Консультация для педагогов "Взаимодействие с родителями в адаптационный период"
консультация (младшая группа)

Овчинникова Анна Викторовна

Поступление в детский сад – это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать в следствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Сведения о ребенке мы получаем в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, в ходе бесед важно установить контакт с родителями, помочь снять тревогу за малыша, информировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.

Важно использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать, использовать игровые методы взаимодействия с ребенком, создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_adaptatsiya.docx54.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда»

Консультация для педагогов

«Взаимодействие с родителями в адаптационный период».

Подготовил:

педагог-психолог

Овчинникова А.В.

Поступление в детский сад – это переломный момент не только для ребенка, но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать в следствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Сведения о ребенке мы получаем в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Кроме того, в ходе бесед важно установить контакт с родителями, помочь снять тревогу за малыша, информировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие.

Важно использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать, использовать игровые методы взаимодействия с ребенком, создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

 Целесообразно рекомендовать родителям впервые дни приводить ребенка только на прогулку – так ему легче познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.

Ежедневно во время адаптационного периода, необходимо несколько минут посвящать индивидуальной беседе с каждым родителем. Обладая информацией, как ребенок провел день, родители будут более спокойны, а значит их в уверенность в том, что они сделали верный шаг, приведя, ребенка в детский сад будет расти.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;

- возрастной характер взаимодействия с родителями;

- доброжелательность, открытость;

- общение на основе диалога;

- отказ от критики и оценки партнера по общению.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей: 
1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами.  
Воспитатель, как никто другой, может снять все тревоги и опасения мамы по поводу детского сада, а значит улучшить адаптацию ее малыша.

Рекомендации: 
1.Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество. Показать шкафчики, куда дети вешают одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, воспитатели следят за вещами детей. Рассказать, что будут с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать им и рассказывать сказки.

2.Выяснить, как называют ребенка дома, чем он больше всего любит заниматься, что любит кушать, а что нет, как засыпает и т. д. Самое главное – воспитатель должен дать маме почувствовать, что будет подходить к ребенку индивидуально и готов принимать во внимание особенности его характера. И тогда мама после такого знакомства с воспитателем с удовольствием со спокойной душой приведет своего ребенка в садик, а малыш не будет плакать.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается. 
3.Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 3-его года жизни педагогами заполняются адаптационные листы. По истечении периода адаптации ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
4.Организация диагностической работы
. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую работу. Диагностика детей проводится предварительно согласовав с родителями.

5.Так же до прихода ребенка в группу проводится анкетирование родителей. На основе ответов на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ. 

По полученным результатам определяют прогноз адаптации составляют индивидуальный образовательный маршрут. 

6.Можно использовать следующие формы работы детского сада с семьей: родительские собрания, анкетирование, наблюдение, выставки, наглядные формы педагогической пропаганды (позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя, диагностика типового семейного состояния, укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь», совместные развивающие игры.

6.Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7.Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

8.При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада

9.В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех.

Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

10.Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Воспитатели с родителями должны вместе придерживаться единого подхода в организации распорядка дня, питания малыша, проведении гигиенических процедур, вместе разделять заботу об эмоциональном благополучии ребёнка и его успешном развитии.

11.Очень важным является проведение утренников в младших группах с участием родителей. В процессе совместного мероприятия устанавливаются более тесные отношения между родителями и воспитателями, развивается понимание взрослым действий ребенка, его эмоционального состояния, приобретается опыт совместных переживаний.

Ведь важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. И такие контакты помогают установить семейные праздники. Применяемая форма работы позволяет создать теплую дружественную обстановку. Родители вместе с детьми могут петь, танцевать, играть в подвижные игры, рисовать. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а также существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду.

Так же можно организовывать «круглые столы» с новенькими, привлекая родителей старших воспитанников для обмена опытом.

Можно подарить памятки «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрёпки» «Детский сад глазами родителей».

Интересной формой взаимодействия является «Портфолио ребёнка». На первом этапе оформления родители вместе с детьми могут обсудить, как оно может выглядеть, какие фотографии поместят туда и что напишут на страничке «Давайте познакомимся» (интересные факты из жизни ребёнка, его привычки и т. д.)

Таким образом, необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА "10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 54    Консультация для родителейдетей раннего возраста«10 советов родителям в адаптационный период»...

Консультация для родителей в адаптационный период.

Наличие у детей возможных навыков,  облечающих адаптационный периодпри поступлении в детский сад(возраст от 1 года 6 месяцев до 2 лет)....

Консультация для родителей " Особенности адаптационого периода".

Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....

Консультация для родителей "Участники адаптационного периода"

laquo;Участники адаптационного периода»Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный ре...

Консультация для педагогов "Взаимодействие с родителями в адаптационный период"

Поступление в д\с - это не только переломный момент для детей, но и для родителей....