Режим дня-как основа психологического комфорта прибывания ребёнка в детском саду
консультация (младшая группа)

Лесная Анна Михайловна
Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого человека. Если для взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребенка-важно еусловие развития и адаптации к окружающей среде. Поэтому не случайно особое внимание в настоящее время уделяется разработке режима пребывания детей в ДОУ в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Всё о режиме дня ребёнка. 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Режима дня-как основа психологического комфорта прибывания ребенка в детском саду.

Режим дня-это рациональное распределение во времени и правильная последовательность удовлетворения в основных физиологических потребностей организма ребенка ( в активном бодроствование, сне, пище), а также правильное чередование различных видов деятельности во время бодроствования. Правильный режим обеспечивает ребенку уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка.

Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого человека. Если для взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребенка-важно еусловие развития и адаптации к окружающей среде. Поэтому не случайно особое внимание в настоящее время уделяется разработке режима пребывания детей в ДОУ в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

     При составлении режима дня в детском саду необходимо учитывать санитарно-эпидемиологические требования, в частности Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 20.12.2010 №164.

Рациональный режим-основа правильной организации жизни ребенка.

Приучать к определенному режиму дня необходимо с младенчества. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большей мере зависит от рационального режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми и, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят. Кроме всего прочего, режим является обязательным условием правильного воспитания (И.Л. Павлов).

Правильно построенный режим предполагает

  • Оптимальное соотношение периодов бодроствования и сна детей в течении суток
  • Целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
  • Определенную продолжительность непосредственно образовательной деятельности, труда и рациональное сочетание их с трудом
  • Регулярное питание
  • Полноценный сон
  • Достаточное пребывание детей на воздухе.

Продолжительность сна, бодрствования и прогулок в режиме дня.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 ч, малышей до трех лет-определяется в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводится дневному сну. Для детей от года до полутора лет дневной сон организуется дважды ( в первой и второй половине дня) общая продолжительность до 3,5 ч. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранде). Для детей от полутора до трех лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3ч. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей, которые трудно засыпают и чутко спят, рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах старших воспитанников будят раньше. Присутствие воспитателя (или помощника) в спальне во время сна детей обязательно. 

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 ч. Прогулку организуют дважды в день: в первой половине-до обеда и во второй-после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 Со скоростью ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается. Для детей до 4 лет прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с,а для детей 5-7 лет-при температуре ниже минус 20С и скорости ветра более 15 м/с.

Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры организуют в конце прогулки перед возвращением детей в помещения дошкольного учреждения.

Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игра, подготовке к занятиям, личной гигиене) отводится  в режиме дня не менее 3-4 ч.

Объем и продолжительность непосредственно образовательной деятельности

При реализации образовательной программы дошкольного учреждения непосредственно образовательная деятельность для детей раннего возраста от 1,5-3 лет должна составлять не более 1,5 ч в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие речи и движений) продолжительностью не более 8-10 мин. В теплое время года образовательная деятельность рекомендуется организовывать на участке во время прогулки.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

В младшей группе (дети 4-го года жизни)-2ч45 мин.

В средней группе (дети 5-го года жизни)-4ч;

В старшей группе (дети 6-го года жизни)-6ч 15 мин.

В подготовительной группе (дети 7-го года жизни)-8ч30 мин.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать 30 и 40 мин, соответственно,а в  старшей и подготовительной -45 мин и 1,5 ч соответственно.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности  составляет для детей:

В младшей группе (дети 4-го года жизни)-не более 15 мин.

В средней группе (дети 5-го года жизни)- не более 20 мин.

В старшей группе (дети 6-го года жизни)- не более 25 мин.

В подготовительной группе (дети 7-го года жизни)- не более 30 мин.

В середине занятий проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности должны не более 10 мин.

Непосредственно образовательная деятельности с детьми старшего и среднего дошкольного возраста может организовываться во второй половине дня после дневного сна, но чаще 2-3 раза в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 мин в день. В середине непосредственно образовательной деятельности  следует проводить физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени. Непосредственно образовательная деятельность требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среду). Домашних заданий воспитанникам дошкольных образовательных учреждений не задают.

В середине года(январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп рекомендуется организовывать недельные каникулы, во время которых проводится образовательная деятельность эстетически-оздоровительного цикла.

В дни каникул и летний период непосредственно образовательную  деятельность проводить не рекомендуют. Следует организовывать спортивные и подвижные праздники, игры, экскурсии и другие мероприятия, а также увеличивать продолжительность прогулок.

 Изменение режима под воздействием различных факторов.

Примерный режим дня есть во всех образовательных программах, реализуемых в ДОУ. На его основе заведующая, старший воспитатель, старшая медицинская сестра разрабатывают режиим дня для каждой возрастной группы, который утверждается подписями руководителя ДОУ и старшей медицинской сестры.

