Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
статья (средняя группа) на тему
Статья о формировании математических представлений у детей средней группы через дидактическую игру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
Приходя в детский садик, ребенок подготавливается к школе. Он учится вести правильный режим дня, учится вести себя в социуме – коллективе, получает новые знания (практические и теоретические), которые помогут ему в обучении в школе.
В массовой практике ребенок к игре привлекается очень рано. Первичные формы игры появляются уже во втором полугодии первого года жизни ребенка и связаны с развитием его ориентационного режима. Это различные манипуляционные игры с многими предметами. В раннем детстве (1-3 года) игры детей набирают предметные формы. Ребенок учится использовать предметы.
Под конец раннего детства, с развитием самостоятельности ребенка, появляется ролевая или творческая игра как основной тип игровой деятельности детей. Ролевой она называется потому, что дети пытаются в ней выполнять роль взрослого человека. Ролевые игры есть не что иное, как подражание серьезных занятий человеческой жизни. В них отражается, как правило, все то, что придется делать, когда ребенок станет взрослым.
Как известно, в дошкольный период закладываются основы знаний, умений и практических навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения, формируются нравственные черты и качества, умение детей самостоятельно овладевать знаниями, пробуждается интерес к учебе, к творческим поискам.
В учебном процессе воспитатель предстает, прежде всего, как организатор и руководитель познавательной деятельности учащихся. Он создает такие условия, при которых дошкольники могут наиболее рационально и продуктивно развивать мышление. Это необходимо делать на основе начального курса математики, где обучение тесно связано с игрой.
Самый важный секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и удовольствии. Она дарит радость и восхищение, ведь сам процесс игры полон неожиданностей, а результат - всегда тайна. Заставить играть невозможно, увлечь игрой можно.
Дидактическая игра – это форма работы воспитателя и ребенка, которая проходит в игровой форме. Но тем не менее дает определенные знания и навыки дошкольнику. На мой взгляд, эта форма работы занимательна и интереса ребенку.
Когда дошкольник начинает учить математику в школе у себя он развивает: память, речь, воображение, настойчивость, терпение, понятие о счете, о величине, о геометрических фигурах. Но без дидактической игры ребенку будет сложнее овладеть этим предметом. И количество полученных знаний будет намного ниже, нежели это проходит в игре.
Дидактическая игра дает понятию ребенку о: правилах поведения на уроке, о статусе учителя и ученика, о использовании наглядного материала. Дошкольник учится вести себя правильно во время учебного процесса.
Почему стоит использовать дидактические игры во время занятий по формированию элементарных математических представлений:
1. Игра – это самая понятный вид деятельности для дошкольника;
2. Дидактическая игра формирует личность во время обучения;
3. Ребенок учится проявлять свои психологические особенности в игрек, пробуя их проявлять и в реальной жизни;
4. Дидактическая игра способствует позитивному изменению психики ребенка;
5. Математика дается намного легче, доступнее и понятнее.
Какие же проводят воспитатели игры на формирование математических представлений?
1. Игры, связанные с числами и цифрами.
2. Игры, которые обучают ориентированию во времени.
3. Игры, которые помогают освоить ориентацию в пространстве.
4. Игры, которые формируют знания о геометрических представлениях.
5. Игры, которые формируют логику в мышлении у дошкольника.
На мой взгляд дидактика в формировании математических представлений дошкольника многогранна. Воспитатель всегда может экспериментировать и находить более успешную модель занятия во благо дошкольникам. Это не только занятие, но это и удовольствие. Без которого учебный процесс не сможет нести результативность.
Дидактические игры соответствуют естественным потребностям дошкольников, поскольку сочетают в себе элементы обучения, прикладной, репродуктивной и творческой деятельности, что позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, его познавательные интересы, интеллектуальные и духовные потребности, а умелое использование игр повышает учебную активность учащихся, интенсивность мышления, памяти, внимания и воображения.
Дидактические игры или игровые ситуации при изучении математики в детском садике можно использовать на любом этапе урока. Благодаря игровому методу к систематическому умственному труду удается привлечь всех учащихся (даже пассивных), дать им возможность почувствовать успех, поверить в свои силы.
Однако всегда нужно помнить, что любая дидактическая игра эффективна будет только при определенных условиях:
1. Если в ней сочетаются два элемента - познавательный и игровой;
2. Если решает определенное конкретное задание, которое под силу ее участникам;
3. Дидактические игры должны образовывать систему, которая предполагает их определенную последовательность и постепенное усложнение.
Для того, чтобы дидактическая игра эффективно влияла на учебную деятельность учащихся, необходимо придерживаться соответствующих методических требований:
- игры должны соответствовать учебной программе;
- игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не очень сложными;
- подбирать игры в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- использовать разнообразные игры;
- игры привлекающие всех учащихся класса;
- итог игры должно быть четким и справедливым.
Можно сделать вывод, что формирование математических представлений в дошкольном периоде является залогом обучения в школе. И использование дидактической игры помогает воспитателю заинтересовать ребенка к математике. Ведь дети любят играть!
Именно дидактическая игра поможет найти трудности у ребенка, а также, не выводя из зоны комфорта, убрать их и увеличить объем навыков, знаний и умений по математике более обширным, более объемным.
Также, на мой взгляд это должны делать не только воспитатели, но и родители. Ведь время, уделяемое в ДОУ дидактическим играм ограничено. Плюс в группах много детей. Родительское внимание и проведение дополнительных математических игр, помогут ребенку усовершенствовать свои математические способности, а также лучше подготовят к обучаемому процессу в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
Передовой педагогический опыт...
Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
Передовой педагогический опыт...
Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
Передовой педагогический опыт...
Самообразование: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» 2015г.
Повысить профессиональный уровень педагогического мастерства и компетентности , формировать у младших дошкольников интерес к познавательной деятельности....
План по самообразванию "Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру"
План по самообразовании....
Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
Использование диактических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников....
Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры
Статья о формировании математических представлений у детей средней группы через дидактическую игру....