Практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
консультация по развитию речи на тему

Богданова Юлия Вячеславовна

Повышение компетентности педагогов по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_vospitateley.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, 
посмотри – и ты поймешь, 
сделай – и ты научишься.  

Цель:  Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

Оборудование: карточки с речевым материалом, персонажи театра на резинках, театр на прищепках.

Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. Исследования физиологов доказали значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием.

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Особую роль в развитии диалогической речи играют театрализованные игры. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, театрализация способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки и режиссерские игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.

Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Реплики имеют различное назначение:

-Вопросы, чтобы запросить информацию.

-Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.

-Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.

-Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.

-Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.

-Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали. Может быть словесное или молчаливое либо отказ от выполнения действия.

Диалог — это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой. Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

  • соблюдение очередности в разговоре;
  • необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;
  • поддерживать общую тему разговора.

Таким образом, психолингвистический анализ диалога позволяет выделить три взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по формированию речевых и социально-этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью:

  1. формировать умения пользоваться различными единицами
    диалога в соответствии с их функциональным назначением;
  2. способствовать усвоению основных правил ведения диалога,
    его культуры;
  1. обучать дошкольников правилам речевого этикета.

Содержание задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:

первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

- Ты что делаешь? - Ничего.

А ты зачем? - Тебе помогать пришел.

                    …

- Ты пирог съел? - Нет, не я!

- А еще хочешь? — Хочу.

                    …        

- Ты пирог съел? — Нет, не я!

- А вкусный был? — Очень.

                   …

- Где ты, брат Иван? — В горнице. –

 А что делаешь? — Помогаю Петру.

- А Петр что делает? — Да на печи лежит.

                     …

Лис и мышонок (В. Бианки)

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? — Землю копал.

- Для чего копал? — Норку делал.

- Для чего норку делал? - От тебя, лис, прятаться. - Мышонок, я тебя подстерегу. — А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь, вылезешь. - У меня в норке кладовочка.

- Мышонок, мышонок, я Ведь твою норку разорю. - А я от тебя в отнорочек — и был таков.

                     …

Сорока и медведь (по Н. Сладкову)

Медведь медленно вылезает из берлоги (играющий ребенок встает сo своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.

Сорока легко слетает с дерева (играющий ребенок спрыгивает со свое-го стульчика), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями.

Сорока (склонив голову набок). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?

Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то ?(Остановился, задумался.) Да ем!

Сорока (удивленно моргнув). А днем?

Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.

Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером? Медведь (махнув лапой). И вечером ем.

Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью? Медведь.  И ночью ем.

Сорока. А когда же ты не ешь? Медведь. Да когда сыт бываю!

Сорока  (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь? Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)

второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;

Я медведя поймал! — Так веди сюда.

Не идет. — Так сам иди.

Да он меня не пускает.

……

Ква-ква-ква! (по Г. Демыкиной)

- Речка, мошки и трава,
Теплый дождик!
Ква-ква-ква!

-Хочешь ты сказать, лягушка,
Здесь приятно?

- Ква-ква-ква!

….

— Я девица-девица,

Не пойду по водицу,

Я волка боюсь,

Я лисицы боюсь,

Я медведя боюсь.

-Волк на работе.

Лиса на болоте

Платьице мыла,

Валек опустила,

Над пугливыми смеется,

Хохолок трясется.

…..

Спор животных (К. Ушинский)

Лошадь. Хозяин меня больше любит. Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу, сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.        

Корова. Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю.

Собака. А я его добро стерегу.

Хозяин. Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.

третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».

Тит, иди молотить! — Брюхо болит.

Тит, иди кисель есть! — Где моя большая ложка?

***

Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

Отчего не поскакать? Поскачу!

Лапкой, зайка, постучи-постучи!

Отчего не постучать? Постучу!

Ты на травку упади-упади!

Отчего же не упасть — упаду.

Полежи и отдохни-отдохни!

Если надо отдохнуть — отдохну.

***

Зайка (Ф. Бобылев)

Зайка, заинька, дружок,
Посиди со мной часок.

Ни минутки не могу -
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошку приглашал.

        

                       Утро

—                Просыпайся! — Просыпаюсь!

—               Поднимайся! — Поднимаюсь!

—              Умывайся! — Умываюсь!

—               Обливайся! — Обливаюсь!

—               Вытирайся! — Вытираюсь!

—              Одевайся! — Собираюсь!

—               И прощайся! — И прощаюсь!

Лиса и рак

(Русская народная сказка)

  Лиса встретила рака и говорит ему:

Давай с тобой перегоняться!

Ну что ж, лиса, давай.
Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, рак уцепился ей за хвост. Добежала лиса до места, а рак не отцепляется. Обернулась лиса посмотреть, далеко ли рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

—        А я тебя давно тут жду.

По каждому блоку должно быть предусмотрено параллельное развитие умений, связанных с культурой диалога, без которых диалог как форма речи и поведения не может существовать. Ко всем диалогическим единствам относятся умения выполнять общие правила ведения диалога.

Для ситуаций речевого этикета нужно использовать пикетные формулы.

Говори по очереди

Стихи про лошадку (И. Пивоварова) (Отрывок)

Одна лошадка белая

С утра до ночи бегала

И с каждым из соседей

Она вела беседу.

Вот и к мышке прибежала,

Прибежала и заржала!

- Здравствуй, Мышка!

Как делишки?

Как здоровье?

Как детишки?

Ну прощай!

Я спешу!

К Серой Утке

Ухожу!

   

  Лучше этот отрывок представить детям в виде инсценировки. Исполнитель роли мышки демонстрирует желание ответить на каждый вопрос лошадки (раскрывает рот), а когда «лошадка» убегает, «мышка» пожимает плечами и удивленно разводит руками.

После показа инсценировки воспитатель обращается к детям:

—        Лошадка убежала, а удивленная и разочарованная мышка подумала: «Не повзрослела еще Лошадка: не знает, что в беседе говорят все».

Ребята, а вы как думаете? Можно ли сказать, что Лошадка побеседовала с Мышкой? Почему?

Конечно, в беседе говорят по очереди. А иначе это не беседа.

Не перебивай говорящего

Перебивалка (А. Кондратьева)

За рекой...

За какой?

За широкой такой!

Проживал крокодил...

Что жевал крокодил

                     — Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере-жи-вал?

Ох! Ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал

Тех, кто пе-ре-би-вал!

 Можно сделать инсценировку стихотворения от лица любых персонажей, например от лица Попугая и Мартышки. После чего проводится беседа с детьми: почему разговор не состоялся, и Попугай не смог ничего рассказать про крокодила? Какое правило не знала мартышка?

Утешение

Цель. Показать значение и привлекательность ласковой интонации.

Материал. Игрушки (зайчик, ежик, белочка).

Показ.

Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек.

Чего, косой, ревешь?

Да вот, лапу подвернул.

Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой.
А зайка сидит плачет — не унимается.

Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела.

Здравствуй, Заинька! Что с тобой?

Да вот, лапу подвернул, больно мне.

Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала:

—        Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка.
Чувствует Зайка, что лапка болит все меньше. И зайчишке стало

так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово.

Вопросы:

Почему плакал Зайка?

Что и как сказал ему Еж?

Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила?

   Последовательность использования игр, подобранных для работы по  каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.

Па предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик.

Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"...

Семинар-практикум "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников".

Цель: повысить компетентность педагогов. Выяснить как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей....