консультация для воспитателей: "Организация работы с родителями в адаптационный период по вопросам сохранения здоровья детей 1,5 -3 лет"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Советы воспитателям
«Организация работы с родителями
в адаптационный период по вопросам
сохранения здоровья детей 1,5 -3 лет»,
(из опыта работы)
Педагог – психолог: Комарова Ирина Ивановна
Всем известно, что детство является уникальным периодом в жизни человека, поскольку именно в это время происходит формирование здоровья и становление личности. В самом начале жизненного пути рядом с маленьким и беззаботным малышом находятся очень важные в его жизни люди – это родители. И только благодаря их любви, заботе и поддержке он растет и развивается, у малыша возникает чувство доверия к людям, окружающим его, и к миру в целом. На определенном этапе жизненного пути ребенка ведут в детский сад и там его окружают новые люди, которых он ранее не знал. Родители и воспитатели должны объединиться для обеспечения малышу эмоционального комфорта, для создания интересной и содержательной жизни, а ДОУ, в свою очередь, должно способствовать его развитию, умению общаться с другими детьми, помочь подготовиться к школе. И тогда можно с твердой уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка пойдет ему на благо. А активное участие мам и пап, бабушек и дедушек в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет им взглянуть на мир глазами ребенка, относиться к малышу как к личности, понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми, радоваться его личному росту. Кроме этого, родителям необходимо знать положительные и отрицательные стороны ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке, также быть готовыми к совместному переживанию его побед и неудач.
Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Целью работы с родителями является: вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения проводить по четырем направлениям:
- 1. Информационно – аналитическое направление (анкетирование, тестирование родителей и др.);
- 2. Познавательное направление;
- 3. Наглядно – информационное направление (через родительские уголки, папки-передвижки и прочее);
- 4. Досуговое направление.
Совместные усилия педагога и родителей направлены на то, что обе заинтересованные стороны занимаются изучением малыша, раскрывают и развивают в нём лучшие качества и свойства. Взаимная работа родителей и педагогов на благо ребёнка может быть результативной только в том случае, если они объединятся.
У истоков такого союза должны находиться такие принципы, как:
1) Доверие и уважение друг к другу,
2) Совместная поддержка и помощь,
3) Взаимное терпение и терпимость
Организация периода адаптации – серьезная забота всех педагогов
детского сада, особенно в первой младшей группе. Очень важно постараться
сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает
в этот период малыш, не отразилось на его здоровье.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогает снять напряжение и скованность у детей и способствует более легкому привыканию к новым условиям. Целесообразно выполнять следующие моменты в работе:
- -создание в группе психически комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр);
- осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;
- ежедневное наблюдение за психическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;
- создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;
- организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;
- игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прядки», «Зашагали ножки топ-топ-топ ».
В этой работе используем разные формы организации работы с родителями: консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Упрямство – что же делать?», «Учим ребенка общаться!» и т. д. , родительские собрания, анкетирование родителей, опросы, советы, и т. д.
Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.
Воспитатели стараются оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Самым главным, на мой взгляд, является то, как ребенка встречает воспитатель и дети, атмосфера в группе. Детский сад начинается с приемной группы. Важно чтобы она была уютная и красивая.
Форма работы через родительские уголки является традиционной.
В родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах. Для информаций имеются папки – передвижки; «Адаптационный период», «Закаливание детей младшего возраста», «Правила дорожного движения», «Папка для родителей», где собран материал для родителей и т. д.
В приемной важное место отведено периодически меняющейся фотогазете, она содержит всю информацию о жизни первой младшей группы. Эта форма работы является востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Темы стенгазет:
«Мы совсем уже не плачем, всё у нас в порядке!» (Фотоснимки детей в процессе игр, освоения трудовых, культурно-гигиенических навыков)
Фотографии постоянно обновляются. В газете помещены стишки - уговорушки Нины Пикулевой:
Горошинки-непрошинки
Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда Вы взялись?
Трамваем или поездом
До нас Вы добрались?
Не-е-ет,
Портить настроение
Никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
Кто тут плачет?
Кто тут плачет,
Ой-ой-ой!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже –
посмотрите!
- «Мы встречали Новый Год!»,
- «Один день из жизни детского сада»,
- «Вот как мы занимаемся!» и др.
Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Родители приводят в детский сад самое дорогое, что у них есть – своих детей. И задача воспитателя сделать так, чтобы их богатство было в надежных руках. Воспитатели часто делают коллективные работы, и стараются запечатлеть весь процесс деятельности детей на снимках, например: коллективная работа: «Веточка мимозы для мамы» и др.
В приемной вывешивают плакаты-поздравления для родителей (8 Марта, День защитников Отечества, День победы).
Был снят диск «Один день из жизни детского сада», куда вошли: зарядка, самостоятельная деятельность детей, занятие по физическому воспитанию, слайдшоу из снимков игровой деятельности детей в форме презентации (показ родителям на родительском собрании).
