Педсовет "Развитие творческих способностей через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_cherez.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей через
научно - исследовательскую деятельность
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Творчество представляет собой деятельность, результатом которой является создание какой-либо новой материальной и духовной ценности. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: личностный и процессуальный. Оно основывается на присутствии у личности таких способностей, мотивов, знаний и умений, с помощью которых создается некий продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью[4, с.45].
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.
Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией[1, с.29].
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей Торренс говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте[5, с.15].
Обучение представляет собой одно из определяющих и самых длительных этапов жизни каждой личности, оно является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.
Именно обучением закладываются основы разумной и творческой личности. Модернизация в системе образования России нацелена на создание условий для повышения качества общего образования, в том числе обновлений и организационных форм, технологий и других механизмов. Одной из таких технологий выступает научно-исследовательская деятельность обучающихся.
Научно-исследовательская работа рассматривается как способ повышения познавательной активности и интеллектуального потенциала обучающегося, развивает воображение, интуицию, потребность в собственной реализации, раскрывает и расширяет собственное созидательное начало в обучающихся. Научно-исследовательская направленность в обучении требует не только более высоких учебных результатов, но и поиска новых возможностей для повышения эффективности образования в контексте становления новой культуры общественных отношений[1, с.28].
В обучении созданы условия для следующих инновационных процессов в рамках научно-исследовательского направления:
- Во-первых, это мотивация обучающих и обучаемых на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы - семинары, практикумы, консультации, форумы, конкурсы и др.
- Во-вторых, создание научного общества обучаемых. Главная цель, которого, дать обучающемуся возможности развивать свой интеллект и творческие способности.
Обучающимся предлагается широкий выбор деятельности в процессе научно-исследовательской деятельности. Эта работа дала возможности каждому обучающемуся совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобрести умения и навыки в научно – исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством опытных педагогов, а каждому учителю – повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство[3, с.20].
Научное общество имеет три структурных составляющих:
Творческая деятельность обучающегося должна начинаться с начальной школы.
Тут исследовательская деятельность выступает как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. Этот вид деятельности интересен не только младшим обучающегося, но их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в работы, выступая в качестве консультантов. Такое взаимодействие с семьей увлекательно, и интересно. Родителям становиться интересно участвовать в совместной исследовательской работе.
Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность особенно важно в сельских школах. Занимаясь научно-исследовательской работой, сельские дети, которые по сравнению с городскими детьми отличаются своей скромностью, неумелостью, приобретают навыки публичных выступлений[4, с.26].
Обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Таким образом, научная подготовка учащихся школы – одно из необходимых условий подготовки конкурентоспособного выпускника.
Интерес к открытиям, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поисков, помочь наиболее полно раскрыть их способности.
Научно-исследовательская работа учащихся, как никакая другая деятельность, формирует у них творческие качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии. Важным компонентом исследовательской, поисковой деятельности является исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части[2, с.27]. Цели обучения детей проектной и исследовательской деятельности следующие:
- Формирование и развитие творческих способностей детей;
- Развития умения находить или ставить проблемы и самостоятельно их решать;
- Создание мотивов к обучению и самообразованию;
- Формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
- Развитие исследовательских умений.
Научно – исследовательская деятельность способствует воспитанию у детей инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, повышению интереса к экологическим проблемам родного края. Изучая состояние природной среды, учащиеся на практике применяют полученные теоретические знания, учатся планировать и проводить опыты, вносить работу необходимые коррективы, анализировать и оформлять результаты.
Регулярное использование в обучении системы специальных задач и заданий исследовательского характера, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности младших школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни[1, с.38].
Для того, чтобы увлечь детей исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы проектной деятельности. Наиболее посильным и удачным способом можно считать сочетание отдыха с научной деятельностью.
Педагог в рамках научно-исследовательской деятельности выполняет функцию консультанта. Обучающийся понимает: ответственность за качество выполнения работы лежит на нем. Он должен думать о сроках выполнения, добросовестности и научной достоверности исследований.
Заключительный этап в организации проектно – исследовательской деятельности – защита работы. Обучающийся должен умело защищать свою работу, убеждать экспертов в ее практической значимости, показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся работы, но и раскрыть ее значение.
Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача педагога – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
Таким образом, социокультурная действительность современного общества утверждает в реальной практике новый тип профессиональной деятельности преподавателя, что с неизбежностью требует обновления сложившейся модели, ориентированной на новые парадигмы образования, на формирования большего акцента на использование механизмов научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся наделена чертами профессионального творческого проектирования, и максимально способствует формированиям творческих потенций личности.
Психолого-педагогические условия эффективности развития творческих способностей обучающихся в процессе научно исследовательской работы ведут к образованию рефлексивной позиции обучающихся с целью повышения инициативности и активности творческих способностей.
Педагогическая модель развития творческого потенциала, которая включает в себя совокупность адекватных возрасту научно-исследовательских моделей, принципов, методов, средств и организационных форм педагогического процесса, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся, работает на обеспечение и реализацию идей модернизации образовательного процесса в данном направлении. Реализация научно-исследовательских методов работы с обучающимися должна быть представлена в целевой комплексной программе поэтапного развития творческого потенциала личности в научно-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "Развитие творческих способностей через организованную музыкальную деятельность"
Реферат содержит понятия "творчество", "дятельность", "способности", "творческие способности" и др. Кратко рассмотрены этапы формирования способностей через различные виды музыкальной деяте...
Доклад на тему: Развитие интеллектуально-творческих способностей, через познавательно-математическую деятельность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Важно, чтобы с первых же ша...
Развитие коммуникативных способностей через познавательно-исследовательскую деятельность
Консультация для педагогов дошкольной организации по развитию коммуникативных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность...
Выступление на педсовете №3 «Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальных способностей через познавательно-исследовательскую дея-тельность
laquo;Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в младшем дошкольном возрасте»...
Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа ...