циклограмма тематических недель
проект (старшая группа)

Ломакина Юлия Александровна

материал по проектной деятельности в детском саду и для организации совместной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseklogramma_tematich_ned.docx25.2 КБ
Microsoft Office document icon proekt_hleb.doc354 КБ
Microsoft Office document icon mini_muzey.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Циклограмма тематических недель на 2020 год

О тематическом планировании воспитательно-образовательной работы в ДОУ заговорили примерно десять лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе к психофизической разгрузке детей.

В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

Сценарный вариант занятия рассчитан на последовательность событий в логике контекста, присутствие игрового персонажа, который помогает воспитателю вести сюжет.

Сценарий позволяет двум участвующим в миниспектакле воспитателям знать, что делает каждый из них, на что надо опираться, с чего начать утро, как продолжить вторую половину дня, как закончить.

Игровая мотивация является ведущей в тематических днях для детей младшего дошкольного возраста, в старших же группах присоединяется больше познавательной, нравственной мотивации.

В каникулярные дни проходят развлекательные занятия, которые позволяют детям разгрузиться от процесса обучения, улучшить состояние здоровья, удовлетворить потребность в самовыражении, свободном общении со сверстниками, разнообразными познавательными занятиями, поисковой деятельностью, экспериментированием.

Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни лучше использовать как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое притязание на признание.

В отдыхе нуждаются не только зимой и летом, но и весной, когда резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается годовая усталость. Поэтому можно спланировать и неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире неживой природы» и т.п.

Можно планировать тематические дни, посвященные праздникам, которые отмечают в детском саду, включая в них и утренники, развлечения. Тогда утренник органично войдет в жизнь детей.

Интересно складываются дни, если за основу взять сюжет любой динамичной сказки, которую любят дети, например: «Творим добро вместе с героями сказки "Путешествие в Изумрудный город"», «Учимся жить дружно вместе с героями сказки "Теремок"» и т.п.

Увлекательны тематические дни природоведческого характера, которые можно наполнить самыми разнообразными занятиями: наблюдениями, поисковой деятельностью, опытами, трудом на природе, играми-путешествиями, разгадыванием загадок и кроссвордов, чтением сказок, рассказов, стихов о природе и т.п. Это «Путешествие в мир насекомых», «Среди карликов и великанов (трава—деревья)», «Птичий базар», «Путешествие в стране зеленой», «В гости к солнышку (ветерку, дождю)», «Полистаем книгу природы по сезонам» и другие.

Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по темам дня.

Не стремитесь привлекать к организованной деятельности всех детей группы, лучше это сделать по подгруппам, учитывая интересы и желание ребят.

Месяц

Тема

Цели

Январь

20.01 – 24.01

«Зимние игры и забавы»

Расширять представление детей о зимних забавах и развлечениях. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

27.01-31.01

«Международный День спасибо»

Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях      

воспитывать уважение к окружающим людям

Февраль

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Воспитание в духе патриотизма, любви к Родине.

Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.

Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Март

16.03. – 20.03

«Прилет первых птиц»

Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.

обобщить, пополнить знания детей о птицах

23.03 – 27.03

«Книжкина неделя»

Воспитание любви и бережного отношения к книгам. Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

Апрель

01.04 – 03.04

«Неделя здоровья»

Закрепить у детей понятие о здоровье как главной ценности человеческой жизни.

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, пребывании на свежем воздухе, соблюдении правил личной гигиены, о значении физических упражнений.

Учить детей активно участвовать в заботе о своем здоровье: знать и осознанно выполнять несложные приемы оздоровления (закаливание водой, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, витаминотерапия).

Прививать любовь к физическим упражнениям и подвижным играм на воздухе.

06.04 – 10.04

«Мир космоса»

Уточнение представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе). Развитие интереса к деятельности человека по освоению Космоса  (представление о профессии космонавта, его личностных качествах).

20.04 – 24.04

«День земли»

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, к родной Земле, отношение к себе как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Май

04.05 – 09.05

«Скорбим и помним»

Создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, расширить представления детей о Российской Армии и её роли в современном обществе. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам

18.05 – 22.05

«День музеев»

Познакомить детей с известными музеями (Государственная Третьяковская галерея в Москве, Пермская художественная галерея, Пермский краеведческий музей и т.д.

-познакомить детей с историей создания музеев в России

-приобщать детей к русской национальной культуре

- знакомить с профессиями людей искусства

-воспитывать умение правильно вести себя в музее

Июнь

01.06 – 05.06

«Неделя дружбы и друзей»

Формировать представления о дружбе, о хороших и плохих поступках. Умение анализировать и делать выводы; воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

15.06 – 19.06

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Формирование первичного представления о народном творчестве

Июль

06.07 – 10.07

«День семьи»

Продолжать знакомить детей с понятием «семья», «родословная»,  ее возникновение, значение. Формировать адекватное представление о половых особенностях ролевого поведения в семье мамы и папы. Расширять знания о коллективном ведении домашнего хозяйства.  Воспитывать уважение и дружелюбие к членам семьи, желание заботиться друг о друге. Знакомить с нормами отношений в семье. Формировать личное отношение ребенка к этим нормам и правилам.