Презентации на диске проекты: «Адаптация детей 2-3 лет», клуб «Молодая семья» (родитель, ребенок, воспитатель) (выступление и показ).
Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые с недоверием выслушивают требования воспитателя, старайтесь донести своё мнение позитивно.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказать необходимую помощь родителям, привлечь их к участию в совместной работе. Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.
И в заключении хочу добавить, что каждому воспитателю важно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи, внесение коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребёнка, может вызвать протест родителей. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств, убеждений и вероисповедания.
Подписи к слайдам:
Всем известно, что детство является уникальным периодом в жизни человека, поскольку именно в это время происходит формирование здоровья и становление личности. В самом начале жизненного пути рядом с маленьким и беззаботным малышом находятся очень важные в его жизни люди – это родители. И только благодаря их любви, заботе и поддержке он растет и развивается, у малыша возникает чувство доверия к людям, окружающим его, и к миру в целом. На определенном этапе жизненного пути ребенка ведут в детский сад и там его окружают новые люди, которых он ранее не знал. Родители и воспитатели должны объединиться для обеспечения малышу эмоционального комфорта, для создания интересной и содержательной жизни, а ДОУ, в свою очередь, должно способствовать его развитию, умению общаться с другими детьми, помочь подготовиться к школе. И тогда можно с твердой уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка пойдет ему на благо. А активное участие мам и пап, бабушек и дедушек в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет им взглянуть на мир глазами ребенка, относиться к малышу как к личности, понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми, радоваться его личному росту. Кроме этого, родителям необходимо знать положительные и отрицательные стороны ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке, также быть готовыми к совместному переживанию его побед и неудач. Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс.
Целью работы с родителями является: вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения проводить по четырем направлениям: 1. Информационно – аналитическое направление (анкетирование, тестирование родителей и др.);2. Познавательное направление;3. Наглядно – информационное направление (через родительские уголки, папки-передвижки и прочее);4. Досуговое направление.
Совместные усилия педагога и родителей направлены на то, что обе заинтересованные стороны занимаются изучением малыша, раскрывают и развивают в нём лучшие качества и свойства. Взаимная работа родителей и педагогов на благо ребёнка может быть результативной только в том случае, если они объединятся.
У истоков такого союза должны находиться такие принципы, как:
доверие и уважение друг к другу
совместнаяподдержкаи помощь
взаимноетерпение и терпимость
Организация периода адаптации – серьезная забота всех педагогов детского сада, особенно в первой младшей группе. Очень важно постараться сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает в этот период малыш, не отразилось на его здоровье. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогает снять напряжение и скованность у детей и способствует более легкому привыканию к новым условиям. Целесообразно выполнять следующие моменты в работе:создание в группе психически комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр);осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;ежедневное наблюдение за психическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прядки», «Зашагали ножки топ-топ-топ ». Поздравительная открытка ко Дню матери.
Поздравительные открытки.
Выставка семейных рисунков.
Выставка семейных рисунков на тему: «Весеннее настроение».
Благодарственные письма родителям за активное участие в жизни группы
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯРекомендации для вовлечения родителей в совместную деятельность Важно создать и использовать возможности для доверительного общения.Нужно использовать различные виды деятельности и обмениваться информацией друг с другом.Уделять время для совместных дискуссий с семьями.Создавать разные клубы (по интересам).Стараться внимательно слушать.Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей. Советы, которые помогут активизировать участие родителей Проявляйте взаимное уважение друг к другу. Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.Будьте терпеливыми к ним. Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. Поддерживайте тесные контакты. Высказывайте свою признательность им. Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность любой информации. Обучайтесь навыкам сотрудничества. Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются - единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания и оздоровления, распорядок дня, двигательная активность, гигиенические процедуры и культурно-гигиенические навыки. Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели. И в заключении хочу добавить, что каждому воспитателю важно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи, внесение коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребёнка, может вызвать протест родителей. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств, убеждений и вероисповедания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Организация и планирование прогулок в зимний период»
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить сне...
Консультация для воспитателей "Организация прогулок и экскурсий в летний период"
Консультация поможет правильно организовать прогулку в летний период....
Консультация для воспитателей «Организация и планирование прогулок в зимний период»
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в ...
Консультация для воспитателей «Организация группового игрового участка в летний период»
Материал будет полезен методистам, старшим воспитателям....
Консультация для воспитателей "Организация разных видов игр в летний период в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Организация разных видов игр в летний период в ДОУ"...
Консультация для воспитателей "Организация разных видов игр в летний период"
В консультации даются рекомендации относительно того, какие виды игр можно проводить летом с детьми с целью организа...
Консультация для воспитателей «Организация оздоровительной работы в летний период»
Консультация для воспитателей«Организация оздоровительной работы в летний период»...