Режим дня в ДОУ является вариативным  и учитывает все возможные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.

При изменение режима под воздействием различных факторов, необходимо помнить о том, что основные компоненты: сон, бодростноваование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее вреватьсчя мя прогулок, должны оставаться неизменными.

Режим дня в случае неблагоприятных условий

Группам выделяется конкретное помещение (изостудия, физкультурный или музыкальный зал) для организации прогулки, и определяется ее время. Сквозным проветриванием помещения предварительно остужаются до 14-16%. Дети, одетые соответственно температуре помещения (с учетом того, что идет постоянный поток прохладного воздуха), находятся в нем около 40 мин. Воспитатель организует развивающие и подвижные игры. В групповой в это время проводится сквозное проветривание, влажная уборка.

Режим дня в дни карантина и периоды повышенной заболеваемости.

В режиме дня увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, предусматривается время для проведения специальных лечебно-профилактических процедур, уменьшается объем непосредственно образовательной деятельности с повышенными физичекими и интеллектуальными нагрузками. Свободное передвижение воспитанников по дошкольному учреждению ограничивается с целью сокращения количества контактов.

Педагогическое и гигиеническое значение режима дня в воспитании ребенка.

Значение режима заключается прежде всего в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка.

Педагогическое  значение режима дня

  • Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка. Действительно, режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Так правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность.
  • Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов.
  • Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка.
  • Для четкого и последовательного осуществления всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания зависит от разных причин: состоянии здоровья, особенности высшей нервной деятельности, общего развития. Но главное-от целенаправленного воспитания, использования единых педагогических приемов в семье и в дошкольном учреждении.
  • Для правильной организации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если его выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительна снижена.

Гигиеническое значение режима дня

  • Необходимо соблюдать и гигиенические требования по выполнению режима дня, при перегруженности деятельности у детей наступает переутомление, которое выражается в сниженной активности, повышенной возбудимости, или вялости. Нередко появляется отрицательные поведенческие реакции, капризы, конфликты с ровесниками.
  • Если в детском саду, в семье не созданы для ребенка все необходимые условия деятельности и отдыха и объем нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и ,следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям.
  • Успешное выполнение режима дня предусматривает также создание оптимальных гигиенических условий жизни детей. Для этого необходимо содержать помещения в чистоте, своевременно и правильно проводить санитарную обработку мебели, игрушек, посуды, поддерживать правильный температурный и воздушный режим, иметь достаточную освещенность всех групповых помещений. Дети должны быть одеты в соответствующую их возрасту и сезону одежду. Детская мебель должна соответствовать возрасту, росту детей данной группы. Сон ребенка должен проходить  в оптимальных условиях-после спокойной игры,в  тишине, в хорошо проветренной комнате или на воздухе. Особое внимание воспитатели групп должны обращать внимание на максимальное снижение гиподинамии (малой подвижности) и усиление двигательной активности детей.
  • Так же важной задачей, которая решается в дошкольном учреждении педагогическим и медицинским персоналом, является индивидуализация режима. Дети в период адаптации, после острых заболеваний, с отклонениями в состоянии здоровья, с неустойчивыми реакциями нервной системы утомляются быстрее, чем здоровые, уравновешенные дети. Они становтяся невнимательными, менее дисциплинированными. Им следует создавать облегченный, щадящий режим, в  отдельных случаях освобождать от занятий и даже на время удалять из группы, дав возможность сосредоточиться  и успокоиться в индивидуальной игре. Такие дети нуждаются также в строгой дозировке, физической нагрузке, в специальном выборе закаливающих воздействий.

При правильном соблюдении режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями, у  детей отмечаются высокие показатели работоспособности и развития. Если же отдельные режимные процессы, в  первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у  воспитанников  к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что в конечном счете неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Условия и роль воспитателя в обеспечении эмоционального благополучия и психологического комфорта ребенка в группе детского сада».

Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.         Известн...

Презентация на педагогический совет "Психологический комфорт ребёнка в детском саду"

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к...

Консультация для педагогов «Создание социально-психологического комфорта ребёнка в детском саду»

Эмоциональное состояние взрослого является опосредующим фактором эмоционального состояния детей. На психосоматическое состояние ребёнка оказывает влияние не только эмоциональное состояние взрослого, н...

Семинар-практикум для педагогов: "Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду"

Цель мероприятия: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в вопросах создания условий комфортного пребывания ребенка в группе детского сада....

Создание психологического комфорта для детей в детском саду

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Психологический комфорт детей в группе детского сада"

Консультация с элементами тренинга для воспитателей ДОУ «Психологический комфорт детей в группе детского сада»Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфо...