию речи "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_razvitie_rechi.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление  рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

Создание условий для закрепления умения  использовать в речи распространенные предложения, приобщение детей к прекрасному миру живописи.

Задачи:

Обучающие:

1. Обобщить  знания детей при составлении простых и сложных предложений, умение составлять небольшой связный рассказ по картине о весне, о весенних изменениях в природе.

2. Закрепить умение рассматривать репродукцию картины, рассказывать о ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.

Коррекционно - Развивающие:

1. Развивать внимание, логическое мышление, память.

2. Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе; развивать творческое воображение.

Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

2. Воспитывать интерес к искусству; расширять знания детей о жанрах изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.

Словарная работа: ранняя, проталина, весенний, весенняя, весеннее, грач, грачовник, лазурное,вернисаж.

Демонстрационный материал:

Картина "Грачи прилетели" Саврасова, Левитан «Март», Бируля «Весна идет», Герасимов «Ива цветёт».

Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукции, игровая деятельность.

Словесные: Вопросы, ответы, чистоговорка, составление предложений, рассказ по картине.

Наглядные: Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», Левитан «Март», Бируля «Весна идет», Герасимов «Ива цветёт».

Практические: физминутка "Весенняя",

Игровой сюрпризный момент:  «посещение Музея»

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, беседы о ранней весне с рассматриванием иллюстрации. Заучивание стихотворений о весне.Отгадывание загадок о весне. Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели». Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников на весеннюю тему. Рисование времен года.

Индивидуальная работа: Шалагин Алёша  проговаривание уменьшительных слов со звуками «Р, Л», чтение стихотворения

Повторение весенних месяцев.

Ход ООД:

Воспитатель:   Предлагаю детям  послушать небольшой рассказ о весне. Рассказ называется «Лодочка». Идёт работа с детьми старшего возраста Данил Г, Данил П, Матвей, Маша.

«Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку.  Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой и …»

  • Как бы вы назвали этот рассказ?
  • О чём говориться в рассказе?
  • Кто главный герой?
  • Продолжите рассказ.

Раз мы сегодня говорили о весне, предлагаю совершить не большое путешествие, а чтобы его совершить, не обходимо размять наши язычки.  

  • на - на - на - наступила весна.
  • но - но - но - распахнем окно.
  • не - не - не - рады мы весне.

Воспитатель: Я бросая мяч, предлагаю назвать ласково слова: (Несколько раз спросить Алёшу)

"Ветер - ветерок,  ручей - ручеек, снег - снежок, вода - водичка, облако - облачко, проталина - проталинка, ветка - веточка, трава - травушка, небо - небушко, солнце - солнышко, день - денек.

Воспитатель: Про что можно сказать:

  • - Теплое, яркое, ласковое, лучистое - солнце.
  • - Веселый, звонкий, быстрый - ручей
  • - Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная - весна (Алёша)

Вступление.

Ну вот мы свами и размяли язычки, а хотите попутешествовать?

Давайте закроем глаза, и я вас приглашаю на вернисаж!

Ребята, а кто знает, что такое вернисаж?

Вернисаж, это место в музее, где проходит показ картин. Представьте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, и  знакомлю вас  с картинами, которые там находятся. Давайте мы свами пройдем по нашей картинной галереи и посмотрим, какие картины перед нами представлены.

1 картина Левитан «Март»

  • Ребята, как бы вы назвали эту картину?
  • Кто знает, как эта картина правильно  называется?
  • В каком жанре написана эта Картина?
  • Какие краски  использовал художник?
  • О чём хотел рассказать нам этот художник?

2 картина Герасимов « Верба цветёт» Лиза рассказывает по картине, зачитывает стихотворение.

  • Лиза, как бы ты назвала эту картину?
  • В каком жанре написана эта Картина?
  • О чём хотел рассказать нам этот художник?
  • Какие краски он использовал?

Вот мы и свами дошли до главной героини сегодняшнего вернисажа.

Но сначала давайте свами сделаем маленькую разминку.

Физминутка  «Веснянка»

Солнышко - солнышко,                           (разводят руки)

золотое донышко                                      (поднимают вверх)

Побежал в лесу ручей                                (бегут на месте)

Прилетели сто грачей                                (имитируют полет птиц)

А сугробы тают, тают                                (медленно приседают)

И цветочки подрастают      (встают на цыпочки и тянутся руками вверх)

Воспитатель открывает картину на мольберте. (Дети спокойно рассматривают картину)

Воспитатель:

Называется картина  -  «Грачи прилетели».  Написал её  - русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

  • Подскажите,  в каком  жанре  она написана? -  Дети: в жанре «Пейзаж».  

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

  • Катя, расскажи о березах на переднем плане.
  • Какие они?
  • Что происходит на березах?
  • Как ты думаешь,Кто главный герой картины? Почему?
  • Что ты можешь сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

(Грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега).

  • Саша, расскажи,  что стало со снегом, какой он под березами, а  на полях? (рыхлый, сырой, мокрый, влажный от воды).
  • Какие краски использует художник?
  • Есть на этой картине яркие краски? Почему? Как ты думаешь, это начало весны или нет?  
  • Как ты думаешь, какой месяц изобразил художник?

Алёша. Отправимся вглубь картины.

  • Пройдем по правому берегу реки.
  • Что там изображено? ( деревня, село)
  • Из чего выстроены дома, сараи? (деревянные).
  • Что стоит в середине села? Высокая колокольня.
  • Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?
  • Белокаменная.

 Ангелина всмотритесь в небо на картине.

  • Расскажи, какое оно?
  • Что изображено на лазурном небе?
  • Как их можно назвать? (Обложные, Какого они цвета? (белого, серого…)
  • Что видно в левом углу картины?

 (В левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, голубого неба).

  • Ребята, а как вы думаете, в картине живут запахи.
  • Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) 

Итог:

Да, действительно весной воздух свеж и пахуч. Подзарядились солнечной  энергией, весенним настроение, хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят. Вот мы и побывали с вами на ВЕРНИСАЖЕ.

Что больше всего вам запомнилось? Какая картина больше понравилась? Чем?

А теперь я вам предлагаю пройти снова по нашему вернисажу и рассмотреть самостоятельно, поближе наши картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...