Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
статья (средняя группа)

Пестрова Анастасия Андреевна
Статья о формировании математических представлений у детей средней группы через дидактическую игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры

Приходя в детский садик, ребенок подготавливается к школе. Он учится вести правильный режим дня, учится вести себя в социуме – коллективе, получает новые знания (практические и теоретические), которые помогут ему в обучении в школе.

В массовой практике ребенок к игре привлекается очень рано. Первичные формы игры появляются уже во втором полугодии первого года жизни ребенка и связаны с развитием его ориентационного режима. Это различные манипуляционные игры с многими предметами. В раннем детстве (1-3 года) игры детей набирают предметные формы. Ребенок учится использовать предметы.

Под конец раннего детства, с развитием самостоятельности ребенка, появляется ролевая или творческая игра как основной тип игровой деятельности детей. Ролевой она называется потому, что дети пытаются в ней выполнять роль взрослого человека. Ролевые игры есть не что иное, как подражание серьезных занятий человеческой жизни. В них отражается, как правило, все то, что придется делать, когда ребенок станет взрослым.

Как известно, в дошкольный период закладываются основы знаний, умений и практических навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения, формируются нравственные черты и качества, умение детей самостоятельно овладевать знаниями, пробуждается интерес к учебе, к творческим поискам.

В учебном процессе воспитатель предстает, прежде всего, как организатор и руководитель познавательной деятельности учащихся. Он создает такие условия, при которых дошкольники могут наиболее рационально и продуктивно развивать мышление. Это необходимо делать на основе начального курса математики, где обучение тесно связано с игрой.

Самый важный секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и удовольствии. Она дарит радость и восхищение, ведь сам процесс игры полон неожиданностей, а результат - всегда тайна. Заставить играть невозможно, увлечь игрой можно.

Дидактическая игра – это форма работы воспитателя и ребенка, которая проходит в игровой форме. Но тем не менее дает определенные знания и навыки дошкольнику. На мой взгляд, эта форма работы занимательна и интереса ребенку.

Когда дошкольник начинает учить математику в школе у себя он развивает: память, речь, воображение, настойчивость, терпение, понятие о счете, о величине, о геометрических фигурах. Но без дидактической игры ребенку будет сложнее овладеть этим предметом. И количество полученных знаний будет намного ниже, нежели это проходит в игре.

Дидактическая игра дает понятию ребенку о: правилах поведения на уроке, о статусе учителя и ученика, о использовании наглядного материала. Дошкольник учится вести себя правильно во время учебного процесса.

Почему стоит использовать дидактические игры во время занятий по формированию элементарных математических представлений:

1. Игра – это самая понятный вид деятельности для дошкольника;

2. Дидактическая игра формирует личность во время обучения;

3. Ребенок учится проявлять свои психологические особенности в игрек, пробуя их проявлять и в реальной жизни;

4. Дидактическая игра способствует позитивному изменению психики ребенка;

5. Математика дается намного легче, доступнее и понятнее.

Какие же проводят воспитатели игры на формирование математических представлений?

1. Игры, связанные с числами и цифрами.

2. Игры, которые обучают ориентированию во времени.

3. Игры, которые помогают освоить ориентацию в пространстве.

4. Игры, которые формируют знания о геометрических представлениях.

5. Игры, которые формируют логику в мышлении у дошкольника.

На мой взгляд дидактика в формировании математических представлений дошкольника многогранна. Воспитатель всегда может экспериментировать и находить более успешную модель занятия во благо дошкольникам. Это не только занятие, но это и удовольствие. Без которого учебный процесс не сможет нести результативность.

Дидактические игры соответствуют естественным потребностям дошкольников, поскольку сочетают в себе элементы обучения, прикладной, репродуктивной и творческой деятельности, что позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, его познавательные интересы, интеллектуальные и духовные потребности, а умелое использование игр повышает учебную активность учащихся, интенсивность мышления, памяти, внимания и воображения.

Дидактические игры или игровые ситуации при изучении математики в детском садике можно использовать на любом этапе урока. Благодаря игровому методу к систематическому умственному труду удается привлечь всех учащихся (даже пассивных), дать им возможность почувствовать успех, поверить в свои силы.

Однако всегда нужно помнить, что любая дидактическая игра эффективна будет только при определенных условиях:

1. Если в ней сочетаются два элемента - познавательный и игровой;

2. Если решает определенное конкретное задание, которое под силу ее участникам;

3. Дидактические игры должны образовывать систему, которая предполагает их определенную последовательность и постепенное усложнение.

Для того, чтобы дидактическая игра эффективно влияла на учебную деятельность учащихся, необходимо придерживаться соответствующих методических требований:

- игры должны соответствовать учебной программе;

- игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не очень сложными;

- подбирать игры в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- использовать разнообразные игры;

- игры привлекающие всех учащихся класса;

- итог игры должно быть четким и справедливым.

Можно сделать вывод, что формирование математических представлений в дошкольном периоде является залогом обучения в школе. И использование дидактической игры помогает воспитателю заинтересовать ребенка к математике. Ведь дети любят играть!

Именно дидактическая игра поможет найти трудности у ребенка, а также, не выводя из зоны комфорта, убрать их и увеличить объем навыков, знаний и умений по математике более обширным, более объемным.

Также, на мой взгляд это должны делать не только воспитатели, но и родители. Ведь время, уделяемое в ДОУ дидактическим играм ограничено. Плюс в группах много детей. Родительское внимание и проведение дополнительных математических игр, помогут ребенку усовершенствовать свои математические способности, а также лучше подготовят к обучаемому процессу в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» 2015г.

   Повысить  профессиональный уровень педагогического мастерства и компетентности , формировать  у младших дошкольников  интерес к познавательной  деятельности....

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры

Статья о формировании математических представлений у детей средней группы через дидактическую игру....

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры

Использование диактических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников....