Консультация для воспитателей ДОУ "Психологический комфорт детей в группе детского сада"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация с элементами тренинга для воспитателей ДОУ «Психологический комфорт детей в группе детского сада»
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2.Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Воспитатели повысят свою компетентность в вопросе создания психологическкого комфорта для воспитанников в группе детского сада, прояснят свои профессиональные умения в вопросе общения с детьми с помощью метафорических ассоциативных карт, определят свой стиль воспитания детей, узнают как создать комфортную атмосферу, если в группе есть агрессивные, гиперактивные и тревожные дети. Повысят свой энергетический тонус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_psihologicheskiy_komfort_v_gruppe.docx | 40.28 КБ |
psihologicheskiy_komfort.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация с элементами тренинга для воспитателей ДОУ
«Психологический комфорт детей в группе детского сада»
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2.Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Ход консультации:
1.Приветствие.
- Сегодня мы с вами поговорим о некоторых аспектах создания психологического комфорта в группе детского сада. Но сначала давайте уточним понятие «психологический комфорт». Что вы подразумеваете под понятием психологический комфорт, от кого или от чего он зависит, как его создать?
Что такое комфорт?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
- Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский).
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
- По каким признакам можно определить, что ребенку комфортно в группе?
1. эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется;
2.когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих;
3.когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения;
4. когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес;
5.когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.
Т. е. Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.
Составляющие психологического комфорта в группе детского сада
|
|
|
Предметно-развивающая среда: - эстетическая; -развивающая; -психотерапевтическая. | Определяется: 1) Отношениями между воспитателем и детьми; 2) Отношениями между самими детьми; 3) Отношениями между воспитателями; 4) Отношениями между воспитателями и родителями.
| Психологическое здоровье детей и воспитателей |
- Есть ли причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада?
- разновозрастность групп;
- загруженность воспитателя в группе;
- неблагоприятная семейная ситуация у ребенка;
- дети с особыми образовательными потребностями.
Как создаётся положительный психологический климат (атмосфера) в группе?
Замечали ли вы, что в каждой группе детского сада свой эмоциональный настрой: в одной группе слышится смех, здесь совсем не бывает ссор, жалоб, лица детей приветливые; в другой картина совсем иная – шум, дети раздражительные, разговаривают крикливо, то и дело слышится плач. В таких случаях обычно ссылаются воспитатели на неудачную укомплектованность группы, в которой большинство детей чрезмерно возбудимы.
Между тем главная причина в другом: изо дня в день монотонное течение жизни не приносит детям ощущения радости, отсюда и плохое настроение. Ребёнку трудно находиться в коллективе -–невозможно договариваться, уступать, миновать ссор и слёз.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребёнка возникло положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям.
- Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении.
Работа с МАК «Образ женщины в сказочных образах»
- Выберите метафорическую карту. Опишите кого вы видите на ней. Определите сильные качества и слабые качества персонажа. Как ои проявляются в вашей профессиональной деятельности помогают или наоборот мешают?
Как выстраивает свои взаимоотношения с детьми воспитатель зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных воспитательских позиций по отношению к детям:
• Карабас-Барабас. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников.
• Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
• Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
• Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.
• Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.
• Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
• Мери Поппинс. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!
Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:
- Определите стиль взаимоотношений воспитателя с детьми 6 лет, если в группе преобладает следующее поведение детей.
Вариант 1.
Дети послушны и спокойны, если взрослый постоянно делает им замечания. В отсутствии взрослых в группе начинается беспорядочная шумная возня.
Вариант 2.
Дети послушны и спокойны только в присутствии своего воспитателя. Посторонние взрослые в отсутствии воспитателя удержать порядок в группе не могут, начинается беспорядочная шумная возня. Конфликтные ситуации без вмешательства воспитателя дети разрешить не могут.
Вариант 3.
Дети послушны и спокойны, но пассивны. Их игры не развиты, в них преобладают одиночные занятия. Посторонних взрослых не бояться и стремятся к физическому контакту с ними. Но навыки совместной деятельности со взрослыми отсутствуют.
Тон воспитателя – тон старшего авторитетного и близкого человека, которому можно доверить свои мысли, чувства и переживания. В тоне должны быть и авторитет старшего, которого нельзя не слушать, и уважение к маленькому ребёнку, теплота, внимание, готовность помочь, посоветовать, поощрить, предостеречь и запретить.
Упражнение «Ярлыки».
Каждому одевается на голову «корона» с надписью: «Улыбайся мне», «Будь пасмурным», «Корчи мне гримасы», «Разговаривай со мной так, будто мне 5 лет», «Одобряй меня», «Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого каждой группе дается задача нарисовать несуществующее животное, но обращаться во время работы к участниками своей группы нужно так, как написано на его «короне».
Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:
- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?
После того, как все желающие высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.
Задача для обсуждения. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?
Как ребенок реагирует на ярлык?
Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?
Обсуждение нарисованных картин.
Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. В зону риска попадают конфликтные дети, дети с низкой потребностью к общению и непопулярные дети. Неудовлетворенность общения ребенка со сверстником является главной причиной эмоционального неблагополучия и, поэтому задача взрослых помочь дошколятам развитию полноценных отношений со сверстниками.
Какие методы, приемы, мероприятия можно использовать для предотвращения дисбаланса в данном аспекте?
Вытекают также три группы детей: Агрессивные дети, тревожные дети и гипперактивные дети. Актуальная проблема для многих педагогов как построить с такими группами детей эффективное взаимодействие?
Современные психологи выделяют позитивную и негативную агрессию. Позитивная агрессия обеспечивает человеку или группе людей возможность выживания, безопасности и развития. Негативная агрессия направлена на удовлетворение своих потребностей путем причинения вреда окружающим. Грань между позитивной и негативной агрессией бывает иногда весьма тонкой. Поэтому, здесь очень важно направлять энергию ребенка в безопасное для окружающих русло:
- используя игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: «Бумажные мячики», «Маленькое привидение», «Смена ритмов», «Танцующие руки», «Дождь», «Ласковые лапки» и т. д. ; Детей следует познакомить с такими приемами выражения своего гнева, как «Мешочек для криков», «Лист гнева» (который можно в скомкать и швырнуть в угол, «Подушка для пинаний», «Рубка дров». Кроме того, в группе желательно, чтобы была коробка со сломанными игрушками, резиновые молотки, подушки для пинания. Для этого можно выделить какой-нибудь уголок или в спальне, или в группе. Проигрывание различных ролевых игр, где дети получают возможность поразмышлять о своем поведении в конфликтных ситуациях также способствует эффективному построению психолого-педагогического общения с детьми.
Упражнение «Выйди из круга». Все участники встают в круг (их задание – не выпускать из круга коллегу, а один остается в центре круга (его задачи – любым путем выйти из круга) и пытается выйти из него.
Что касается тревожных детей – их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми). Также тревожность сопровождается низким уровнем доверия. Я предлагаю выполнить упражнения на доверие. Развить это чувство в ребенке достаточно сложно, а вот сломать его – легче простого.
Упражнение «Свеча»
Люди становятся в тесный кружок, человек так шесть-пять и один посередине. Посрединный закрывает глаза и свободно падает в любую сторону, ноги вместе. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.
Что же такое гипперактивность? Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Очень часто педагоги задают себе вопрос: 'Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет. В этом случае педагогв тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: невропатологу.
Игры с гиперактивными детьми
«Клубочек»
Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
Работа с ситуациями. Разбор педагогических ситуаций. Анализ, выяснения ошибок в деятельности педагога ДОУ
Ситуация 1
Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате. Как в данном случае поступить воспитателю?
Ситуация 2
Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро. Как вы оцениваете действие воспитателя? На чем основано получение желаемого результата? Ваш совет воспитателю?
Ситуация 3
Вадим (3 года) очень активный ребенок, может обидеть кого-нибудь из детей, может поинтересоваться содержимым шкафов и т. д. Воспитатель, чтобы ограничить Вадима, во второй половине дня усаживает его на стул и не разрешает слезать с него, до прихода мамы. Ваша оценка действий воспитателя? Ваш совет воспитателю?
Ситуация 4
На прогулке дети бегают по всей площадке и кричат «нечеловеческими» голосами. Воспитатель не пресекает такого поведения и объясняет это тем, что детям необходимо дать возможность выплеснуть энергию. Что вы посоветуете?
Ситуация 5 Воспитатель, в том случае, если дети не слушаются, говорит: «Не будете спать - придет медсестра, сделает тебе укол», «Не будете слушаться, милиционера позову». Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Если нет, то почему? Обоснуйте свой вывод.
Тонус детской жизни начинается с воспитателя, его настроения, это он создаёт ту «оркестровку» эмоций в детском коллективе. От которой зависит общий стиль жизни в группе.
Дети чутко улавливают и подхватывают его настроение. И надо ли доказывать, что человек угрюмый, скучный и вялый вряд ли может импонировать детям.
Зато воспитатель, обладающий весёлым норовом оказывает большое влияние на детей. Его умение посмеяться с детьми. Пошутить, сделать замечание с мягким юмором, необидной иронией создают у них ощущение эмоционального благополучия.
Проведите комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала, например:
Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым,повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».
Упражнение «Мои ресурсы…»
Каждый участник выбирает МАК карту из колоды ресурсы получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».
Релаксация «Цветок добра».
Представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперёд так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра, какой он? Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах. И тогда вы можете его понюхать. А может, от него исходит какая-то приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в своё сердце. И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас на этом занятии вместе с нами.
Для поддержания благоприятной атмосферы в коллективе, снижения конфликтности каждый воспитатель должен уметь:
- хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
- замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
- сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
- разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
- уважать в каждом ребенке личность.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Подведение итогов.
Было ли полезно? Что нового узнал для себя? Что будешь или не будешь делать?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое комфорт? Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (“Этимологический словарь”, Н. М. Шанский ). Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов). Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Составляющие психологического комфорта в группе Визуальный психологический комфорт Положительный психологический климат (атмосфера) в группе Создание психологической безопасности Предметно-развивающая среда Определяется: 1) Отношениями между воспитателем и детьми; 2) Отношениями между самими детьми; 3) Отношениями между воспитателями; 4) Отношениями между воспитателями и родителями. Психологическое здоровье детей и воспитателей
Работа с МАК «Узнай себя в сказочных образах» 1. Выберите карту. 2. Опишите кого вы видите на карте? 3. Какие чувства у вас вызывает персонаж на карте? 4. Определите сильные и слабые стороны, качества этого персонажа? 5. Как они проявляются или не проявляются в вашей профессиональной деятельности?
Отношения между воспитателем и детьми Воспитательные позиции Карабас - Барабас В основе: страх и подчинение воле взрослого Результат: подавление естественной активности дошкольников
Воспитательные позиции Мальвина В основе: четкое соблюдение правил, непонятное ей автоматически становится неправильным. Результат: отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
Воспитательные позиции Красная шапочка В основе: В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия. Результат: торможение волевой регуляции поведения у детей, развитие неорганизованности, неумение предвидеть последствия своего поведения.
Воспитательные позиции Спящая красавица В основе: Безразличие и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Результат: дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.
Воспитательные позиции Наседка В основе: Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность. Результат: у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Появляется неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень.
Воспитательные позиции Снежная королева В основе: Желание повелевать. Добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Результат: эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
Воспитательные позиции Мэри Поппинс В основе: Знание потребностей детей, закономерностей их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Результат: Обучение и воспитание детей проходит естественно, незаметно для детей.
Определите стиль взаимоотношений воспитателя с детьми Вариант 1. Дети послушны и спокойны, если взрослый постоянно делает им замечания. В отсутствии взрослых в группе начинается беспорядочная шумная возня. Вариант 2. Дети послушны и спокойны только в присутствии своего воспитателя. Посторонние взрослые в отсутствии воспитателя удержать порядок в группе не могут, начинается беспорядочная шумная возня. Конфликтные ситуации без вмешательства воспитателя дети разрешить не могут. Вариант 3. Дети послушны и спокойны, но пассивны. Их игры не развиты, в них преобладают одиночные занятия. Посторонних взрослых не бояться и стремятся к физическому контакту с ними. Но навыки совместной деятельности со взрослыми отсутствуют.
Упражнение «Ярлыки» Чем в реальной жизни могут быть «короны»? Как влияет наличие подобных ярлыков на общение? Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков? Как ребенок реагирует на ярлык? Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?
Отношения между детьми Агрессивные дети используйте игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения: «Бумажные мячики», «Маленькое привидение», «Смена ритмов», «Танцующие руки», «Дождь», «Ласковые лапки» и т. д. ; используйте приемы выражения гнева , как «Мешочек для криков», «Лист гнева» (который можно в скомкать и швырнуть в угол, «Подушка для пинаний», «Рубка дров». проигрывание ролевых игр.
Тревожные дети Эффективными являются упражнения на релаксацию мышц. повышение самооценки Гиперактивные дети используйте игры и упражнения на формирование произвольной регуляции поведения, внимания снятие психоэмоционального напряжения.
Психологическое здоровье воспитателя Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым , повторить : «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь » . Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить : « Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего » . Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить : «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу» .
Для поддержания благоприятной атмосферы в коллективе, снижения конфликтности каждый воспитатель должен уметь: хвалить , поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития. сделать родителей своими союзниками в деле воспитания. разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном. поощрять стремление ребенка задавать вопросы. уважать в каждом ребенке личность.
Подведение итогов Было ли полезно ? Что нового узнали для себя? Что будете или не будете делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Введение традиций в жизнь группы детского сада"
Важная задача в работе воспитателя - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимота в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую ч...
Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...
Консультации для воспитателей «Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Речевая развивающая среда в группе детского сада"
Создание речевой развивающей среды -важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников....
Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»
Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого столетия выступил ...
Консультация для воспитателей "Наполнение музыкального уголка в группах детского сада"
Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Наполнение музыкального уголка в группах детско...
Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада".
консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада". (консультация, рекомендации.) ...