Отчет по самообразованию «Познаем окружающий мир через экспериментирование"
материал
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Познаем окружающий мир через экспериментирование"
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1. Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме детской экспериментальной деятельности дошкольников раннего возраста, практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности.
2. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира, углублять представления о живой и неживой природе.
3. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов наблюдений.
Тема самообразования выбрана мною не случайно. Так как, мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Поэтому я решила внести в жизнь дошкольников больше опытов и экспериментов. Так я пришла к теме работы по самообразованию «Познаем окружающий мир через экспериментирование».
Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника — значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Уже в первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Отдельной и большой работой стал проект «Огород на подоконнике». Дети с интересом участвовали в посадке растений, создании своего огорода и в дальнейшем наблюдении за огородом на окошке.
У детей появился интерес к растениям. Они могут различать некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы. Принимали участие в практической деятельности по уходу за растениями.
Кроме ухода и наблюдения за огородом были проведены различные мероприятия на данную тематику. Это различные беседы, опыты и эксперименты, игры, занятия. Так же использовалось художественное слово. Сказки, стихотворения, пословицы и поговорки об овощах и фруктах – все это знают наши дети.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...
План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)
Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...
Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...
План работы по самообразованию в средней группы: «Познание окружающего мира через экспериментирование»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...
Консультация для родителей «Познаем окружающий мир через экспериментирование»
в консультации рассказывается родителям как вместе с ребенком провести интересные эксперименты и исследования дома....
Самообразование.Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»
Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»...
Консультация для родителей «Познаем окружающий мир через экспериментирование»
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих ...