Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе
методическая разработка (средняя группа)
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление детей с природой | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.
В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные умственные задачи.
Перейдем к более детальному и подробному рассмотрению методов воспитания у детей познавательных интересов к природе:
- наблюдение. Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Малыши узнают и называют растения ближайшего окружения – дерево, куст, трава, комнатные цветы.
- дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
Конкретно и четко объяснять правила.
- Речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.
- Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие – в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты – поле, на птицефабрику, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
Кроме названных приемов можно использовать еще и следующие: инсценировка с игрушками животными и растениями, специально организованное наблюдение, чтение коротких рассказов и стихов, беседы с детьми, отражение впечатлений о природе в продуктивных видах деятельности, самостоятельное и совместное со взрослым разнообразное практическое экспериментирование ребенка в природе («Как ты чувствуешь окружающий мир»), экологические сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.
Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактически...
«Методы и приёмы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края»
Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольно...
Рекомендации для родителей по вопросу у детей познавательных интересов к природе
Даны рекомендации как разговаривать с ребенком о природе....
Консультация для педагогов Тема: Исследовательская деятельность - средство формирования у детей познавательного интереса к природе.
Важнейшее значение развития у детей экологической культуры имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования....
Курсовая работа на тему: «Воспитание у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...
О воспитании у детей познавательных интересов
Статья для воспитателей...