Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение дошкольников к экспериментированию»
консультация
Консультация для воспитателей
по теме:
«Приобщение дошкольников к экспериментированию»
Среди возможных средств развития исследовательской активности
дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку
моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является
ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания
мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование
предметами.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
· дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
· идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации;
· развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет
об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
· происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения;
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,
которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно
поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых
условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его
многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики,
предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.
Элементарность опытов заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а
формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое
оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным
Что общего у опыта и экспериментирования?
· Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со
свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов
рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут
быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке
природы и на огороде.
· Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной
задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко
сформулирована.
· Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как
кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения,
обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия
протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является
формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Опыты, эксперименты различают как:
· специально организованные,
· самостоятельно организованные,
· спонтанно возникающие.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Все групповое пространство должно быть распределено на центры,
которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.
Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за
растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры
экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.
Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские
деятельности. Метод детского экспериментирования не труден: он просто
непривычен и не разработан досконально применительно к условиям
дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка: а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в
ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую
информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали
маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной
детской работы:
1) постепенное усложнение,
2) организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,
2) использование проблемных ситуаций.
В результате организации детского экспериментирования
· У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к
поисково-исследовательской деятельности.
· Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе,
о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде,
воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов
(резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей
деятельности.
· Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать
гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
· Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,
креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа: вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon-tsiya_priobshchenie_k_eksperimentirovaniyu.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме:
«Приобщение дошкольников к экспериментированию»
Среди возможных средств развития исследовательской активности
дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку
моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является
ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания
мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование
предметами.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
∙ дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
∙ идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации;
∙ развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет
об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
∙ происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения;
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,
которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно
поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых
условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его
многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики,
предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.
Элементарность опытов заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а
формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое
оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным
Что общего у опыта и экспериментирования?
∙ Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со
свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов
рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут
быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке
природы и на огороде.
∙ Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной
задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко
сформулирована.
∙ Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как
кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения,
обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия
протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является
формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Опыты, эксперименты различают как:
∙ специально организованные,
∙ самостоятельно организованные,
∙ спонтанно возникающие.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Все групповое пространство должно быть распределено на центры,
которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.
Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за
растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры
экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.
Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские
деятельности. Метод детского экспериментирования не труден: он просто
непривычен и не разработан досконально применительно к условиям
дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка: а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в
ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.
Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую
информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали
маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной
детской работы:
1) постепенное усложнение,
2) организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,
2) использование проблемных ситуаций.
В результате организации детского экспериментирования
∙ У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к
поисково-исследовательской деятельности.
∙ Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе,
о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде,
воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов
(резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей
деятельности.
∙ Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать
гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
∙ Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,
креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа: вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей на тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»
Доклад для воспитателейна тему «Приобщение дошкольников к национальной культуре»...
Консультация для воспитателей на тему: « Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей»
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях семьи, общества и национальной православн...
Консультация для воспитателей на тему: ««Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
В данной консультации говориться о необходимости создания системных подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Она поможет воспитателям расширить круг по охране и укреплению здо...
Консультация для воспитателей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Специфика моей деятельности как воспитателя заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и люблю детей , независимо от того, что все они разные. При этом ф...
Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, посредством экспериментирования"
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, педагоги должны переориентировать содержание образ...
Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...
Консультация для воспитателей: «Развитие познавательно-исследовательской дошкольников: организация экспериментирования в детском саду»
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узн...