13.07- 17.07

«Воздушная неделя»

: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Август

24.08 – 28.08

«Символы России»

Расширение представлений детей о родной стране. Познакомить детей с государственными символами России – флагом, гербом, гимном.

Воспитывать у детей любовь к Родине; вызвать у детей чувство гордости за свою страну.

Вызвать интерес и систематизировать знания детей о России, природе в нашей стране, водных ресурсах, охраняемых видах растений и животных.

Развивать интерес к изучению истории нашей страны, какие памятные даты связаны с историей нашей Родины, умение делать выводы.

Сентябрь

07.09 – 11.09

«Неделя добрых дел»

формировать нравственное качество у детей – доброту.

21.09 – 25.09

«День дошкольного работника»

Продолжать формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду, как ближайшему социуму.продолжить знакомство с трудом работников дошкольного учреждения, воспитателей, помошников воспитателя. учить называть воспитателей по имени отчеству; обращаться к ним на «Вы» воспитывать доброжелательное отношение и уважение ко всем работникам детского сада.

Октябрь

05.10 – 09.10

«Путешествие в хлебную страну»

Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка.  Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его.

Ноябрь

09.11 – 13.11

«Международный день приветствий»

Познакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями о «Международном дне приветствий».

создать предметно - развивающую среду в группе к празднику, развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к этому празднику.

создавать атмосферу радости и веселья, воспитывать патриотические чувства, нравственные качества личности.

Декабрь

21.12 – 30.12

«Новый год шагает по планете»

Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами, выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения). Вызвать у детей радостные эмоции в ожидании праздника; формирование представлений о Новом годе как о добром веселом празднике, как начале календарного года. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  «Солнышко»  Третьяковского района Алтайского края 

проект в старшей -подготовительной группе

        Воспитатель высшей квалификационной категории: Захарова Л.В.

проект «От зернышка до каравая»

Актуальность

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет 
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе: 
"Хлеб всему голова!" - 
В поле, в доме, в державе!

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

 Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей- подготовительной группы, родители

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Разработка проекта:

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Планируемый результат:

знание детей информации о злаковых культурах;

понимание детьми ценности и пользе хлеба

знание детей о производстве хлеба

умение детей применять трудовые навыки

понимание детьми важности труда хлебороба

умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении

проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.

Подготовительный этап   сентябрь-октябрь

Практический этап            апрель-сентябрь

Аналитический этап         сентябрь

Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы.

Вопросы:

Основополагающий:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Что во главе стола стоит?

Вопросы проблемные:

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Участники проекта

Дети старшей-подготовительной  группы ,воспитатели, родители.

Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц ,поговорок.

задачи проекта:

  • обогатить познавательный опыт детей
  • сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
  • развивать у детей нетрадиционное решение
  • дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом
  • совершенствовать трудовые навыки детей
  • приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
  • закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку
  • систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,
  • агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба
  • показать значимость сельскохозяйственной техники
  • воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда
  • формировать реалистические представления о природе
  • совершенствовать системы обследовательских действий
  • развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление
  • помочь увидеть необыкновенное в обычном.
  • развивать эмоциональную сферу ребёнка.
  • поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
  • научить доводить порученное дело до конца.
  • воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
  • учить сотрудничать, уважать чужой труд.
  • обогатить кругозор детей.

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Модель трех вопросов

Что мы знаем

Что мы хотим узнать?

Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине ,

Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке

Из  зерен  делают муку,

Хлеб бывает белый и черный,

Хлеб пекут на хлебозаводе

Как называются люди, которые выращивают хлеб?

Что надо, чтобы вырастить хлеб?

Как растили хлеб раньше?

Как готовится тесто?

Что можно сделать из муки еще?

Как пекут хлеб?

Какие еще есть крупы?

Как работает мельница?

Почему говорят :Хлеб всему голова?

Как называют хлеб в других странах?

 Что можно приготовить из черствого хлеба?

Сходить на экскурсию

Спросить у родителей Посмотреть в Интернете

Спросить у воспитателя

Провести опыты Посмотреть в книгах, энциклопедиях

Реализация проекта

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Социально-личностное развитие

(социализация, труд,

Безопасность)

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», Разработать правила обращения к хлебу .Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами»,рассказ о коллекциях и музеях ,выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста.

Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел»,

с\р игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы», настольно-печатные игры

Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел»,

составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?»,

выпечка хлеба дома,                                                                   замешивание теста.

Художественно-эстетическое развитие

(Художественное творчество,

музыка)

Коллаж «Что можно сделать из муки?»,конструирование из бросового материала «Мельница»,изготовление тряпичной куклы «Крупеничка», лепка из соленого теста «Хлебное поле»,рассматривание иллюстраций  И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»,Составление букетов из листьев, колосков.

Раскрашивание разукрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен.

