«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- совершенствует артикуляционный аппарат
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- дети получают эмоциональный подъём
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- позволяет формировать опыт социального поведения
- стимулирует активную речь
Содержание деятельности:
- Артикуляционная гимнастика
- Чистоговорки и скороговорки
- Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
- Упражнения на воображение
- Упражнения на имитацию движений
- Упражнения на активизацию словарного запаса
- Упражнения на интонационную выразительность
- Упражнения на формирование разговорной речи
- Упражнения на речевое дыхание
- Игры со словами и без слов
- Игры с пальчиками
- Хороводные игры
- Подвижные игры с героями
- Этюды
- Инсценирование сказок, потешек, стихов
- Показ театрализованных представлений
Виды театров в разных возрастных группах:
1 младшая группа
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
2 младшая группа
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.
Средняя группа
Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.
Старшая группа
Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.
Подготовительная к школе группа
Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.
* Гапит – деревянный стержень.
* кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.
* куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.
* кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.
Существуют два приёма руководства театрализованной игрой:
- Развитие выразительности движения.
- Развитие выразительной речи.
Младшая группа
- Звукоподражание героям.
- Чтение по ролям стихов, потешек, сказок.
- Словесная импровизация.
- Диалоги с игрушками.
- Игры по типу: «Кто позвал?»
Средняя группа
Всё, что в младшей группе, плюс:
- Обучение модуляции голоса (тихо – громко, голос козы, волка и т.д.)
- Оживление персонажа с помощью волшебной палочки и разыгрывание диалога.
- Расскажи скороговорку, чистоговорку (быстро, медленно, тихо, громко).
Старшая и подготовительная к школе группа
Всё, что в младшей и средней группах, плюс:
- Упражнения в интонационной выразительности (сказать одну и ту же фразу по – разному:с грустью, с радостью).
- Регуляция силы голоса, интонация тембра «Здравствуй» - приветливо; «возьми» - небрежно; «принести» - требовательно).
- Упражнение в правильном дыхании.
- Ролевые диалоги с фрагментами из сказок («Теремок» - диалог лягушки и мышки и т.д.)
- Логическое ударение (Заяц сидел под кустом)
- Весёлый ритм (ритм дождя, барабан, цокота и т.д.)
- Этюды (неодушевлённых и одушевлённых предметов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельнос...
Практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повышение компетентности педагогов по заданной теме....
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Послушай – и ты узнаешь,посмотри – и ты поймешь,сделай – и ты научишься....
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
В помощь педагогам...
Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Консультация для воспитателей...
Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...