Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
материал
Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 133.24 КБ |
Описание к презентации | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Виды технологий: Технология проектной деятельности Игровая технология Технология исследовательской деятельности Технология исследовательской деятельности Здоровьесберегающие технологии Технология развивающего обучения
Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми Технология проблемного обучения Информационно – коммуникационные технологии Технология разноуровневого обучения Технология интегрированного обучения Музейная педагогика Технология SMART
Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми Личностно – ориентированные технологии представляют собой направление гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях .
Формы организации : 1. Игры, занятия, спортивные досуги. 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. 3. Упражнения, игры, гимнастика, массаж. 4. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Технология проблемного обучения Проблемное обучение в детском саду - это такая форма организации взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. (Исследовательский метод)
Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) - Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Технология разноуровневого обучения Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала . Основу технологии разноуровневого обучения составляют : психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование ; разноуровневый дидактический материал.
Данная технология основывается на следующих научных идеях: разноуровневое обучение; уровневая дифференциация : -минимальный (базовый), -программный -усложненный
Технология интегрированного обучения Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т. е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Примерная структура интегрированного занятия: 1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. 2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса . 3. Заключительная часть . Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной .
Музейная педагогика Музейная педагогика – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус . Носит иное название – образовательное направление - «мини-музей» .
Этапы создания мини-музея: - постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации); - выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); - сбор экспонатов ; - оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); - разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; - разработка перспективно-тематического плана работы , в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); - открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
мини – музей Работа по созданию мини-музея делится на три этапа: 1.Подготовительный этап 2. Практический этап 3. Подведение итогов
Технология SMART В переводе с английского « smart » означает «умный ». Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности ребёнка.
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Слайд 2
Педагогическая (образовательная) технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Слайд- 3
На прошлой встрече вам уже были представлены след технологии….. Сегодня мы с Вами познакомимся со след технологиями…..
Слайд- 4
- Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми
- Технология проблемного обучения
- Информационно – коммуникационные технологии
- Технология разноуровневого обучения
- Технология интегрированного обучения
- Музейная педагогика
- Технология SMART
Слайд- 5
Технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание.
Объяснение – всегда взгляд «сверху – вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию.
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Слайд- 6 формы организации:
Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка:
-необходимо общаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, приобнимать.
- стремиться установить доверительные отношения, проявляя внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;
- слушать детей внимательно и уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
- знакомя детей друг с другом, называю их имена, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;
- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и криков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.
Работая с детьми нужно знать следующие правила:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться.
- служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
-Как вы думаете чем ценна эта технология?( умеют договариваться, распределяют обязанности и.т.д.)
Слайд- 7
Технология проблемного обучения
В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
Слайд- 8
Основные условия для успешного применения проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
2. Быть доступным для обучающихся.
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Используете ли вы эту технологию в своей работе?
Слайд- 9
Информационно – коммуникационные технологии
Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр.
Использование ИКТ позволяет объяснить ребенку в доступной форме некоторые моменты, которые
• не понятны ему «на словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе, становится доступным после просмотра презентации,
• нет возможности наблюдать в реальной действительности, т. к. не позволяют климатические условия (ледоход, перелет птиц, северное сияние и пр.)
Активное пользование Интернетом дает нам возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.
Уважаемые коллеги есть ли у вас, возможность использовать данную технологию?
Слайд- 10
Технология разноуровневого обучения
Глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
- сетевое планирование;
- разноуровневый дидактический материал.
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Слайд- 11
Данная технология основывается на следующих научных идеях:
- разуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности;
- уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей;
в структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).
Таким образом, технология разноуровневого обучения позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Вопрос: Используете ли вы эту технологию? На какой возрастной группе?
Слайд- 12
Технология интегрированного обучения
Интегрированная НОД отличается от традиционной с использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.
Слайд- 13
Примерная структура интегрированного занятия:
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Вопрос: Как вы считаете удобна эта технология в организации НОД?
Слайд- 14
Музейная педагогика
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям;
1.«Мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора;
2. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
3. Мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям;
4. Мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта,, так и самостоятельным проектом.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Слайд- 15
Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов….
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе
Слайд- 16
Работа по созданию мини - музея
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. Подведение итогов Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п.
Вопрос: Имеете ли вы на опыт по созданию «Мини-музея»? С какими трудностями вы столкнулись?
Слайд- 17
Технология SMART
Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.
Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, smart стол.
Наиболее эффективным в ДОУ является использование следующего интерактивного оборудования:
1) Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Используется доска практически на всех занятиях — Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.
2) Smart стол. Интерактивный стол — представляет собой интерактивныйучебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения педагога-психолога: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности.
3) Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование — или специальное, или сделанное собственными руками — позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель — помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием
Вопрос: Много ли у нас детских садов могут позволить себе использовать SMART технлогии? Является ли актуальной эта технология?
Слайд- 18
Заключение:
Каждый педагог – творец технологии, даже если мы их заимствуем. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Так что уважаемые коллеги все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...
Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"
консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...
«Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Современные технологии в физическом развитии детей дошкольного возраста»В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здоров...
Презентация к статье "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие, образовательные технологии. Авторы делятся мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...
Статья "Использование современных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются основные понятия: физическое развитие, образовательные технологии. Авторы делятся мыслями о проблемах физического развития детей и возможными «вариантами»...
Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста» январь 2022
Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дош...
Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....