Подбор иллюстраций о хлебе, составление альбома «Хлеб -всему голова»,изготовление пальчикового театра к сказке «Колосок», атрибутов и декораций к сказке Путешествие колобка»,изготовление визитной карточки музея «Хлеб всему голова»

Познавательно-речевое развитие

(коммуникативное познание,

чтение)

Экологическая игра «что за чем»,опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением-ветряная мельница),экскурсия на хлебокомбинат, экскурсия на кухню «Как готовится тесто», экскурсия в хлебный магазин, д\и «откуда хлеб пришел», «что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи»

опыт «вершки-корешки», перемалывание зерен через мельницу»,

чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю.Ванаг «Хлеб,заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая», беседа «батоны и булки не растут на грядке»,опыт по выращиванию семян  (ржи, пшеницы).

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен,

д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба, переписывание новых слов.

Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.

Физическое развитие

(здоровье,

физкультура)

Спортивное развлечение «Хлеб –всему голова»,пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы»

Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Составление альбома «О пользе хлеба»,

Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»

Презентация проекта «Хлеб –всему голова».  Мини-музей «Хлеб-батюшка»

План мероприятий к проекту

Сентябрь:

  1. Ознакомительное занятие: «Почему хлеб называли – Хлебушко- батюшка»
  2. Знакомство с рассказом А. Митяева « Три матери» из серии рассказов «Ржаной хлебушко- калачу дедушка»
  3. Знакомство с историей черного хлеба.
  4. Рисование " Уборка урожая."
  5. Родительское собрание «Открытие хлеба» Ознакомление родителей с проектом.

Октябрь:

  1. Праздник урожая ( разучивание стихов о хлебе и урожае)
  2.  Знакомство с рассказом А. Митяева «Крошки со стола» (из серии . Ржаной хлебушко калачу-  дедушка.
  3. Знакомство с историей пирога.
  4. Консультация для родителей «Нужно ли учить детей  беречь хлеб?»

Ноябрь:

  1. Занятие по изготовлению печенья- сердечко к «Дню Матери».
  2. Знакомство с рассказом А. Митяева «Берестяные грамоты».
  3. Знакомство с историей сухаря.
  4. Практикум для родителей: испеките с детьми хлебобулочное изделие.

Декабрь:

  1. Занятие выпечка пряничных человечков , елочек, зверушек для украшения елки.
  2. Знакомство с рассказом А. Митяева «Агрономический  ликбез»
  3. Знакомство с историей ватрушки
  4.  Папка- передвижка: «Елочные игрушки своими руками»

Январь:

1.Занятие «Изготовление колядочного печенья».

2. Развлечение «Пришла коляда- открывай ворота».

3.Знакомство с рассказом А. Митяева «Сколько взял- столько и верни»

4. Знакомство с историей печенья.

5. Привлечение родителей к проведению Святочных празднеств.

Февраль:

  1. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
  2. Наблюдение за птицами у кормушек.
  3. Сбор крошек со стола.
  4. Знакомство с историей баранок.
  5. Изготовление папки передвижки «Стихи, пословицы и поговорки о хлебе».

Март:

  1. Проведение праздника «Масленица».
  2. Знакомство с историей блинов.
  3. Занятие «Я пеку-пеку- пеку» - выпечка блинов к празднику.
  4. Знакомство с рассказом А. Митяева «Врачеватели почвы».
  5. Познавательное занятие «Труд хлебороба»

Апрель:

  1. Проведение народного праздника «Сороки»
  2. Изготовление жаворонков.
  3. Познакомить с рассказом «Космическая почва».
  4. Знакомить с историей булки.
  5. Совместная работа с родителями. Конкурс «Изготовь скворечник».

Май :

  1. Экскурсия на посевное поле.
  2. Знакомить с историей кренделя.
  3. Рисование машины на поле.
  4. Разучивание стихов о хлебе.
  5. Разучивание песни о хлебе «Хлеб всему голова»
  6. Родительское собрание. Консультация для родителей «Открытие хлебороба»

Июнь:

  1. Экскурсия на мельницу
  2. Прочитать рассказ «Умные машины».
  3. Знакомство с историей пряника.
  4. Познавательное занятие: «труд пекаря».

Июль:

1.Экскурсия на поле. Наблюдение как растет зерно

2. Разучивание стихов и пословиц о хлебе.

3. Свободная беседа с детьми о хлебе.

Август:

  1. Откуда, что берется знакомство с иллюстрациями.
  2. Знакомство с историей каравая.

Сентябрь:

  1. Итоговое занятие «Хлеб всему голова»
  2. Экскурсия на хлебопекарню
  3. Выставка демонстрация выпечки родителей совместно с детьми. Обмен рецептами.

Приложение

Ознакомительное занятие

"Почему хлеб назвали - Хлебушко-батюшка"

Цель: Формировать у детей представление о                 ценности хлеба. Воспитывать гордость за край, в котором живём.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите как много хлебобулочных изделий! Назовите их. (ответы детей). Вы правильно заметили, здесь пирожки, печенье, хлеб , батон, пряники.

Ребята такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда!  Это сейчас выращивают пшеницу: только тронь сухой колос- и посыплются золотые зернышки. А тогда, много веков назад и пшеница была не такая, и хлебе заводов не было. Но все же люди пшеницу с голыми зернами , и перемололи их. И нашли способ как испечь из муки хлеб. Как же был изобретен хлеб? Кто и когда испек первый каравай или первую лепешку, мы не знаем. Ученые- археологи считают: давно очень давно. (дети рассматривают картинку).

