С чего начинается песня?
статья
Одним из основных видов музыкальной деятельности является пение - оно доступно детям с дошкольного возраста и занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_pesnya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 65 комбинированного вида
Красносельского района
Санкт – Петербурга
Тема: «С чего начинается песня?» (Статья)
Составитель:
Музыкальный руководитель
Ермолаева Н.И.
Санкт - Петербург
2020г
- 1 -
«С чего начинается песня?»
Одним из основных видов музыкальной деятельности является пение - оно доступно детям с дошкольного возраста и занимает ведущее место в дошкольном музыкальном воспитании. При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии песни, так как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей. Воспитывающее влияние пения возрастает и углубляется, когда дети правильно передают мелодию. Поэтому понятна важность задачи развивать чистоту интонации в пении начиная с дошкольного возраста. В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития голоса и слуха. Эта зависимость является общей для любых возрастов, включая и дошкольный. Вместе с тем развитие у детей умения чисто интонировать нельзя рассматривать вне связи с конкретными задачами воспитания и развития, так как обучение пению является частью общего процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Музыкальное воспитание - один из разделов воспитательной работы в детском саду. Основная цель его - способствовать всестороннему развитю детей, совершенствуя не только музыкальные способности, но и такие стороны личности, которые могут ярче проявляться под влиянием музыки, песни.
Дети обучаются пению на музыкальных занятиях в обычных условиях детского сада. Поэтому обучение умению чисто интонировать прежде всего необходимо рассматривать как часть всего процесса обучения пению. В содержание обучения пению входит не только развитие голоса и музыкального слуха, но и развитие у детей любви и интереса к музыке, воспитание элементарных знаний художественного вкуса. Все это определяет пути развития навыка чистого интонирования у детей дошкольного возраста.
Главная задача пения в детском саду - способствовать общему и музыкальному развитию детей. Развитие слуха и обучения элементарным певческим навыкам, ведущее к развитию чистоты интонации, - средство для выполнения этой задачи. Следует систематически осуществлять связь в развитии у детей способности восприятия музыки и способности воспроизведения мелодии.
В вокальной педагогике развитие всех вокальных навыков рассматривается во взаимосвязи и последовательности. И у детей дошкольного возраста каждый певческий навык должен развиваться последовательно - от младшей группы к старшей и обязательно в тесной связи с развитием остальных певческих навыков. Последовательность и взаимосвязь развития правильного звукообразования, дыхания, дикции будут способствовать развитию у детей чистоты интонации в пении. Так как голосовые данные детей примерно одинаковы, то и в умении петь не должно быть очень резких различий, тем более в условиях систематического обучения.
В дошкольном возрасте, как и в более поздних возрастах, отсутствие чистоты интонации обычно связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных. Устранение этих недостатков будет способствовать развитию чистоты интонации у многих детей, неправильно поющих. Наиболее часто встречающимся недостатком, мешающим развитию чистоты интонации, является очень небольшой диапозон голоса детей, сводящийся к нескольким звукам. Поются эти звуки детьми обычно очень тускло, невыразительно, вяло. Главной причиной такого пения является неправильное звукообразование, связанное с перенесением речевых навыков в певческие.
- 2 -
Таким образом, чистота интонации в пении у детей старшего дошкольного возраста зависит от правильного звукообразования, правильного формирования гласных и натренированного дыхания. Мягкое звукообразование и пение в постепенно повышающейся тесситуре будет способствовать снятию грудного звука и нахождению естественного, чистого, правильного звучания. Дети старшего дошкольного возраста, одладающие нормальным слухом и голосом, могут петь, чисто интонируя. Правильная постановка воспитания навыка чистого интонирования должна соответствовать воспитательным задачам детского сада и возрастным особенностям, к которым следует отнести уровень развития у детей музыкальных способностей, голоса и общее развитие.Развитие навыка чистого интонирования в старшем дошкольном возрасте зависит от воспитания целенаправленности, сознательности воспитания музыки, а так же от осознавания детьми требований к правильному пению.
Сознательности восприятия способствуют:
- выразительность пения музыкального руководителя;
- показ детям отдельных приемов правильного пения;
- подчеркивая при показе приемов пения интонационных, текстовых,
динамических и других особенностей каждой песни.
Выработка навыков чистого интонирования зависит от систематического использования приемов, васпитывающих внимание, эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, музыкальные представления в соединении с приемами обучения детей певческому звукообразованию и правильному формированию гласных. Особое значение для создания навыка чистого интонирования в старшем дошкольном возрасте имеют приемы, воспитывающие произвольное внимание и произвольные музыкальные представления. Дети любят петь. Исполняя песни они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение так же способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
В процессе обучения детей пению одновременно воспитывается у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогощает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь. Дети могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности - слух, музыкальную память, чувство ритма. В широком смысле в понятие музыкального слуха входят: звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкального произведения. Музыкальный слух - качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого.
В заключении следует подчеркнуть, что воспитывать навык чистоты интонации в пении следует в неразрывной связи с музыкальным и общим развитием детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...
С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»
Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...