эссе "Чувашские традиции в нравственном воспитании детей"
методическая разработка (старшая группа)
Традиция - это та часть нашего прошлого,
которой мы помогаем перебраться в будущее.
Виктор Кротов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
прооект о нравственном воспитании детей посредствам чувашских традиций" | 864.39 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
Кафедра дошкольного образования
ЭССЕ
на тему «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников»
Выполнил: слушатель группы № ___ (Орлова Т.Н)
воспитатель ДОУ (Климовский детский сад «Теремок»)
Проверил:
Чебоксары
2015
Содержание:
1. Название темы эссе ………………………………………………………......1
2. Введение ……………………………………………………………………………………3
3. Основная часть ………………………………………………………………4
4. Первая часть………………………………………………………………….. 4
5. Вторая часть………………………………………………………………….5
6. Третья часть…………………………………………………………………..6
7. Заключение……………………………………………………………………7
8. Список литературы…………………………………………………………..8
2
Введение.
Традиция - это та часть нашего прошлого,
которой мы помогаем перебраться в будущее.
Виктор Кротов
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиции. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Из поколения в поколение человечество передает своим потомкам ценный, отфильтрованный веками опыт бытия. Все это дошло до нас в виде пословиц, поговорок, сказок, былин, песен, загадок, которые хранят в себе духовные и нравственные богатства, педагогический опыт народа, связывая настоящее прошлым. Не зная обычаи и традиции своего народа, ребенок не может крепко любить свою родину, свой край, свое село и дом так, как его любили наши предки. Любить все песни, все мелодии, слышать их и вникать их душу, петь красиво, под музыку делать разные элементарные движения плавно, ритмично, играть на музыкальных инструментах, петь плясать самостоятельно. Уметь слушать и вникать эмоциональное содержание произведения.
Данная тема «Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников» является актуальной в связи с тем, что у чувашского народа много традиций и обрядов, которые многое из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.
Ознакомление дошкольников с национальными традициями меня интересует давно. Перед собой поставила цели и задачи, которые помогают вводить детей культуру родного края, изучить богатства и многообразия материальной и духовной культуры родного народа, приобщить воспитанников к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.
3
Основная часть:
В настоящее время уделяется особое внимание формированию у детей начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса национальной культуре и традициям. Наиболее действенным полем воспитательного воздействия являются общие праздники, сходы, которые несут детям незабываемые впечатления и входит в жизнь ребенка ярким событием, оставаясь в памяти надолго. Это своеобразная тропинка в удивительный мир народных традиций. Кроме того, праздник - это синтез всех видов искусства. Музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения предметами народного быта, яркие национальные костюмы способствуют развитию у детей устойчивого интереса к чувашскому языку, а также истории родного края и национальной культуре. Все эти календарные праздники я провожу для того, чтобы приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, нравственно- этическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения путем внедрения национально-гуманитарного материала в содержание общеобразовательных предметов.
Для приобщения детей к истокам чувашской народной культуры я выбрала следующие направления:
1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Только приобщаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, оборудованные в доступном для детей месте.
4
С их помощью ребята в течение дня интересуются историей, символикой Чувашской Республики (портрет Президента Чувашии, герб, флаг, гимн, национальными костюмами, игрушками, предметами чувашской одежды, элементами чувашского орнамента (карточки с рисунками узоров и их смысловым значением, предметами быта чувашского народа, произведениями народного декоративного творчества). Для этого в каждой группе есть чувашский уголок, где дети могут знакомиться с элементами чувашских узоров, символикой, национальными костюмами. Так же есть книжные уголки, где дети могут знакомиться с произведениями чувашских писателей, рассматривать картинки. В нашем саду для проведения народных традиционных праздников имеются национальные костюмы, также для девочек и для мальчиков: вышитые платья, рубашки, фартуки, головные уборы-масмак и вышитые для девочек пояса, избушка из пило –материала. В детском саду функционирует мини музей народного творчества, в котором есть многое, что могут дать детям представление о том, как жили люди в деревенских избах, что в нем находилось, какая мебель какая обстановка. Ребята проявляют интерес ко всему, что есть в музее, задают много вопросов. Первые посещения музея начинаются со средней группы. А перед тем как посетить музей, готовлю детей к восприятию намеченной темы, дать им первоначальный минимум знаний. Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно использовать для непосредственно образовательной деятельности, развлечений. Часто для сюрпризного момента, игровой мотивации «приглашаем» куклу Нарспи в чувашском народном костюме. Дети всегда с радостью её встречают. Предметы, сделанные руками их далеких предков, помогают донести до сознания детей представления о жизни в прошлом.