Возможно было это так. Попробовал человек жевать зерна, они показались ему очень вкусные. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку. Из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. За тем стали печь хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Хлеб всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью (рассматривание картинок хлеба и соли).

Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова: «Хлеб всему голова».

«Без соли не вкусно – без хлеба не сытно»

«Без печки холодно- без хлеба голодно».

Хлеб пекут не только из пшеницы, но из ржи. Но все же главным хлебом русских долго была рожь. Её сеяли вместо пшеницы, и были довольны хлеб получался хоть и не белым , но очень вкусным и питательным. Мы и сейчас любим такие сорта ржаного хлеба, как Бородинский.  Рожь сеют в начале осени. Скоро поля покрываются густым зеленым ковром. Не боится она трескучих  морозов. Засыпает под снегом на зиму, чтобы весной как только пригреет солнце, расправил листики а в июле-августе порадовать людей урожаем. Вот посмотрите это хлеб из ржи, ржаной хлеб. Возьмите по кусочку и попробуйте на вкус он не обычный. Понравился вам? (ответы детей).

Вот лежит каравай у меня на столе. Черный хлеб на столе-нет вкусней на земле.

Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не было зерна и в хлеб добавляли шелуху, целлюлозу, траву лебеду. И вот такой хлебушек давали по маленьким кусочкам всего по 125 грамм на весь день. Всегда у нас хлеб на столе на главном и почетном месте. Потому, что для людей он- самый дорогой, самая первая еда. Люди понимают, что хлеб это- их жизнь.

Сегодня в магазине можно купит хлеба сколько хочешь. Но надо с уважением относиться к каждому кусочку. Не покупать лишнего, и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошёл долгий путь , прежде чем  появился на полке в магазине. А вы знаете кто занимается выращиванием зерна на полях? (ответы детей рассматривание картины).

Проходит лето, жать пора- полны зерном колосья.

Работа с раннего утра кипит у нас в совхозе.

Встаёт стеного золотой, волнуется пшеница,

И каждый колос наливной к земле готов склонится.

Рожь наливается зерном тяжелым, урожайным,

И солнечным погожим днем в поля идут комбайны.

Грузовики спешат, гудят – с полей везут пшеницу.

Колхозный урожай богат, мы можем им гордиться!

На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым теплым хлебом.

На хлебопекарнях выпекают много хлеба и кондитерских изделий.

- Ребята, а вы знаете люди каких профессий  трудятся над созданием хлеба? (ответы детей- агроном, тракторист, комбайнер, шофёр, грузчик, мукомол, пекарь).

Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда, снег растает, земля наберет сполна такой воды. Ранней весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. (посмотрите какие зернышки)

ФИЗКУЛЬТ МИНУКА

Давайте встанем с вами на ковер. Слушайте внимательно:

Вы зернышки (дети присели «спят»), вас посеяли в рыхлую влажную землю. Вам хорошо вы начинаете прорастать (дети медленно поднимаются). Под солнышком вы растете, дождичек вас поливает, вы уже колоски(дети встали подняли руки). И тянетесь к солнышку (дети стают на носочки и потягиваются). Вас качает ветерок медленно в лево, в право, в перед, назад. Колоски косит комбайн. (дети садятся на места).

Появляются первые всходы, они питаются дождиком и яркими лучами солнца растут под привольным ветром, все лето.но вот налились колосья, созрели стали крепкими и тяжелыми. Склонила тяжелую голову рожь. Спасибо вам солнце и ласковый дождь! Спасибо земле, что была моим домом. И сильными руками моим старым знакомым.

С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Хлеб нужно не только вырастить, но и сохранить; ведь со следующего урожая надо целый год кормиться.

Сохранить- это значит , уберечь от порчи.  В давние времена зерно держали- сохраняли в глиняных сосудах или в деревянных ларях. И все же хлеб часто портится, поедается грызунами.

А ка вы думаете, где хранится зерно весь год в наше время? (ответы детей).

Теперь хранение зерна целая наука. Сейчас, в наше время зерно хранится на элеваторе.

Элеватор – это «гостиница» в которой живут зернышки. На элеваторе встречают зерно как самого дорогого гостя. Его взвешивают, поднимут в закрома, просушат и почистят. И оно будет лежать отдыхать, пока не понадобится. Полны закрома нашей страны золотого хлеба. Вот он, хлебушко, душистый с хрупкой корочкой витой. Вот он теплый золотистый словно солнцем налитой.

И в каждый дом на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Длинный путь хлеба от поля до стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.  Чьи же руки прикасались к хлебу? (ответы детей агронома, тракториста, комбайнера, шофера, мельника, пекаря продавца).

Ребята , но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам, что – ни будь? А вы помогали им? (ответы детей). А когда дело сделано можно и чай попить.

Пословица- «Сделал дело- гуляй смело»

Ребята, скажите о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (ответы детей)

Благодарю вас, вы хорошо занимались и узнали много нового.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе 

«Хлеб - всему голова» 

Задачи:

  1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
  2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
  3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

Ход:

1. Организационный момент. 

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

2. Актуализация знаний. 

Педагог задаёт вопросы:

- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).

- Где растёт хлеб? (в поле)

- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)

- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)

- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

- Что дальше происходит с зерном?

