Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение дошкольников к экспериментированию»
консультация

Кондрашова Анастасия Олеговна

Консультация для воспитателей

по теме:

«Приобщение дошкольников к экспериментированию»

 

Среди возможных средств развития исследовательской активности

дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку

моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных

наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является

ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания

мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование

предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

·   дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

·   идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации;

·   развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет

об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

·   происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию

природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,

которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно

поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых

условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его

многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики,

предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.

Элементарность опытов заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а

формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое

оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным

Что общего у опыта и экспериментирования?

·    Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со

свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов

рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут

быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке

природы и на огороде.

·    Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной

задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко

сформулирована.

·    Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как

кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения,

обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия

протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта, эксперимента, является

формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.

Опыты, эксперименты различают как:

·   специально организованные,

·   самостоятельно организованные,

·   спонтанно возникающие.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными

веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры,

которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.

Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за

растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры

экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские

деятельности. Метод детского экспериментирования не труден: он просто

непривычен и не разработан досконально применительно к условиям

дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка: а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в

ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую

информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали

маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной

детской работы:

1) постепенное усложнение,

2) организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,

2) использование проблемных ситуаций.

В результате организации детского экспериментирования

·   У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к

поисково-исследовательской деятельности.

·   Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе,

о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде,

воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов

(резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей

деятельности.

·   Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать

гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

·   Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,

креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа: вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon-tsiya_priobshchenie_k_eksperimentirovaniyu.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

по теме:

«Приобщение дошкольников к экспериментированию»

Среди возможных средств развития исследовательской активности

дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку

моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных

наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является

ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания

мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование

предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

∙   дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

∙   идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации;

∙   развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет

об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

∙   происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию

природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,

которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно

поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых

условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его

многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики,

предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.

Элементарность опытов заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а

формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое

оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным

Что общего у опыта и экспериментирования?

∙    Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со

свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов

рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут

быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке

природы и на огороде.

∙    Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной

задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко

сформулирована.

∙    Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как

кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения,

обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия

протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта, эксперимента, является

формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.

Опыты, эксперименты различают как:

∙   специально организованные,

∙   самостоятельно организованные,

∙   спонтанно возникающие.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными

веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры,

которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.

Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за

растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры

экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские

деятельности. Метод детского экспериментирования не труден: он просто

непривычен и не разработан досконально применительно к условиям

дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка: а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.

Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в

ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую

информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали

маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной

детской работы:

1) постепенное усложнение,

2) организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,

2) использование проблемных ситуаций.

В результате организации детского экспериментирования

∙   У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к

поисково-исследовательской деятельности.

∙   Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе,

о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде,

воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов

(резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей

деятельности.

∙   Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать

гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

∙   Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,

креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа: вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей на тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»

Доклад для воспитателейна тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»...

Консультация для воспитателей на тему: « Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей»

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях семьи, общества  и национальной православн...

Консультация для воспитателей на тему: ««Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

В данной консультации говориться о необходимости создания системных подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Она поможет воспитателям расширить круг по охране и укреплению здо...

Консультация для воспитателей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Специфика моей деятельности как  воспитателя  заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и  люблю детей , независимо от того, что все они разные.  При этом  ф...

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, посредством экспериментирования"

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, педагоги должны переориентировать содержание образ...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...

Консультация для воспитателей: «Развитие познавательно-исследовательской дошкольников: организация экспериментирования в детском саду»

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узн...