" Народная культура и традиции"
материал (старшая группа)
Познакомить с элементами материальной культуры, прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Клуб по интересам " Народная культура и традиции" | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб по интересам: « Народная культура и традиции».
Воспитатель: Тетерюкова И.С.
2018 г. – 2019 г.
Содержание.
1. Цель.
2. Задачи.
3. Приоритеты системы работы.
4. Пояснительная записка.
5. Перспективный план.
6. Методическое обеспечение.
Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить с элементами материальной культуры включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудия труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая её любовь к Родине ( русской культуре, русскому языку, природе).
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
5. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Приоритеты системы работы:
1. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нём чувство красоты, любознательность.
2.использование всех видов фольклора( сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки и т. д.).
3. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Пояснительная записка.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский.
В предложенных занятиях заложен потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России, определяющей новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающем личность.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности. Происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей.
В основу данной работы заложено система работы по приобретению знаний и знакомство детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры. Приобщая детей к национальной традиционной культуре позволит ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нём, развивать интеллект, возможность развивать в ребёнке творческие способности, элементы самостоятельности, сформированности наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Перспективное планирование.
№ | Тема | Программные задачи | Осваиваемая образовательная область | Виды детской деятельности |
Месяц | ||
1. | Народная игрушка – матрешка. | Знакомить с русской народной игрушкой матрёшкой как символ русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка-неваляшка. Развивать интерес к народной игрушке, воображения, творчество. |
СКР, П, Р,ХЭ (музыка). | Игровая , коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы. | Сентябрь | ||
2. | « Маша варежку надела…». | Знакомить с предметами рукотворного мира используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки ,перчатки, пряжа, клубок. | СКР, П, Р,ХЭ (музыка). | Игровая , коммуникативная, чтение художественной литературы. | Октябрь | ||
3. | Путешествие в прошлое часов. | Знакомить с историей прошлого часов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления. Активизировать в речи слова: циферблат, часы, маятник, часовщик. Воспитывать уважение к труду человека-изобретателя, творца, созидателя. | СКР,П,Р,ХЭ ( музыка) | Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы. | Октябрь | ||
4. | Из прошлого ложки. | Знакомить с кухонной утварью, её возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога. Развивать интерес к ремёслам наших предков. | СКР, П, Р, ХЭ, Ф. | Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая. | Октябрь | ||
5. | Путешествие в прошлое одежды. | Знакомить с изменениями и преобразованием одежды человека. Обогащать и активизировать речь детей. Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи: познавательный интерес к прошлому. | СКР,П,Р,ХЭ ( музыка) | Коммуникативная игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская. | Ноябрь | ||
6. | Народная игрушка- деревянная игрушка. | Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева Обогащать словарь: богородская, семёновская, потешный промысел. Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. | СКР, П,Р, Ф, ХЭ ( музыка). | Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, игровая. | Ноябрь | ||
7. | Путешествие в прошлое ручки. | Знакомить с историей ручки, процессом преобразования ее человеком. Учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека. Развивать интерес и желание знать прошлое человека. | СКР, П, Р, ХЭ (музыка). | Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская. | Декабрь | ||
8. | « Светит, да греет». | Формировать преставления о « прошлом» лампочки ( костёр, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогатить словарный запас новыми словами. Развивать ретроспективный взгляд не вещи. | СКР, П, Р, Ф, ХЭ ( музыка). | Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, игровая, продуктивная. | Декабрь | ||
9. | Потешный промысел наших предков. | Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную и деревянную. Расширять словарный запас: дымковская игрушка, каргопольская игрушка. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи. | СКР, П, Р, Ф, ХЭ ( музыка). | Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная. | Январь | ||
10. | Волшебная дудочка. | Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами. Учить различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые – и звучанию. Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам. | СКР, П, Р, ХЭ (музыка). | Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая. | Январь | ||
11. | « Фока воду кипятит и как зеркало блестит». | Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником- самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру « Напоим куклу чаем». | СКР, П, Р, ХЭ (музыка). | Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская. | Февраль | ||
12. | « Госпожа честная Масленица». | Знакомить с традициями русского народа ( обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа. | СКР, П, Р, ХЭ (музыка). | Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная. | Февраль | ||
13. | Народная игрушка- кукла- самоделка. | Знакомить с процессом изготовления куклы- самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Расширять словесный запас; закрутка, самоделка, соломенная, стригунок. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. | СКР, П, Р, ХЭ (музыка). | Коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская | Март | ||
14. | Устное народное творчество - потешки, считалки, небылицы. | Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Учить новую считалку, практически применять в игровых ситуациях. Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | СКР, П, Р, ХЭ ,Ф (музыка). | Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная. | Март | ||
15. | Великий праздник- Пасхи. | Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхи, её обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и из значение. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к народным традициям. | СКР, П, Р, ХЭ , Ф (музыка). | Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная. | Апрель | ||
16. | « К бабушке Варварушке в гости на оладушки» | Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним. |
СКР, П, Р, ХЭ (музыка). | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская | Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»
Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и...
по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов
Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...