С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

– Кто сеет хлеб?

– Труден ли труд хлебопашца?

– Как получают муку?

Не гром грохочет, не пальба –                   Шумят, гудят грузовики,

Гремит-грохочет молотьба.                          Стучат на мельнице валки,

Гора зерна растет до неба…                        Гора муки растет до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба?             Ты видишь, сколько будет хлеба?

Физминутка.

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали
 (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!

Педагог предлагает детям пройти на свои места.

- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,
 Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)

Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)

При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

4. Итог занятия 

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

                Вот он хлебушек душистый,

                Вот он теплый золотистый,

                В каждый дом, на каждый стол

                Он пожаловал, пришел

                В нем здоровье наша сила.

                В нем чудесное тепло.

                Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

                В нем – земли родимой соки,

                Солнца свет веселого в нем…

                Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

 В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«Откуда хлеб пришёл» .

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э.Шим «Хлеб растёт».

Оборудование: картинки, тарелка с мукой. 

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод

Ход занятия

 Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, булка, чай) 

А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

 А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

 Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

 Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий).

 Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

 Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине)  

А, как он в магазин попал, хотите расскажу?   

Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю

Специальными машинами, сеялками.

 Потом вырастают вот такие колоски        

Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу.

Там зёрна перемелют в муку.  

Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки. 

 Физкультминутка:

 Дует ветер с высоты. 

Гнутся травы и цветы.

 Вправо-влево, влево-вправо.

 Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

 А теперь давайте вместе.

 Все попрыгаем на месте (прыжки)

 Выше, веселей, вот так!

 Переходим все на шаг (ходьба на месте)

 Вот и кончилась игра.

 Заниматься нам пора.

 Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?  (Мука, вода)

  Посмотрите, какие нужны компоненты соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи

 Давайте их назовём. (Ответы детей).

 Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов,

его грузят в машины и везут в магазин.  Ребята, а что ещё пекут из муки?  Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).

 Молодцы!

 Дидактическая игра: "Сложи правильно"

 Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»

Игра: найди лишние ингредиенты

В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

                Вот он хлебушек душистый,

                Вот он теплый золотистый,

                В каждый дом, на каждый стол

                Он пожаловал, пришел

                В нем здоровье наша сила.

                В нем чудесное тепло.

                Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

                    В нем – земли родимой соки,

                Солнца свет веселого в нем…

                Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!


Экскурсия в хлебный магазин 

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Я.Аким .

Хлеб – это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем?

Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.

Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина.

Задачи

  1. Продолжить формирование понятий — магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей.
  2. Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
  3. Проследить их путь от пекарни до покупателя.
  4. Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы.
  5. Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.

   Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу.

Организация детей: до магазина дети идут парами. Их сопровождают два педагога, один из которых находится в начале колоны, второй — в конце. В магазине дети располагаются так, чтобы не мешать продавцам и покупателям, но в то же время все хорошо видеть.

Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.

Методические рекомендации

Воспитатель предварительно договаривается об экскурсии с работниками магазина и приводит детей.

В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного.

Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.

В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно.

Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку.

Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому.

Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.


Экскурсия в пекарню

Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.

Задачи

1.  Показать детям, как пекари готовят булочки

2.  Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов — дрожжей.

Организация детей: они стоят в булочном цехе пекарни группой или проходят мимо пекарского оборудования, если это возможно.

Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с кухонным оборудованием, наблюдение, социализация личности детей. 

Методические рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности. 

Дети идут на экскурсию в ближайшую пекарню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2—3 раза. Пекари, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?

Дети отвечают.

Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.

Дети благодарят работников пекарни и уходят.


Приложение

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.

Комментарий для взрослых:

Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?» Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые.

Конкурс для детей «Что сначала, что потом». Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.

Конкурс для родителей «Кто быстрее замесит тесто» От каждой команды приглашаются по одному или два представителя, и дается одинаковый набор продуктов.

Задание для детей и родителей: «У вас имеются остатки хлеба.  Что можно из них приготовить? Дайте рецепт». Побеждает команда,  назвавшая большее количество способов использования хлеба.

Задание для мамы и ребенка: из предложенных продуктов приготовить бутерброд. Работают одновременно все пары. Бутерброд оценивается не только по вкусовым качествам, но и по оригинальности оформления. Набор продуктов должен быть достаточно большим, чтобы участники имели выбор для развития собственной фантазии.

Подвижная игра « Что мы делали не скажем, а как делали покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

— Что вы делали?

—  Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

Составь рассказ-описание с опорой на план

  1. Как называется злак?
  2. Как выглядит злак?
  3. Где родина злака?
  4. Какие полезные вещества содержатся в злаке?
  5. Какие блюда можно приготовить из злака?
  1. Дополнительные сведения, известные детям.

Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились — пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.

Пословицы и поговорки

Почему в народе говорится:

«До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;

«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез»;

Из чего сварили кашу?

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную — (просо)        

Гречневую — (гречиха)

Перловую — (ячмень)

Геркулесовую  (овес)

Манную — (пшеница)

Овсяную — (овес)

Кукурузную — (кукуруза)

Физкультурные минутки

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали
 (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!

