"Былинный эпос, как средство приобщения детей старшего возраста к культуре своего народа"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Прохорова Светлана Сергеевна

"Встреча с былиной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Былинный эпос2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м етодическое профессиональное объединение воспитателей старших групп Городской округ Красногорск Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»

Слайд 2

«БЫЛИННЫЙ ЭПОС, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА» Городской округ Красногорск Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 Подготовила: воспитатель: п ервая квалификационная категория Прохорова Светлана Сергеевна

Слайд 3

Былины (или, как их еще называли, «старины») появились в IX - XIII веках и передавались из поколения в поколение певцами-сказителями. Их любили слушать и стар, и млад.

Слайд 4

В семьях же роль сказочников-сказителей, как правило, выполняло старшее поколение- бабушки и дедушки. А основными их слушателями были малые дети- внучата, которые еще не доросли до того, чтобы помогать родителям в их трудах . Ребятишки, как губки, впитывали историю и национальный колорит своей родной страны через сказки и сказания.

Слайд 5

Былины рассказывали на сон грядущий, и они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь . Сказания формировали детскую личность на положительных примерах богатырских подвигов , победы добра над злом.

Слайд 6

В центре былин всегда были образы богатырей, защитников Отечества, наделённых силой, смелостью и честью. Их битва, а чаще поединок с врагами Русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа, национальное представление об идеальном герое. Богатырь- это всегда воин патриот .

Слайд 7

МИКУЛА СЕЛЯНОВИЧ – персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь

Слайд 8

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ БЫЛИНЫ Детская душа в определенный период своего становления нуждается в образе человека-героя Сравнение былины с любым современным псевдогеро - ическим чтивом (детективы, боевики, комиксы) показывает ее бесспорное преимущество Если вы видите, что ребенку трудно сориенти – роваться в жизни, начните читать ему былины Былинные герои интересны не только мальчикам, но и девочкам

Слайд 9

П Р О Е К Т «ВСТРЕЧА С БЫЛИНОЙ» А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь - не шатается и века простоит - не шелохнется!

Слайд 10

ЦЕЛЬ воспитание чувств патриотизма через ознакомление дошкольников с героическим прошлым родной страны.

Слайд 11

З А Д А Ч И развивать и совершенствовать речь детей, умение детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предметы и события, составлять мини-рассказы по картине,

Слайд 12

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА о бразовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», срок: ноябрь - апрель Беседы: «Наша Родина – Россия», «Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Экскурсия в прошлое России», «Былинные богатыри – славные защитники родной земли», «Отличие сказки от былины». Выставки книг (былин, героических сказок) о богатырях и рассматривание иллюстраций. Рассматривание картин русских художников о богатырях Беседы: «Мир русских былин в картинах В.М. Васнецова,(«Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырь»), Н. Рерих «Илья Муромец» Рассказ о памятнике Илье Муромцу в г. Муроме (скульптор В.М. Клычков) Дидактические игры «Разрезные картинки», «Собери богатыря в поход», «Что лишнее?» «Угадай, о ком говорю?», «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний» «Найди отличия», «Собери дружину» Отгадывание загадок о богатырях и богатырских доспехах Просмотр мультфильмов «Илья Муромец», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Василиса Микулишна », «Святогор», «Микула Селянинович » «Добрыня и Змей Горыныч», «Ратибор» Конструирование «Шлем и щит» ( из бумаги), «Крепость» (из строительного мат-ла) , «Сторожевая башня»(мягкие модули), «Калинов мост» Посещение библиотеки (Рассматривание и чтение книг, участие в викторинах, конкурсах…)

Слайд 13

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА о бразовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», срок ноябрь - апрель Чтение былин «Святогор-богатырь», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Как Илья Муромец богатырём стал», «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин-царь» и др. Чтение героических сказок «Битва на Калиновом мосту», «Никита Кожемяка», «Богатырь Фёдор Тугарин и Марья Моревна » и др. Пополнение словаря. Объяснение значений старинных слов и архаизмов (предки, сказитель, баян, ворог, витязь, доспехи, сбруя, оберег, ратник, кольчуга, бармица , булава, колчан, кистень, шелом, зерцало, калики, гусляр и др.) Словесные игры и упражнения по теме «Скажи правильно», «Один-много», «Назови ласково», «Какой, какая, какое?», «Раздели слово на части», «Скажи наоборот», «Что было сначала, а что потом?» «Кто кого победил?» Знакомство с пословицами и поговорками о богатырях и защитниках земли русской Составление рассказов по картине В.М. Васнецова «Богатыри» Составление творческих рассказов по теме «Если бы я был богатырем»

Слайд 14

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА о бразовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ», срок ноябрь - апрель Музыка Слушание : А. Пахмутова «Богатырская сила», отрывки из опер Н.Римского -Корсакова «Садко» и «Сказки о царе Салтане » (второе чудо), «Князь Игорь» (половецкие пляски) М. Бородина, Р.М. Глиер (отрывки из симфонии «Илья Муромец»), С. Прокофьев (оратория «Вставайте, люди русские») Танцевально-игровое творчество («Танец русских богатырей») Разучивание песен (А. Пахмутова и Н. Добронравов «Богатырская наша сила») Изобразительная деятельность Беседа о творчестве В. Васнецова. Рассматривание картин В. Васнецова «Богатыри», «Богатырь», Н. Рериха « Илья Муромец». Рисование «Богатыри на заставе», «Богатырский щит», «Дуб, на котором сидел Соловей-разбойник», «Богатырь» (с использованием геометрических фигур) Лепка «Собери дружину», «Богатырский конь», «Змей Горыныч», «Булава» Пластилинография «Кольчуга и шлем», «Кольчуга», «Богатырское оружие: меч, копьё, лук и стрелы», Дуб» Аппликация «Богатырский щит», «Собери богатыря в поход» «Меч Святогора»

Слайд 15

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА о бразовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ», срок: в течении года Подвижные игры и эстафеты «Чья дружина быстрее соберётся» «Кто самый меткий стрелок» «Сбей богатыря с коня» «Кто быстрее соберётся в поход» «Перетяни богатыря» «Соловей-разбойник» «Забрось палицу в логово Соловья-разбойника» «Сигнальщики» Развлечения «Зимние игрища богатырей» «Богатырские забавы» Праздники «Не перевелись еще богатыри на Руси»

Слайд 16

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА о бразовательная область «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», срок в течении года Сюжетно-ролевые игры: «Взятие крепости» «На богатырской заставе» «Битва на Калиновом мосту» Танцевальное творчество детей

Слайд 17

Выставки книг (былин, героических сказок )

Слайд 18

Рисование «Богатырь» (с использованием геометрических фигур)

Слайд 19

Лепка « Богатырский конь»

Слайд 20

Аппликация «Богатырский щит »

Слайд 21

Сюжетно-ролевые игры: «Взятие крепости »

Слайд 22

Лепбук

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»

В последние годы возросло  внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое ...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Этнокультурные образовательные практики как средство ознакомления детей средней группы с культурой своего народа + перспективное планирование

Повышение этнокультурного образования реализуется через введение разнообразных этнокультурных образовательных практик, направленных на передачу традиций, жизненного опыта, знаний, умений, навыков обще...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа в тесном взаимодействии с родителями»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа в тесном взаимодействии с родителями»...

Проект «БЫЛИННЫЙ ЭПОС КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА»

Главная книга автора — сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». Эта книга получила мировое признание, переведена на многие иностранные языки. Бажов родился в городе Сысерть н...