Самообразование.Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_volkova_m.n._2023-2024.docx | 206.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижневская средняя общеобразовательная школа»
(МКОУ «Нижневская СОШ»)
План самообразования на 2023 – 2024 год
воспитателя младшей разновозрастной группы
(от 1,5 до 3-х лет)
Волковой Марины Николаевны
Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»
2024
Никогда не прекращайте вашей
самообразовательной работы и не
забывайте, что, сколько бы ни учились,
сколько бы ни знали, знанию и образованию нет
ни границ, ни пределов.
Н. А. Рубакин
Информационная справка
Ф.И.О. Волкова Марина Николаевна
Дата рождения: 17.09.1986
Образование: Среднее специальное
Специальность по диплому: Учитель начальных классов
Место работы: дошкольное отделение МКОУ «Нижневская СОШ»
Занимаемая должность: воспитатель (приказ №137-к от 01.12.2021г)
Дата прохождения аттестации: -
Квалификационная категория: -
Дата прохождения курсов повышения квалификации: 2023г.
Педагогический стаж: 3 года
Кредо:
Никогда не останавливаться на достигнутом,
делиться не задумываясь,
учить – обучаясь самой.
Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты»
Цельработы по теме самообразования:Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
для педагога:
- изучить методики, технологии по познавательно исследовательской деятельности;
- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми, используемые в проведении и описании педагогического опыта;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников;
- в работе с детьми:
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
- формировать целостную картины мира, расширять кругозор детей.
- в работе с родителями:
- повысить компетентность родителей воспитанников по познавательно исследовательской деятельности детей;
- научить применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;
- укрепить детско - родительские отношения;
- заинтересовать родителей участвовать в образовательном процессе ДО.
Форма самообразования: индивидуальная
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: семинары, мастер-классы, Интернет - ресурсы, МО, методическая литература, журналы.
Срок реализации программы самообразования: 2023 - 2024 гг.
Возрастная группа: младшая разновозрастная группа (от 1,5 до 3х лет)
Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 10 -15 минут
Достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Методы и приемы работы с детьми:
практические, проблемно-поисковые
- беседы
- опыты;
- наблюдения на прогулках, эксперименты;
- чтение художественной литературы
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Всвоей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:
- Принцип психологической комфортности –заключается в снятии стрессовых факторов;
- Принцип природосообразности –развитие в соответствии с природойребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип дифференцированного подхода –решаются задачиэффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую,
познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип творчества –максимальная ориентация на творческоеначало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие исаморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Предполагаемый результат:
Для детей:
- расширение знаний о свойствах воды, воздуха, песка, и их роли в окружающем мире;
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие наблюдательности;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
- Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
- Для родителей:
- повышение компетентности родителей воспитанников по данной теме;
- возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;
- укрепление детско - родительских отношений.
- качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДО
Форма отчета по проделанной работе: организация открытых мероприятий для педагогов ДО; написание отчета о проделанной работе, выступление из опыта работы на педагогическом часе ДО.
Актуальность:
Любопытные и деятельные, дети осваивают мир всем своим существом, буквально впитывая его.
Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы ими удивляться, любознательный же – затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.
Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Почему зеркало становится мокрым, когда я на него дышу? Почему шарик «кричит», если из него начать выпускать воздух? Могу ли я глотать, когда стою на голове?
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают как перед педагогами, так и перед родителями.
Ребёнок дошкольного возраста по природе своей – любознательная, думающая, наблюдающая личность, пытливый исследователь окружающего мира. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, заинтересовывает и удивляет его. Исследования являются естественной формой детского освоения мира и учения.
Наша цель - дать ребенку возможность самому совершить открытие! Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на наш взгляд, основа для достижения всех целей. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Ответы на детские вопросы взрослые могут искать совместно с детьми путем увлекательных экспериментов, вместе добираясь до сути. Занятия необходимо организовывать таким образом, чтобы дети воспринимали окружающий мир всеми органами чувств, но главное – получали удовольствие от процесса познания.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Помогите дошкольнику в проведении исследований, сделайте их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.
Не торопитесь научить ребенка тому, что сами считаете важным. Позвольте ему исследовать то, что он сам хотел бы. А он сам хотел бы исследовать практически всё.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных.
И я решила идти по этому пути. Со своими «Непоседами» мы мнём и рвем бумагу, смешиваем краски, играем с песком, водой и снегом. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Познавая мир, делаем множество открытий. Мы считаем, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» писал Лев Семёнович Выготский.
Об этом также хорошо сказал К.А. Тимирязев: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». И великий дидакт Я.А. Коменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий».
Так давайте научим наших малышей на все «Почему?», «Зачем?», и «Как?» пытаться находить ответы самостоятельно.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Этапы работы над темой | Сроки | Мероприятия | Практический выход |
Информационно – аналитический | 1-2 неделя Сентября | Актуализировать проблемы. Анализ своих возможностей, потребностей. Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей | Выбрана тема: Тема:«Познаем окружающий мир через эксперименты» |
Организационный | 3- 4 неделя Сентября | Подбор и изучение литературы, написание плана, организация развивающей среды. | План по самообразованию, Организованна развивающая среда, которая пополняется всегда. |
Практический | Октябрь – май 1-2 неделя. | Реализация плана | Конспекты, мероприятия с детьми, разработки. |
Аналитико - прогностический | Май 3 – 4 неделя. | Анализ работы по теме, подведение итогов, прогноз на будущее. | Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей по методикам Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь». Отчет о проделанной работе |
Перспективное планирование по теме самообразования:
Индивидуальный план педагога
Сроки | Форма работы | Практические выводы |
Сентябрь |
| Выбор темы: «Познаем окружающий мир через эксперименты» Анкеты для родителей Подбор материала |
Октябрь |
| Цикл занятий, игр, Картотека игр, опытов |
Ноябрь |
| Создание мини-лаборатории |
Декабрь |
| Подбор материала, разработка конспектовКартотека |
Январь |
| Картотека |
Февраль |
| Картотека |
Март |
| Подбор материала, разработка конспектов |
Апрель |
| Картотека |
Май |
| Доклад Презентация |
План работы с родителями
См папка работа с родителями
Сроки | Форма работы | Практические выводы |
Сентябрь | Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Познаем окружающий мир через эксперименты» | Анкеты для родителей Приложение 1 Беседы с родителями Консультация |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования «Создание условий для экспериментирования детей дома». | Консультация |
Ноябрь | Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей». | Индивидуальные беседы с родителями Папка-передвижка |
Декабрь | «Что можно, что нельзя» «Игры с водой и песком. Это интересно!» | Беседа по безопасности Консультация |
Январь | «Опыты –это интересно!» «Эксперименты на кухне». | Создание памятки для родителей: |
Февраль | «Малыши экспериментируют». | Создание фотоальбома: |
Март | Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» | Консультация: |
Апрель | «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»«Нам интересно все, что неизвестно» | Фотовыставка |
Май | Презентация работы: «Познаем окружающий мир через эксперименты» | Презентация |
План работы с педагогами
См папка работа с педагогами
Сроки | Форма работы | Практические выводы |
Октябрь | Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников | Консультация |
Февраль | Познаем окружающий мир через игру и эксперименты | Фотовыставка, консультация |
Май | Экспериментирование в младшей группе | Презентация |
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
А.Энштейн.
Перспективное планирование работы с детьми
См папка работа с детьми(Конспекты занимательных дел)
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Тема: «Есть ли у воды вкус?» Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5 | Тема: «Какого цвета вода?» Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью). | Тема: «Какие предметы держатся на воде?» Цель:обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут. | Тема: «Как вода гулять отправилась» Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. |
Ноябрь | Тема: «Что в пакете?» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 6 | Тема: «Ветер по морю гуляет» Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 8 | Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой» Цель: закрепить материал по теме, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 7 | Тема: «Надувание мыльных пузырей» Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 8 |
Декабрь | Тема: «Музыка или шум?» Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 11 | Тема: «Что звучит?» Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 11 | Тема: «Легкий - тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 10 | Тема: «Горячо – холодно» Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12 |
Январь | Тема «Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 5 | Тема: «Вот беда – был снег, стала вода» Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду. М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30 | Тема: «Мы сосульку не сосали» Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду) М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32 | Тема: «Бумага, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16 |
Февраль | Тема: «Ткань, её качества и свойства» Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из ткани, вычленять её качества (толщина, структура поверхности, степень прозрачности, мягкость) и свойства (мнётся, рвется, режется, намокает, горит) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 17 | Тема: «Что лучше: бумага или ткань?» Цель: знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 15-16 | Тема: «Самолётик» Цель: знакомить со свойствами бумаги и ткани в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется) О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. С. 14-15 | Тема: «Бантик из бумаги и ткани» Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать и гладить); научить выделять свойства и признаки материалов. О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. С. 18-19 |
Март | Тема: «Солнечный зайчик» Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность | Тема: «Что в коробке?» Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 9 | Тема: «Сухой и мокрый песок» Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить). | Тема: «Свойства песка» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы. |
