План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_proffesionalnogo.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ Ерошко Э.М.
Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
(младшая группа)
Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
- формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
- углублять представления о живой и неживой природе;
- способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Раздел плана | сроки | Формы работы | Практические выходы |
Работа с детьми | 2015- 2016г. |
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
Работа с педагогами |
|
|
|
Изучение методической литературы |
|
Перспективный план работы с детьми
Занятия | наблюдения | Игровая деятельность | Экспериментальная деятельность | материал |
Сентябрь – адаптационный период На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой , показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет». | ||||
Октябрь Тема «Вода» | ||||
«Водичка-водичка» Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде , вода может литься, а может брызгать | «Дождик» Цель. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность | Подвижные игры «Птички и дождик», «Солнышко и дождик» Чтение стихотворения П.Синявского «Дождик» | «Вода прозрачная» Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества | Лейка. пульверизатор |
«Напоим кукол» Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда | «Лужи» Цель. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи) | Дидактическая игра «Времена года» Игра «Побродим по лужам» | «Купание куклы Кати» Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной. | Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце |
Ноябрь Тема «Песок» | ||||
«Песочек» Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый | «Чудесные фигурки» Цель. Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки | Дидактическая игра «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку» | «Следы» Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Емкость с песком, кувшин с водой |
«Песчинки» Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | «Сыпучий песок» Цель. Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком | Дидактическая игра «Фрукты из песка» | «Песочные часы» Показать детям, что сухой песок сыплется | Емкость с сухим песком, лист бумаги |
Декабрь Тема «Воздух» | ||||
«Поймаем воздух» Цель. Дать представление о том, что воздух не виден | «Ветер» Цель. Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух | Подвижные игры «Ветер дует нам в лицо…»; «Снежинки и ветер» Речевое упражнение «Ветерок» | «Утопим игрушки» Дать представление о том, что воздух легче воды. | Полиэтиленовый пакет, емкость с водой, резиновые игрушки |
«Мой веселый звонкий мяч? Цель. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха | «Кораблик плывет по воде» Цель. Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Игры с вертушками, мячами, шарами; Подвижная игра «Красный и синий мячик» | «Сделаем ветерок» Цель. Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха | Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками, шары. вертушки |
«Буря в стакане» Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды Январь | «Наблюдение за ветками деревьев» Цель. Формировать умение определять скорость ветра | «Игры с соломинкой» Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом; Хоровод «Раздувайся пузырь» способствовать двигательной активности, содействовать развитию слаженных движений | «Выдувание мыльных пузырей» Цель. Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри, | Стаканы с водой, трубочки для коктейля |
«Заморозим» Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | «Снег» Цель. Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый) | Подвижные игры «Дед мороз», «Берегись, заморожу»
«Снежинки и ветер» | «Плавает-тонет» Цель. Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью | Небольшие формочки с водой |
«Легкий-тяжелый» Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие | «Снегопад» Цель. Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок | Дидактические игры «Собери картинку», «Какой» (игра с предметами | «Твердый-мягкий» Цель. Дать представления о том, что камни твердые. | Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона |
Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед. | ||||
Февраль | ||||
«Тайны снега и льда» Цель. Расширять представления детей о свойствах снега и льда | «Тает льдинка» Цель. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле | Подвижная игра «Снежинки» | «Лед-вода» Цель. Развивать наблюдательность | Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав |
«Цветные бусы» Цель познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета, расширять словарь | «Лед» Цель. Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой температуре). | Подвижная игра «Снег кружится» | «Украшение елочки на участке»- создать радостное настроение | Формочки для замораживания воды |
Март Тема «Бумага» | ||||
«Бумажные листочки» Цель. Дать представления о том, что бумага легкая | Лото «Игрушки» Цель. Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина) | «Порвем бумагу» Цель. Дать представление о том, что бумага может рваться | Лист бумаги, емкость с водой | |
«Лодочка, плыви» Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха | Подвижные игры с бабочками, жучками с прикрепленными к ним нитками | «Сделаем ветерок» Цель. Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха | Таз с водой, бумажные лодочки | |
Апрель Тема «Температура» | ||||
«Горячо-холодно» Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов. «Чудесный мешочек» Цель. Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее) | «Снежная баба» Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь 9из мокрого снега можно лепить. Из сухого – нет; в тепле снег тает. В холоде замерзает) «Наблюдение за состоянием погоды» Цель. Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года. | Подвижные игры :«Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?» Дидактические игры «Части суток», «Времена года» | Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель. Определить температуру воды. «Опыт с металлами и деревом» Цель. Определить температуру воды. | 2 тазика с водой теплой и холодной. Мешочек с предметами из металла и дерева |
Май Тема: «Свет» | ||||
«Солнечные зайчики» Цель. Расширять представления о свете. «Что в коробке» Цель. .Формировать познавательную сферу ребенка | «Солнечные зайчики» Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте «Тень» Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Подвижная игра «Солнышко-ведрышко», Упражнение «Где солнечный зайчик?» Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток» | «Солнечный зайчик» Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении «Гуляем в темноте» Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте. | Зеркала, мольберт, кисти, бумага Волшебная коробочка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...
Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...
Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»
В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...
Познаем окружающий мир через игру и эксперименты
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Презентация "Познаем окружающий мир через игру и эксперименты"
Игры и эксперименты, во всех образовательных областях и совместной деятельности педагога и ребёнка....
«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»
Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...
Консультация для педагогов на тему: "Познаём окружающий мир через игру и эксперименты"
Познаём окружающий мир через игру и эксперименты....