С чего начинается песня?
статья

Ермолаева Наталья Ивановна

Одним из основных видов музыкальной деятельности является пение - оно доступно детям с дошкольного возраста и занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_pesnya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное  Бюджетное   дошкольное  образовательное  

           учреждение  детский  сад  №  65  комбинированного  вида  

                                            Красносельского  района  

                                                Санкт – Петербурга

Тема:      «С  чего  начинается  песня?»  (Статья)

                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                 Музыкальный   руководитель

                                                                                                                       Ермолаева  Н.И.

                                     

                                             

                                                 Санкт  -  Петербург

                                                           2020г                

                                                -  1  -               

                             «С  чего  начинается  песня?»                               

Одним  из  основных  видов  музыкальной  деятельности  является  пение  -  оно  доступно  детям  с  дошкольного  возраста  и  занимает  ведущее  место  в  дошкольном  музыкальном  воспитании.   При  обучении  детей  пению  очень  важно  добиваться  правильной  передачи  мелодии  песни,  так  как  неверное  исполнение  мелодии  искажает  художественный  образ,  создавая  неправильное  представление  о  музыкальном  содержании  песни,  и  тем самым  задерживает  развитие  музыкальных  способностей.   Воспитывающее  влияние  пения  возрастает  и  углубляется,  когда  дети  правильно  передают  мелодию.  Поэтому  понятна  важность  задачи  развивать  чистоту  интонации  в  пении  начиная  с  дошкольного  возраста.  В  ряде  исследований  установлена  зависимость  умения  чисто  интонировать  от  развития  голоса  и  слуха.  Эта  зависимость  является  общей  для  любых  возрастов,  включая  и  дошкольный.  Вместе  с  тем  развитие  у  детей  умения  чисто  интонировать  нельзя  рассматривать  вне  связи  с  конкретными  задачами  воспитания  и  развития,  так  как  обучение  пению  является  частью  общего  процесса  музыкального  воспитания  детей  дошкольного  возраста.  Музыкальное  воспитание  -  один  из  разделов  воспитательной  работы  в  детском  саду.  Основная  цель  его  -  способствовать  всестороннему  развитю  детей,  совершенствуя  не  только  музыкальные  способности, но  и  такие  стороны  личности, которые  могут  ярче  проявляться  под  влиянием  музыки,  песни.

Дети  обучаются  пению  на  музыкальных  занятиях  в  обычных  условиях  детского  сада.  Поэтому  обучение  умению  чисто  интонировать  прежде  всего  необходимо  рассматривать  как  часть  всего  процесса  обучения  пению.  В  содержание  обучения  пению  входит  не  только  развитие  голоса  и  музыкального  слуха,  но  и  развитие  у  детей  любви  и  интереса  к  музыке,   воспитание  элементарных  знаний  художественного  вкуса.  Все  это  определяет  пути  развития  навыка  чистого  интонирования  у  детей  дошкольного  возраста.  

Главная  задача  пения  в  детском  саду  -  способствовать  общему  и  музыкальному  развитию  детей.  Развитие  слуха  и  обучения  элементарным  певческим  навыкам,  ведущее  к  развитию  чистоты  интонации,  - средство  для  выполнения  этой  задачи.  Следует  систематически  осуществлять  связь  в  развитии  у  детей  способности  восприятия  музыки  и  способности  воспроизведения  мелодии.  

В  вокальной  педагогике  развитие  всех  вокальных  навыков  рассматривается  во  взаимосвязи  и  последовательности.  И  у  детей  дошкольного  возраста  каждый  певческий  навык  должен  развиваться  последовательно  -  от  младшей  группы  к  старшей  и  обязательно  в  тесной  связи  с  развитием  остальных  певческих  навыков.  Последовательность  и  взаимосвязь  развития  правильного  звукообразования,  дыхания,  дикции  будут  способствовать   развитию  у  детей  чистоты  интонации  в  пении.  Так  как  голосовые данные  детей  примерно  одинаковы,  то  и  в  умении  петь  не  должно  быть  очень  резких  различий,  тем  более в  условиях  систематического  обучения.  

В  дошкольном  возрасте,  как  и  в  более  поздних  возрастах,  отсутствие  чистоты  интонации  обычно  связано  с  неправильным  дыханием  и  неправильным  формированием  гласных.  Устранение  этих  недостатков  будет  способствовать  развитию  чистоты  интонации  у  многих  детей,  неправильно  поющих.  Наиболее  часто  встречающимся  недостатком,  мешающим  развитию  чистоты  интонации,  является  очень  небольшой  диапозон  голоса  детей,  сводящийся  к  нескольким  звукам.  Поются  эти  звуки  детьми  обычно  очень  тускло,  невыразительно,  вяло.   Главной  причиной  такого  пения  является  неправильное  звукообразование,  связанное  с  перенесением  речевых  навыков  в  певческие.  