Пальчиковая гимнастика

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

Загадки

Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,
 Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)

Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то
 соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Произведения о хлебе

Любим мы блины с вареньем,

С яблоками пирожки,

Вкусный торт на день рожденья

Из рассыпчатой муки.

Но хочу открыть вам тайну:

Пирожков вам не видать,

Если в поле вдруг комбайны

Хлеб не будут убирать.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дождик, дождик поливай-

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

И течёт, течёт пшеница

Золотистою рекой…

И машины вереницей

Хлеб везут для нас с тобой.

Растите хлеб!

Выращивайте хлеб!

Он - смех детей,

Он - радость мирных дней.

Он наших городов и сёл мечта.

Он - пенье птиц.

Он памятником стал

Всем тем, кто жизни за него отдал.

В.Воронько «Вот и лето пролетело…»

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."


Вешний день, пахать пора…

"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"

С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

П. Каганова «Хлеб – наше богатство»

Сею в поле зёрна, И зерно в амбары

Раннею весною, Потечёт рекою,

А над ними светит, И его машины

Солнышко родное. Сделают мукою.

На ветру весёлом, На заводе пекарь

Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,

Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!

Золотая осень. Ешьте на здоровье!»

Н.Самкова «О хлебе»

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.

Поднялся и к мальчишке подошел

« Зачем - спросил он, голосом усталым –

-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.

Все при параде, в школу, ту, пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.

Седого старика, на той скамье.

Он замер, тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных.

Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке, нежно, в руки подала.

И быль, рассказанная, той старушкой.

Его в блокадный Ленинград перенесла. .

Вот перед ним возник холодный город.

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод.

И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает, мать его, больная, ждет.

Торопится он к ней, замерзли ноги.

Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери, ее кусок, несет.

В глазах ее он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.

Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук

Мать закричала « Что, сынок, с тобою.

Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.

Старушка, что батон с земли берет.

Она стоит и нежными руками.

Мальчишке, хлеб душистый, подает.

 

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.

 Бежит домой, там, мать больная, ждет.

Боль матери всем сердцем понимает.

И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.

Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.

Все сном прошло, остались только раны

От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.

Который, дерзко, превратил он в мяч.

На землю, вновь его вернули с неба.

Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит, так, как глядела мать.

Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.

« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.

Идет мальчишка, голову склонив.

И дед седой все курит на пороге.

 Всю боль души, молчаньем сохранив

Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.

(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)

В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:

– Где работает твоя мама?

– А ты не догадался? – удивился Коля.

– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?

– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.

– И врач? – удивлённо спросил Коля.

– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя. Задание для внимательных слушателей:

– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)

Я. Тайц «Все здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:

- Бабушка, а тут что растет?

- Хлеб, внученька!

- Хлеб? А булки где?

- И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.


Пальчиковая гимнастика

1. Божья коровушка

Божья коровушка,

Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)

В огород – бобы,

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)

2. Тесто 

Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)

А верхушку сладким кремом

И кокосовую крошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай

В гости друг- друга приглашай.

3. Колосок. 

Золотистый колосок, кто тебе расти помог?

Теплый ветер, майский гром,

Солнце в небе голубом.

А еще людские руки, что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!

Н. Красильников

4. Испечем пирожки и плюшки 

Мама пироги печет, заинька не отстает

Пальчики стараются – плюшки получаются.

На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)

Мама снова месит тесто («месим»)

Отдохни,- сказала мама.

Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)

У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,

Рыбку любит кошка, бублики матрешка.

Все я это испеку, только не жалей муку.

5. Пироги

Мы печем пшеничные пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?

 Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.

6. Хороводная игра «Каравай» 

Как на наш весёлый праздник,

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай приехал к детям.

Как его, ребята, встретим?

Пышной коркой похрустим.

Всех на свете угостим.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки

Вырастай богатырём!

ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:

1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».

2. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

3. Константин Ушинский «Два плуга».

4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».

5. Русская народная сказка «Колосок».

6. Э.Шим «Хлеб растёт».

7. Д.Кугультинов «Кусок хлеба».

8. Т.Аргези «Хлеб».

9. Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».

10.Ф.Шкулева «Молотьба».

11.Ю.Ждановская «Нива».

12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».

13.М.Глинская «Хлеб».

14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».

15.А.Ремизов «Хлебный голос».

16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).


Анкетирование детей старшей группы (начало проекта)

Обследовано 29 детей

Вопрос

знают

Не знают

Без чего не вырастит хлеб?

Как превращается зерно в муку?

Как превращается мука в тесто?

Какие машины вы знаете, которые  помогают выращивать хлеб?

Какие профессии тружеников села вы знаете?

Анкетирование детей подготовительной группы (конец проекта)

Вопрос

знают

Не знают

Без чего не вырастит хлеб?

Как превращается зерно в муку?

Как превращается мука в тесто?

Какие машины вы знаете, которые  помогают выращивать хлеб?

Какие профессии тружеников села вы знаете?

Результат

1.Рисунки хлебных полей,

2.Аппликация сельхозтехники,

3.Поделки из соленого теста,

4.Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.

