" Народная культура и традиции"
материал (старшая группа)

Познакомить с элементами материальной культуры, прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

                               Клуб по интересам: « Народная культура и традиции».

                                                                                           Воспитатель: Тетерюкова И.С.

                                                                                   2018 г. – 2019 г.

        Содержание.

1. Цель.

2. Задачи.

3. Приоритеты системы работы.

4. Пояснительная записка.

5. Перспективный план.

6. Методическое обеспечение.

 

Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с элементами материальной культуры включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудия труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая её любовь к Родине ( русской культуре, русскому языку, природе).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

5. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

6. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Приоритеты системы работы:

1. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нём чувство красоты, любознательность.

2.использование всех видов фольклора( сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки и т. д.).

3. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

 

                                                           Пояснительная записка.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

          В. А. Сухомлинский.

В предложенных занятиях заложен потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России, определяющей новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающем личность.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности. Происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей.

 В основу данной работы заложено система работы по приобретению знаний и знакомство детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры. Приобщая детей к национальной традиционной культуре позволит ребёнку познакомиться  с окружающим миром, осознать своё место в нём, развивать интеллект, возможность развивать в ребёнке творческие способности, элементы самостоятельности, сформированности наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

                                         Перспективное планирование.

Тема

Программные задачи

Осваиваемая образовательная область

Виды детской

деятельности

 

Месяц

1.

Народная игрушка – матрешка.

Знакомить с русской народной игрушкой матрёшкой как символ русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка-неваляшка. Развивать интерес к народной игрушке, воображения,

 творчество.

 

СКР, П, Р,ХЭ (музыка).

 Игровая , коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.

Сентябрь

2.

« Маша варежку надела…».

Знакомить с предметами рукотворного мира используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки ,перчатки, пряжа, клубок.

  СКР, П, Р,ХЭ (музыка).

Игровая , коммуникативная, чтение художественной литературы.

Октябрь

3.

Путешествие в прошлое часов.

Знакомить с историей прошлого часов. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления. Активизировать в речи слова: циферблат, часы, маятник, часовщик. Воспитывать уважение к труду человека-изобретателя, творца, созидателя.

  СКР,П,Р,ХЭ           ( музыка)

Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.

Октябрь

4.

Из прошлого ложки.

Знакомить с кухонной утварью, её возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога. Развивать интерес к ремёслам наших предков.

 СКР, П, Р, ХЭ, Ф.

Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая.

Октябрь

5.

Путешествие в прошлое одежды.

Знакомить с изменениями и преобразованием одежды человека. Обогащать и активизировать речь детей. Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи: познавательный интерес к прошлому.

  СКР,П,Р,ХЭ           ( музыка)

Коммуникативная игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Ноябрь

6.

Народная игрушка- деревянная игрушка.

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, изготовлении игрушки из дерева Обогащать словарь: богородская, семёновская, потешный промысел. Побуждать восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

СКР, П,Р, Ф, ХЭ ( музыка).

Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, игровая.

Ноябрь

7.

Путешествие в прошлое ручки.

Знакомить с историей ручки, процессом преобразования ее человеком. Учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека. Развивать интерес и желание знать прошлое человека.

  СКР, П, Р, ХЭ   (музыка).

Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Декабрь

8.

« Светит, да греет».

Формировать преставления о « прошлом» лампочки ( костёр, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогатить словарный запас новыми словами. Развивать ретроспективный взгляд не вещи.

СКР, П, Р, Ф, ХЭ ( музыка).

Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, игровая, продуктивная.

Декабрь

9.

Потешный промысел наших предков.

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать глиняную и деревянную. Расширять словарный запас: дымковская игрушка, каргопольская игрушка. Воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

СКР, П, Р, Ф, ХЭ ( музыка).

Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная.

Январь

10.

Волшебная дудочка.

Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами. Учить различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые – и звучанию. Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русским народным музыкальным инструментам.

  СКР, П, Р, ХЭ   (музыка).

Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая.

Январь

11.

« Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником- самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру « Напоим куклу чаем».

  СКР, П, Р, ХЭ (музыка).

Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Февраль

12.

« Госпожа честная Масленица».

Знакомить с традициями русского народа ( обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.

  СКР, П, Р, ХЭ (музыка).

Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная.

Февраль

13.

Народная игрушка- кукла- самоделка.

 Знакомить с процессом изготовления куклы- самоделки, закрутки, их ролью в жизни человека. Расширять словесный запас; закрутка, самоделка, соломенная, стригунок. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

  СКР, П, Р, ХЭ   (музыка).

Коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская

Март

14.

Устное народное творчество - потешки, считалки, небылицы.

 Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Учить новую считалку, практически применять в игровых ситуациях. Воспитывать интерес к малым формам фольклора.

 СКР, П, Р, ХЭ ,Ф (музыка).

Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, двигательная.

Март

15.

Великий праздник- Пасхи.

Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхи, её обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и из значение. Развивать творческие способности. Воспитывать уважение к народным традициям.

 СКР, П, Р, ХЭ , Ф (музыка).

Коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная.

Апрель

16.

« К бабушке Варварушке в  гости на оладушки»

Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним.

 

  СКР, П, Р, ХЭ (музыка).

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное и...

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...