                                                                       -  2  -

Таким  образом,  чистота  интонации  в  пении  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  зависит  от  правильного  звукообразования,  правильного  формирования  гласных  и   натренированного  дыхания.  Мягкое  звукообразование  и  пение  в  постепенно  повышающейся  тесситуре  будет  способствовать    снятию  грудного  звука  и  нахождению  естественного,  чистого,  правильного  звучания.  Дети  старшего  дошкольного  возраста,  одладающие  нормальным  слухом  и  голосом,  могут  петь,  чисто  интонируя.  Правильная  постановка  воспитания  навыка  чистого  интонирования  должна  соответствовать  воспитательным  задачам  детского  сада  и  возрастным  особенностям,  к  которым  следует  отнести  уровень  развития  у  детей  музыкальных  способностей,  голоса  и  общее  развитие.Развитие  навыка  чистого  интонирования  в  старшем  дошкольном  возрасте  зависит  от  воспитания  целенаправленности,  сознательности  воспитания  музыки,  а  так  же  от  осознавания  детьми  требований  к  правильному  пению.

Сознательности  восприятия  способствуют:

  • выразительность  пения  музыкального  руководителя;
  • показ  детям  отдельных  приемов  правильного  пения;
  • подчеркивая  при  показе  приемов  пения  интонационных,  текстовых,

   динамических  и  других  особенностей  каждой  песни.

Выработка  навыков  чистого  интонирования  зависит  от  систематического  использования  приемов,  васпитывающих  внимание,  эмоциональную  отзывчивость,  ладовое  чувство,  музыкальные  представления  в  соединении  с  приемами  обучения  детей  певческому  звукообразованию  и  правильному  формированию  гласных.  Особое  значение  для  создания  навыка  чистого  интонирования  в  старшем  дошкольном  возрасте  имеют  приемы,  воспитывающие  произвольное  внимание  и  произвольные  музыкальные  представления.   Дети  любят  петь.  Исполняя  песни  они  глубже  воспринимают  музыку,  активно  выражают  свои  переживания  и  чувства.  Текст  песни  помогает  им  понять  содержание  музыки  и  облегчает  усвоение  мелодии.  Мелодию  с  голоса  дети  воспринимают  легче,  чем  при  исполнении  на  фортепиано,  когда  сложный  аккомпанемент  затрудняет  восприятие.  В  процессе  пения  у  детей  развиваются  музыкальные  способности:  музыкальный  слух,  память,  чувство  ритма.  Пение  так  же  способствует  развитию  речи.  Слова  выговариваются  протяжно,  нараспев,  что  помогает  четкому  произношению  отдельных  звуков  и  слогов.   Пение  объединяет  детей  общим  настроением,  они  приучаются  к  совместным  действиям.  Дети  слышат,  что  тот,  кто  торопится  или  отстает,  нарушает  стройность  пения.

По  мнению  врачей,  пение  является  лучшей  формой  дыхательной  гимнастики.  

В  процессе  обучения  детей  пению  одновременно  воспитывается  у  них  любовь  к  прекрасному  в  жизни  и  искусстве,  вызывает  отрицательное  отношение  к  дурному,  обогощает  духовный  мир  ребенка.  У  детей  развивается  внимание,  воображение,  мышление  и  речь.  Дети  могут  чувствовать  эмоциональную   выразительность  музыки,  получать  от  нее  наслаждение,  понимать  красоту  ее  звуков.  С  этой  целью  необходимо  развивать  у  детей  музыкальные  способности  -  слух,  музыкальную  память,  чувство  ритма.  В  широком  смысле  в  понятие  музыкального  слуха  входят:  звуковысотный,  тембровый,  динамический,  ритмический,  ладотональный,  гармонический  слух,  умение  определить  фразировку  и  форму  музыкального  произведения.  Музыкальный  слух  -  качество  индивидуальное,  но  его  можно  и  нужно  развивать  у  каждого.  

В  заключении  следует  подчеркнуть,  что  воспитывать  навык  чистоты  интонации  в  пении  следует  в  неразрывной  связи  с  музыкальным  и  общим  развитием  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...