Консультация для родителей "Участники адаптационного периода"
консультация на тему
«Участники адаптационного периода»
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенок в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
- Четкий режим дня;
- Отсутствие родных рядом;
- Длительный контакт со сверстниками;
- Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
- Резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
- Особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:
- Преобладание отрицательных эмоций;
- Нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
- Утрата навыков самообслуживания;
- Нарушение сна;
- Снижение аппетита;
- Регрессия речи;
- Изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
- Снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще о себе дают знать следующие проялвения:
- В памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
- Начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? Как там?»);
- Обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общаться с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
- В общении с ребенком и друг с другом появляются слова «Детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад… Что скажет воспитательница, если увидит такое…);
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
- Повышенная тревожность;
- Обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
- Преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
- Повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
- Многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни детского сада, встают перед неизвестностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому – адаптация.
Адаптация педагога отличает:
- Чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
- Повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
- Легкую (15-30 дней);
- Среднюю (30-60 дней);
- Тяжелую (от 2 до 6 месяцев);
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.
Это означает что:
- При утреннем вставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
- Ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
- Малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
- Ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
- Восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
- Нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
- Восстанавливается аппетит.
Адаптационные мероприятия
В педагогической литературе описаны разнообразные формы, методы и приемы, обеспечивающие успешную адаптацию. Чем богаче методическая копилка по данному вопросу, тем легче искать подходы к своим воспитанникам и их родителям. Этот опыт желательно постоянно обогащать, накапливать и рекомендовать своим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_uchastniki_adaptatsionnogo_perioda.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Участники адаптационного периода»
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенок в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
- Четкий режим дня;
- Отсутствие родных рядом;
- Длительный контакт со сверстниками;
- Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
- Резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
- Особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:
- Преобладание отрицательных эмоций;
- Нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
- Утрата навыков самообслуживания;
- Нарушение сна;
- Снижение аппетита;
- Регрессия речи;
- Изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
- Снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще о себе дают знать следующие проялвения:
- В памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
- Начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? Как там?»);
- Обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общаться с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
- В общении с ребенком и друг с другом появляются слова «Детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад… Что скажет воспитательница, если увидит такое…);
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
- Повышенная тревожность;
- Обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
- Преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
- Повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
- Многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни детского сада, встают перед неизвестностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому – адаптация.
Адаптация педагога отличает:
- Чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
- Повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
- Легкую (15-30 дней);
- Среднюю (30-60 дней);
- Тяжелую (от 2 до 6 месяцев);
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.
Это означает что:
- При утреннем вставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
- Ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
- Малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
- Ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
- Восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
- Нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
- Восстанавливается аппетит.
Адаптационные мероприятия
В педагогической литературе описаны разнообразные формы, методы и приемы, обеспечивающие успешную адаптацию. Чем богаче методическая копилка по данному вопросу, тем легче искать подходы к своим воспитанникам и их родителям. Этот опыт желательно постоянно обогащать, накапливать и рекомендовать своим коллегам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адапт...
Консультация для родителей "Адаптационный период"
Проблемы адаптации в детском саду вращаются вокруг ребёнка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгяд педагогов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...
Консультация для родителей "Адаптационный период в детском саду"
Как подготовиться к поступлению в детский сад...
Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»
Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...
Консультация "Игры в адаптационный период с детьми 3 - го года жизни"
Игры занимают особенное место в жизни ребёнка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма....
Консультации для родителей: «Адаптационный период при поступлении в ДОУ»
Адаптационный период при поступлении в ДОУ...
Консультация для родителей "Адаптационный период в ясельной группе"
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в т...