Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
«Что такое театр?
Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки,
стимулировать психические процессы,
совершенствовать телесную пластичность,
формировать активность»
К. С. Станиславский
Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
Все участники семинара занимают места за 2 столами.
Знаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Речь – основа психического развития дошкольников. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра. Поэтому, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.
Все театрализованные игры делятся на:
- режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) - в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;
- игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Приведем примеры театрализованных игр по возрастам:
Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:
1. Имитация:
* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
2. Импровизация:
* Игра-импровизация под музыку
* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель
* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель
3. Ролевой диалог героев сказок
4. Инсценирование фрагментов сказок о животных
5. Одно-темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам
Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов
Старший дошкольный возраст - дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Таким образом во время игры еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».
У каждого артиста должна быть хорошо развита дикция и поэтому мы сейчас проведем разминку со скороговорками:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
1-я команда:
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
2-я команда:
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
ЗАДАНИЕ №2 «Мы не скажем – мы покажем» Команда соперник должна угадать не только, что делает актер, но и кого он изображает.
Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды)
- буратино продает свой букварь
-Доктор Айболит
- баба яга строит свои козни
Изобрази! ((ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)
- Машенька в доме у трех медведей
-Дедушка из сказки «Репка» сажает репку, поливает, тянет….
-Золушка выполняет обязанности по дому
ЗАДАНИЕ №3 «Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
Разыграть отрывок из любого произведения 1 команда радостно, а вторая грустно:
ЗАДАНИЕ № 4 «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Перед вами 2 коробки: с куклами БИ-БА-БО; придумайте сказку и обыграйте ее.
Задание 5 Расшифруйте понятие;
1-я команда: Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
2-я команда: Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
Задание 6 Общий вопрос:
Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления? (или можно использовать)
Вывод:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельнос...
Практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повышение компетентности педагогов по заданной теме....
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Послушай – и ты узнаешь,посмотри – и ты поймешь,сделай – и ты научишься....
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
В помощь педагогам...
Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Консультация для воспитателей...