5
2.Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, поможет национальный фольклор: чувашские сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки и игровые речитативы, песни и танцы. В устном народном творчестве сохранились особенные черты чувашского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности., Знакомя детей с поговорками, пословицами, загадками, сказками, тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям, развиваю социально-личностные качества, помогаю понять различные жизненные ситуации. Фольклор использую как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике с детьми можно обратиться к устному народному творчеству, выполняя упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся. В играх применять считалки на чувашском языке. Читать детям сказки, рассказывать легенды о чувашском народе в процессе совместной с детьми деятельности и многое другое. С детьми подготовительной группы можно проводить викторину «Кто больше знает чувашских пословиц и поговорок», предварительно проведя предшествующую работу. Между старшей и подготовительной группой организовать турнир «Не зевай, а загадку отгадай!» (о чувашских загадках). В работе очень помогает фольклорный материал, собранный Махаловой М. В., Николаевой Е. И. и адаптированный для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом чувашских народов.
3.Так же особое значение в воспитании ребенка через чувашские традиции имеют народные игры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом. Игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Знакомлю детей с историей возникновения игр, традициями, обрядами. В содержание области «Познание» и области «Коммуникация» в части формируемой участниками образовательного процесса включаю чувашскую речь, использую краеведческий материал и произведения национальной культуры:
6
картины, репродукции чувашских художников, песни, музыку, фольклор, слайды и др.
Народные игры можно включать в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.
Я как музыкальный руководитель и воспитатель по совместительству все эти направления использую в образовательной деятельности. Я веду кружок «Ахах перчисем». Кружок проводится 1 раза в неделю 30-40 минут во второй половине дня. Детям очень нравится этот необычный кружок . Они с удовольствием его посещают. С детьми разучиваем разные народные потешки, считалки, заклички, народные песни, , танцы. Играем в народные игры. В кружок посещают 20 детей: 5 детей из средней группы, 8 детей из старшей группы и 7 детей из подготовительной группы. Имеется план – работы кружка, где включены все образовательные задачи по возрастам. Каждый месяц мы проводим календарные праздники (Ниме, посиделки, Сурхури, Масленница, Манкун, Акатуй, Уяв, Симек). К чувашским календарным праздникам привлекаются дети 4-6 лет. Дети, исполняя ритуальные приговорки, заклички, песни входят в атмосферу народного обряда. Имеются все сценарии праздников и развлечений. Когда готовимся к празднику, стараемся придерживаться традициям проведения этого праздника.
Заключение:
Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры - это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок сможет познать себя и наш мир сегодня.
7
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м: Мозаика Синтез, 2014.
2. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003.
3. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой - Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова, 2006. – 204 с.
4. Махалова И.В., Николаева Е.И. «Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду». Чебоксары «Новое время» 2006.
5. 2. Учебное пособие «Культура чувашского края» Часть -1. Чебоксары -1994г. Чувашское книжное издательство.
6.«Чаваш музыки ача саденче» Хрестомати. Шупашкар-чаваш кенеке издательстви-1995.
7. «Чаваш халах самахлахе» 6 том перремеш пайе? Ача –пача самахлахе Шупашкар-чаваш кенеке издательстви -1985.
8. maam.ru.detskijsad
9.tsitaty.com
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....
Консультация "Роль семейных традиций в нравственном воспитании детей"
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культу...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.
В наше непростое время особенно важно развивать у детей патриотические чувства, любовь к своей малой родине, своей земле, культуре. В группе « Капельки» целый год велась плодотворная ...
Роль добрых традиций в нравственном воспитании детей раннего возраста
Нравственное воспитание...
Проект Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего наро...