"Коммуникативные игры, как способ психологического комфорта и социализации в детском коллективе"
статья (подготовительная группа)
Предлагаю тезисы к презентации по теме "Коммуникативные игры". Это краткий обзор моей работы по теме + презентация. В матерале изложены проблемы псхологического комфорта дете в коллективе, их решения с помощью набора коммуникативных игр для разной возрастной категории детей дошкольного возраста. Мой материал можно использовать в качестве отчета (выступления) на методических объединениях, педсоветах, родительских собраниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы по теме "Коммуникативные игры" | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
(отделение дошкольного образования детей)
Тезисы к презентации:
«Коммуникативные музыкальные игры, как способ создания психологического комфорта и социализации в детском коллективе»
Музыкальный руководитель:
Бочко Ирина Сергеевна
2019 год
СЛАЙД 2
Цель: Гармоничное развитие духовно-нравственной, физической, эмоциональной, личностной и социальной сфер ребенка. Оздоровление и сохранение психологического здоровья детей.
СЛАЙД 3
Задачи:
Образовательные:
- Создание условий для формирования у дошкольника интереса и умения подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения.
- Создание условий для развития коммуникативных и творческих способностей детей.
Развивающие:
- Развитие способности свободно и раскрепощено держаться в игровой коллективной деятельности обогащение двигательного опыта детей;
- Развитие звукового восприятия, музыкальной памяти и мышления;
- Раскрытие творческого потенциала, их музыкальной культуры.
Воспитательные:
- Воспитание в детях чувства ответственности и доброго отношения к своим сверстникам;
- Способствовать самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата и психологического комфорта;
- Способствовать умению коллективного взаимодействия и согласованности, проявляя свою индивидуальность.
Образовательные технологии:
- Игровая;
- Личностно-ориентированная;
- Здоровьесберегающая.
СЛАЙД 4
Актуальность:
Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, зачастую дети зажаты или расторможены, как следствие возникают проблемы в социализации ребенка его психологическом комфорте и эмоциональном развитии.
ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность.
Считаю, что музыкально-игровая деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом этапе дошкольного детства.
Музыкальные коммуникативные игры – это целый комплекс игровых упражнений включающих в себя музыку, песни с ритмичным пением, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Все эти действия имеют мощный оздоровительный психотерапевтический эффект для детей, участвующих в таких играх.
В коммуникативных играх дети учатся преодолевать импульсивные реакции, регулировать собственные побуждения, так как любая игра подразумевает обязательное соблюдение правил. Многие игры содержат в себе яркие образы, отражающие и бытовые сцены, и картины природы, и жизнь животных, посредством чего у детей расширяется картина мира и самосознание. Часто эмоции, содержащиеся в коммуникативных играх, сопровождаются мимикой и пантомимой в таких играх дети учатся понимать эмоциональное настроение другого человека сочувствовать и сострадать.
Музыкальные коммуникативные игры всегда сопровождаются пением и музыкой, это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей у детей: развитию чувства ритма, звуко - высотному и диатоническому слуху, а главное дети испытывают радость от контакта с музыкой и совместной игры. Эти игры помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети забывают обиды и ссоры, т.к. игра сближает и сплачивает детей и дают возможность каждому ребенку раскрыть в себе творческий потенциал. Стеснительные и не уверенные дети начинают активно участвовать в играх, а раскрепощенные вынуждены подчиняться общим правилам, а это главный и верный помощник в организации детей.
Таким образом, музыкальные коллективные игры служат уникальным средством коммуникации, в рамках которого дети получают возможность не только проявить свои умения и способности, но и могут научиться механизмам взаимодействия.
В своей практике наряду с традиционными музыкальными играми, обязательно использую
- Игры-знакомства («Как тебя зовут?», «Имя свое ты назови»)
- Игры-приветствия («Здравствуйте ладошки», «Доброе утро!»)
- Игры-фантазии («В зоопарке», музыкальная основа « Карнавал животных» Сен-Санса, творческие игры («В небе звездочки мерцают», « У самого синего моря», «Мы рисуем музыку» - дети создают коллективную работу, выкладывая палочками, ленточками, шишками определенный музыкальный образ.
Музыкальные коммуникативные игры дают возможность детям испытывать не только положительные эмоции, но и учат определенному набору певческих, музыкально – двигательных, слуховых умений и навыков, поэтому в каждой группе игры организуются с учетом возрастных особенностей.
СЛАЙД 5
Вовлекать детей такого рода в игры я начинаю с раннего возраста с 2-3х лет.
Дети в течение года, учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом, («Паровоз «Букашка, «Большие ноги»)/
Малыши учатся сходиться в круг и из круг. Осваивают хороводные игры («Каравай», «Закружился хоровод»). /
Учатся прислушиваться к сигналу воспитателя «Под платочком мы стоим», \
/Дети раннего возраста любят ролевые игры («Маша и каша»,\
«Где-то котик тут сидит»\
манипулировать предметами и музыкальными шумовыми игрушками «Я бегу, бегу, бегу», «Взяли в руки ложки», «Ты звени звоночек тише»).
Под разный характер музыкального произведения дети могут импровизировать характерные элементарные черты зверей и птиц (птички, медведи, зайцы)
К концу года осваивают движения в парах («Наши дети в пары встали»)
В возрасте 3-4 года В этом возрасте дошкольникам очень нравятся разыгрывать сценки из сказок, в которых дети могут себя проявлять и в коллективной и в индивидуальной деятельности.
Это ролевые игры («Козлятушки-ребятушки»/,
Сказка о глупом мышонке/
Сюжетные игры-пляски «Мухоморчики лесные» /
игры импровизации Петушок/
Усложняются игры с музыкальными инструментами «Колокольчик в руки взяли»
Для детей 4-5 летнего возраста
В этом возрасте дети получают радость от совместной игры. Проявляется интерес к хороводным играм. Содержание их усложняется и наполняется новым осмыслением «Яблонька», сезонные хороводы/
Добавляются музыкальные ролевые игры с выбором персонажа или главного ведущего «Сидел мишка медведь» «По дорожке Петя шел»/
Продолжают играть в парах («Мишки и лисята», «И раз два три …», «Друга за руку возьму», детские польки») В результате таких коммуникаций начинает формироваться самооценка у детей, развиваются такие качества как, доброта, благородство, симпатия.
Дети 5-7 лет
Самым трудным для детей любого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Поэтому в возрасте 5-7 лет включаем более сложные игры – хороводы «Солнце село на сосну», «Друга за руку возьму»/ « Четыре серых камушка», импровизации с выстраиванием фигур «Звездочет».
В зависимости от подготовленности детей педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений. Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников. «Краденное солнце»/
Развивать у ребенка чувство ритма помогают ритмические игры, но не только, это и согласованность в действии, и чувство локтя и общего строя и радость от полученного результата. Например: игра с палочками («Кони, кони, кони», «Черепаха хвост поджала», «Огурчики, помидорчики»/ дети учатся не только стучать в ритме, но и в размере стиха перекладывать палочки соседу.
Дети, испытывающие робость в общении с удовольствием принимают участие в играх с передачей предметов, музыкальных инструментов. Дошкольники с радостью принимают от своих сверстников, а затем и сами передают предметы, испытывают радость совместных действий, чувствуют свою социальную значимость, учатся делиться игрушками. Игры с передачей предмета «Свеча», /«Бубен», «Мы по кругу пошли», «Музыкальный квадрат»
В музыкальной игровой деятельности дети часто устраивают игры – концерты, когда по одному или группами, объявляют и исполняют свои концертные номера. Свои выступления оценивают аплодисментами. /«Голос Дети», «Минута славы», «А вам слабо!»
Кроме традиционной игры на инструментах, использую прием озвучивания стихов, сказок («Заяц в лесу», «Дом проснулся на заре». «Бумажный дождь», «В доме моем тишина»игру на диатонических колокольчиках./
Наряду с перечисленным, дети этого возраста двигаются и поют достаточно уверенно, поэтому, игры становятся более сложными, двойные круги, хоровод стенка на стенку («Ручеек» «Гости», «Спор зимы с весной»), игры и танцы со сменой пары (« 1,2.3 на носочки, «Раз, два – присели»,«Смотри-гляжу») Осваиваем спортивные и военные марши с перестроением.
В своей работе, по формированию у детей психологического комфорта, часто использую коммуникативные Игры – массажи. Они построены на тактильных ощущениях и обеспечивают сенсорное развитие малышей. Такие игры доставляют детям большое удовольствие, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение, учат доверию и сопереживанию. Дети воспринимают интонацию голоса, содержание текста, музыкальный тембр, темп и ритм музыки. Малыши так же оценивают силу давления, характер прикосновения, направление движения. Также игровой массаж способствует развитию речи и фантазии детей: шаги ежика, мишки, град и дождь и т.д.
/ («Ходит ежик», «Дождь-дождь», «Наши быстрые ладошки», «У жирафа пятна»)
В своей работе, я часто использую коммуникативные музыкальные игры в досугах, развлечениях и праздниках. Такой вид деятельности очень привлекателен, как для детей, так и для родителей, и вызывают эмоциональный отклик и подъем.
Вывод. Коммуникативные музыкальные игры в детском саду актуальный и востребованный вид деятельности, который дает возможность проявлять позитивные эмоции, и являются одним из эффективных способов формирования психологического комфорта и социализации дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.
Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни и даются практические рекомендации по решению дан...
Консультация для педагогов «Условия и роль воспитателя в обеспечении эмоционального благополучия и психологического комфорта ребенка в группе детского сада».
Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие. Известн...
Выступление-отчет на педагогическом совете «Создание психологического комфорта в группах МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Распространение опыта создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения...
Семинар-практикум для педагогов: "Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду"
Цель мероприятия: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в вопросах создания условий комфортного пребывания ребенка в группе детского сада....
Создание психологического комфорта для детей в детском саду
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность ...
Консультация для воспитателей ДОУ "Психологический комфорт детей в группе детского сада"
Консультация с элементами тренинга для воспитателей ДОУ «Психологический комфорт детей в группе детского сада»Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфо...
Режим дня-как основа психологического комфорта прибывания ребёнка в детском саду
Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого человека. Если для взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребенка-важно еусловие развития и адаптации к...