Апрель | Тема: «Камни» Цель: формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность). | «Теремок» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности. О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. С. 19 | Тема: «Твёрдый или мягкий» Цель: учить сравнивать предметы по их свойствам путём экспериментирования . | Тема: «Глина, её качества и свойства» Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из глины, вычленять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьётся, размокает) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 18 |
Май | Тема: «Магнит - приставка» Цель: познакомить детей с качеством магнита – он притягивает металлические предметы. М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 34 | Тема: «Температура предметов на солнце и в тени» Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12-13 | Тема: «Дотронься до …» Цель: поупражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов. О.В. Дыбина Из чего сделаны предметы. Стр. 22 | Тема: Игра «Плавает – тонет» Цель: закреплять представления детей о свойствах предметов, сделанных из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань) через практическую деятельность и чувственный опыт. М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 28 |
Педагогическая диагностика и методика результативности программы
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова | Методика исследует предпочитаемый вид деятельности: 1. Игровая 2. Чтение книг 3. Изобразительная 4. Труд в уголке природы 5. Экспериментирование 6. Конструирование | % |
Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова) | Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка: 1. Песок и вода 2. Звук 3. Магниты 4. Бумага 5. Свет 6. Стекло 7. Резина | Количество детей |
Диагностическое задание игра «Да – нет» | Исследование динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Отвечать на вопрос «Что это?» Показатели: 1. Продуктивность 2. Количество прямых вопросов 3. Количество абсурдных вопросов 4. Количество вопросов высокого уровня | Развитие исследовательской активности |
Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы разработаны мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, который проводим два раза в год.
Таблица: Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков
во второй младшей группе см Приложение 2
Промежуточные результаты работы:
в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей. Овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов; Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, бумаги и т.д; В группе создан центр экспериментирования с оборудованием для экспериментирования и элементарных опытов. Пополнилась обучающая среда дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.
Перспективы работы:
Проект «Огород на окне»
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Методическое обеспечение
1. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-составители: Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель,2014г.
2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
5. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
6. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
7. Интернет ресурсы
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
Приложение № 1
Анкета: ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ
- ФИО ребенка ____________________________________________
- В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач,
чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
(с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие
- Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
-другие методы (какие именно?).
- Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
- Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)
- Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий
мир или при тесном взаимодействии с родителями?
Приложение № 2
Таблица 1
Мониторинг формирования исследовательских умений и навыков
во второй младшей группе
| Фамилия и имя ребенка | Проявляет исследовательский интерес | Способен провести простейшие наблюдения | Умеет делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи (если идет снег, значит зима, холодно) | Придумывает интересные комментарии (ленточки танцуют с ветром, они говорят до свидания облакам и т.д.) в ходе экспериментирования | Используют в речи доступную научную терминологию | Способен предвидеть полученный результат | Проявляет знания о свойствах воды, снега, песка | итого | |||||||||
сентябрь | декабрь | сентябрь | декабрь | сентябрь
| декабрь | сентябрь | декабрь | сентябрь | декабрь | сентябрь | декабрь | сентябрь
| декабрь | сентябрь | декабрь | |||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
10 | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5- умение сформировано; 4 – частично сформировано; 3 – не сформировано
Таблица 2
Во второй младшей группе я использовала для диагностики методику
« Выбор деятельности » (Л.Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 – игровая;
2 – чтение книг;
3-изобразительная;
4-детское экспериментирование;
5- труд в Уголке природы;
6-конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе, результат оформляют в таблицу.
№ | Ф.И. ребенка | Выбор деятельности | |||||
игровая; | чтение книг | изо | детское экспериме-нтирование; | труд в Уголке природы; | конструирование из разных материалов. | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...
План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)
Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...
Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...
Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»
В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...
Познаем окружающий мир через игру и эксперименты
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками» поможет спланировать...
Презентация "Познаем окружающий мир через игру и эксперименты"
Игры и эксперименты, во всех образовательных областях и совместной деятельности педагога и ребёнка....