5.Экскурсия в магазин в хлебный отдел

6.Разыгрывание сценки «Путешествие колобка», «Колосок»,

7.Выпуск рекламной газеты «Хлеб-батюшка»,

8.Создание мини-музея «Хлеб всему голова»

Список использованной литературы

  1. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.  - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
  2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
  3. От осени до лета (детям о природе и  временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
  5. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  6. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
  7. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Паспорт

мини музея поделок из природного и бросового материала

«Мусор и природные дары смело пустим в дело»

старшая группа

Воспитатель:

Ломакина Ю.А.

с. Староалейское

2019 г.

«Бросовый и природный материал это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии»

                                                                           О. Шлосс

Паспортные данные мини-музея.

Наименование мини - музея: «Мусор смело пустим в дело».

Профиль мини - музея: познавательный, художественно-эстетический.

Цели создания мини музея:

1. Обогащение предметно развивающей среды ДОУ.

2. Формирование рационального экологического сознания дошкольников, представлений о мини - музее.

4. Расширение кругозора дошкольников по проблеме «мусора» и вариантам его использования.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.

7. Развитие фантазии, творческого и логического воображения детей и родителей.

8. Формирование активной жизненной позиции.

Принципы создания мини музея:

1. Принцип учёта возрастных особенностей детей.

2. Принцип опоры на интересы ребёнка.

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми и родителями.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип последовательности.

6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Аспекты музейной деятельности.

  • Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
  • Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
  • В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
  • Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
  • В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.
  • Мини музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

План работы по созданию мини музея:

  • Подготовительный этап:
  • Определение темы и название музея.
  • Выбор места для размещения.
  • Подбор материалов для информирования родителей.

2. Практический этап:

  • сбор экспонатов.
  • оформление мини-музея.
  • индивидуальная работа с детьми и родителями.
  • создание мини музея «Мусор смело пустим в дело».

Взаимодействие с родителями:

•        Беседа с родителями на тему: «Роль музеев в формировании необходимых качеств детской личности»

•        Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми - созданию экспонатов для мини-музея.

•        Консультации для родителей: «Что такое бросовый материал?», «Что можно сделать из природного и бросового материала с детьми»

•        Проведение экскурсии для родителей в мини музее.

3. Подведение итогов:

  • Презентация итогов работы на родительском собрании.

Расположение:

Музей создан в августе 2019 года, руководитель - воспитатель Ломакина Ю.А.

Музей расположен в приемной группы на столе.

Как используется.

Во время экскурсий дошкольники рассматривают поделки, слушают и составляют рассказы о представленных экспонатах. Время от времени родители с детьми приносят новые поделки.

Содержание и экспонаты:

Название мини-музея отражает происхождение экспонатов (природный и бросовый материал, который мы часто отправляем в мусорное ведро, в руках детей, их пап и мам, педагогов превратились в замечательные экспонаты).

Правила поведения в мини музее.

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Мини музей это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

  • Беседы.
  •  Ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок.
  • Экскурсии по мини музею.
  • Рассматривание экспонатов.
  • Совместная деятельность по ознакомлению с окружающим, развитию речи, экологии и др.
  • Самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Результативность мини-музея:

  • Дети активно проявляют интерес к экспонатам мини-музея, исследуя их и экспериментируя с ними.
  • Представленные экспонаты обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о связях между предметами ближайшего окружения.
  • Экспонаты мини-музея формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности, способствуют активной игровой деятельности детей.

Тематический план деятельности  в мини-музее.

Тема мероприятия

Цель мероприятия

месяц

1.

Экскурсия

Познакомить детей с экспонатами выставки, напомнить о правилах поведения в мини музее.

Первая неделя августа

2.

Изготовление поделок из природного и бросового материала с родителями

Развивать умение детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.

Вторая неделя августа

3.

Игровые задания:

Составить описательные рассказы об экспонатах;

Составить рассказ, где участвуют все экспонаты - игрушки;

Составить рассказ, в котором какой - либо экспонат музея играет главную роль.

Закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, закрепить навык диалоговой речи.

Вторая неделя августа

4.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в группе

Углубить навык конструирования из бросового материала.

Знакомить детей с приёмами конструирования из бросового материала (спичечные коробки).

Третья неделя августа

5.

Игровые задания:

• «Опиши предмет»: какой? из чего сделан?;

Выявить особенности изготовления: как и из чего сделан?;

Знакомство с приёмами работы: обвязать, оплести, обвернуть, склеить и т.д.

Упражнять детей в составлении описательных рассказов, развивать умение правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы,

внимательно слушать товарища.

Третья неделя августа

Перспективное планирование работы мини музея:

  • экскурсии, просветительская работа.
  • показ экспозиции детям и родителям.
  • индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок из природного и бросового материала;
  • использование экспонатов мини-музея в образовательной и совместной деятельности.

Художественное слово.

Потребность в рациональном использовании отходов и природного материала становится с каждым днём всё более актуальной.

Бросовый материал доступный, несложный в использовании.

Изготовление поделки из природного и бросового материала это создание оригинального изделия, которое может обладать как эстетическим, так и практическим смыслом.

Самоделки самые любимые игрушки для ребят, почти из ничего не стоящих материалов, получаются самые дорогие игрушки.

В магазинах - очень много

Замечательных игрушек.

Слишком много тех игрушек,

Что реальней настоящих.

Вот почти что настоящий

Детский чайник для игры.

