«Огород на подоконнике». Познавательно-исследовательский проект
проект (старшая группа)
«Огород на подоконнике». Познавательно-исследовательский проект.-Белово, 2017.
Данный проект выполняется воспитателями старшей группы, воспитанниками и родителями.
Проект поможет детям закрепить и расширить представления об окружающем мире, об овощных культурах; обогатить словарный запас; привить трудовые навыки, посредством совместного создания огорода на подоконнике в группе.
В данной работе расписаны этапы реализации проекта, помогающие лучше закрепить представленный материал, пробудить у детей интерес к природе, познанию нового, неизвестного.
Данный материал адресован воспитателям детских учреждений.
Проект: краткосрочный.
Группа: старшая группа
Срок реализации: сентябрь-октябрь
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма проведения: групповая
Продолжительность: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность:
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для дальнейшего обучения ребенка в школе.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в любой период времени года, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
Цель: формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях и организация художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях; углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет,
тепло, вода).
2. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия и т.д.).
3.Воспитывать бережное отношение к своему труду и труду взрослых.
4.Привлечь к работе проекта детей и родителей.
5.Оформить в группе огород на подоконнике.
Гипотеза:
В условиях группы можно вырастить урожай на подоконнике.
Проблемная ситуация:
Недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, недостаточно практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Формирование знаний о росте растений в комнатных условиях.
4. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
Работа с родителями:
- Обсудить цели и задачи проекта. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
- Организовать сбор посадочного материала.
- Подготовить контейнеры и землю для посадки, бросового материала для оформления огорода на подоконнике.
- Подготовить информацию для родительского уголка.
- Консультация для родителей: «Помощь ребенка на огороде».
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
-Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
2 этап. Реализация проекта.
- Беседы: «Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на подоконнике», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Овощи», «Полезные продукты»;
- Развитие связной речи («Что нужно, чтобы росли овощи?», составление рассказа-описание по мнемотаблице «Урожай овощей», заучивание стихотворения «Огород»);
- Просмотр с детьми мультфильма «Чиполино»; обучающих мультфильмов «Овощная вечеринка», «Что растёт на грядке»;
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах;
- Рассматривание семян (дать детям понятие о том, что форма и размер у разных растений разные);
- Посадка семян укропа, лука, перца в землю;
- Опыт «Наблюдение за ростом растений в различных условиях» (вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию овощных культур);
- Практическая деятельность на «грядке»: продолжать учить детей правильно ухаживать за посаженными растениями;
- Отгадывание загадок про овощи;
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»;
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян»;
- Лепка овощей из пластилина, солёного теста;
- Дидактические игры: «Овощи», «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»;
- Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин»;
- Наблюдение за ростом растений, полив и уход;
- Составление описательного рассказ детей на тему: «А у нас в огороде»;
- Проведение опытов и экспериментов с целью установления связи: растения – вода, растения – почва, растение – тепло;
- Заполнение календаря всходов и роста растений: на протяжении проекта;
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
Заключительный этап.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Сбор урожая, употребление зелени в пищу во время обеда.
Вывод.
В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. В результате практической и исследовательской деятельности дети получили необходимые условия для роста растений, увидели многообразие посевного материала, более бережнее стали относиться к растительному миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений....
Познавательно – исследовательский, творческий проект "Во саду и в огороде"
Дети мало знают о пользе овощей и фруктов, какие витамины в них содержатсяЮ о правильном питании и др. В связи с этим и был разработоан и внедрен проект....
Проект "Огород на окне" (познавательно-исследовательская деятельность)
Проект "Огород на окне" (познавательно-исследовательская деятельность)...
«Огород на подоконнике» (познавательно – исследовательский проект для детей 2 младшей группы) Группа «Светлячки»
«Огород на подоконнике» (познавательно – исследовательс...
«Огород на подоконнике» (познавательно – исследовательский проект для детей 2 младшей группы) Группа «Светлячки»
laquo;Огород на подоконнике» (познавательно – исследовательский...
Познавательно – исследовательский, творческий проект с участием родителей на тему: «Огород на окне»
Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной экспериментально-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их ре...
«Огород на подоконнике» познавательно - исследовательский проект во второй младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...
- Мне нравится (2)