Воду быстро кипятит,

Выпуская пар - пыхтит.

Вот стиральная машина.

Хоть размером и мала,

Но работает отменно.

Вот, что надо покупать!

Ну, а это, посмотрите

Утюги, плита, мечи

Вот игрушки, так игрушки.

Просто диво погляди!

Да, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, не развивают фантазию. И дети быстро теряют к ним интерес.

Чего же не хватает ребёнку? А не хватает ему простора для фантазии. Фантазия нежная птица в неволе не живёт! Для её развития нужны те самые предметы – «мусор»: камешки, палочки, коробочки, крышечки, кусочки ткани, разные железки.

Запомните, пожалуйста,

Без ведома ребёнка

Нельзя выбрасывать вам то,

Что скоплено ребёнком.

Вот палочки волшебные

Сложил их поперёк

И перед вами выстроен

Секретный самолёт!

Вот старая машинка,

Машинка без колёс.

На самом деле это

Волшебная, секретная,

Фантазией согретая,

Крутая установка!

Все эти предметы могут месяцами лежать в ящике для игрушек или в укромном уголке, но вы можете быть уверенными, что малыш помнит о ней, и очень расстроится, если не найдёт её.

Мы не выбрасываем мусор, а используем его для оригинальных поделок.

Вот ненужная коробка,

Здесь приладим пробку,

Здесь приклеим кнопку.

Здесь отрежем и пришьём,

Здесь раскрасим и прибьём!

Мы вместе с мамой, с папой

Поделки мастерим,

Мы ничего не выбросим -

Ведь всем мы дорожим!

Люблю свою я родину,

Ей очень дорожу!

Весь мусор, каждый фантик

Я в дело приложу:

Красивые картины,

Шкатулки, зеркала

Из пробок и из семечек

Умею сделать я.

Природа мной довольна,

И я любуюсь ей,

Красивой, чистой, яркой

При помощи моей!

Изделие готово - и очень "ничего",

А завтра сяду снова и сделаю ещё!

Так мы сохраняем чистоту окружающей среды!

Технологическая карта совместной деятельности с детьми 5-7 лет.

Тема: «Экскурсия в мини - музей».

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Раздел: Ознакомление с предметным окружением, развитие речи.

Цель: познакомить детей с экспонатами выставки, напомнить о правилах поведения в музее. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Материал: экспонаты мини-музея.

Словарная работа: музей, экспонаты, бросовый материал, коллекция, экскурсовод.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций, чтение худ литературы, беседы о музеях.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

мотивационно побудительный

Ребята, хотите совершить экскурсию в наш мини-музей поделок из бросового материала, и узнать из чего они сделаны?

Все экспонаты выставки изготовлены руками детей и их родителей, педагогом группы. Посмотрите, какое разнообразие поделок, которые выполнены из различного материла: коробки, пластиковые бутылки, пробки, банки, жестяные крышки и т.д.

Инд. работа Коля, хочешь нам рассказать о своей поделке? Катя, а ты нам расскажешь о своей поделке?

Отвечают на вопрос.

Рассказывают, кто мастерил поделки, какие.

организационно поисковый

Люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие посмотреть. Помещение, где можно посмотреть различные предметы старины, картины называется музеем. А что бы посетителям было, все понятно в музее работают экскурсоводы. Они рассказывают об истории вещей, отвечают на вопросы. Но прежде чем идти в музей, надо знать, как себя там вести. Как вы думаете? Нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. Следует внимательно слушать экскурсовода: тогда вы узнаете много интересного. Нельзя трогать руками музейные экспонаты.

Инд. работа Родион, хочешь рассказать ребятам, зачем нужно соблюдать правила поведения в музее?

Правила поведения в нашем мини музее.

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

В нашем мини-музее есть:

1. декоративные вещи: ваза, картина,…;

2. изделия - игрушки: собачка, снеговик, макет «Динозавры»…

Слушают рассказ воспитателя об истории музея.

Пополняют словарный запас новыми словами.

Закрепляют новые слова.

Отвечают на вопросы.

Объясняют, почему нужно соблюдать правила, дополняют ответы.

Слушают воспитателя.

Наблюдают.

Рассматривают предлагаемые предметы.

рефлексивно - корригирующий

Ребята, вам понравилась наша экскурсия? Мы сегодня узнали много интересного, увидели много необычных предметов.

Инд. работа Люба, Дима, хотите дома сделать ещё поделку? Приносите ее в наш мини-музей.

Отвечают на вопросы.

Делятся впечатлениями.

Список экспонатов.

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Ф.И., представившего экспонат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда ...

Циклограмма рабочей недели педагога-психолога ДОУ

Циклограмма рабочей недели педагога-психолога ДОУ...

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда в подготовительной логопедической группе

Циклограмма рабочей недели составлена и расписана по часам, дням недели....

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда

Циклограмма позволяет распределить  равномерно все виды деятельности в работе учителя-логопеда....

Циклограмма рабочей недели

Циклограмма рабочей недели...

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Циклограмма деятельности на тематическую неделю

Циклограмма разработана для эффективного внедрения современных подходов в воспитательно-образовательный процесс, определения порядка и последовательности различных форм  и способов взаимодействия...