Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка»
Утверждаю:
Зав. МКДОУ детский сад
«Берёзка»
________ А.А. Халтурина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »
Разработчик:
Засядько Я.В. воспитатель
МКДОУ детский сад «Березка»
с. Мамонтово
Мамонтово
2017 г
Структура | ||
1. | Целевой раздел …………………………………………………………. | |
1.1 | Пояснительная записка ………………………………………………... | |
1.2. | Цель рабочей программы ……………………………………………… | |
1.3. | Задачи рабочей программы ……………………………………………. | |
1.4. | Принципы и рабочей программы…………………………………..…. | |
1.5. | Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) ………………………………………………………………………. | |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) …………………………………………………………….. | |
2. | Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)…………………………………………………………… | |
2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 | Календарно-тематический план……………………………………… Способы, методы и формы реализации программы…………………. Способы и направления детской инициативы……………………….. Особенности взаимодействия с семьями……………………………… Организационный раздел ……………................................................... Материально-техническое обеспечение программы………………… Методическое обеспечение программы………………………………. |
3.4 Особенности организации предметно- развивающей среды………….
1
Целевой раздел
- Пояснительная записка
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета
среди других народов - авторитета,
достойно завоёванного русским
искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI
веке, если мы будем озабочены воспитанием
души, а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своего края.
1.2Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущем ему нравственным ценностям, традициям, особенностям культуры.
1.3Задачи:
- формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкасания с ним.
- пробудить чувства любви к малой Родине.
- знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством.
- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному району.
- формирование нравственных качеств, для установления позитивных межличностных отношений.
- создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива.
1.4. Принципы рабочей программы:
- При разработке и реализации программы использованы материалы в
соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Материал по краеведению доступен и понятен.
1.5. Психолого – педагогические особенности детей:
Дети в группе одного возраста. Очень творческие. Приоритетом в группе
является нравственно-патриотическое воспитание.
1.6. Планируемые результаты освоения программы:
После реализации рабочей программы в предметно – пространственной
среде:
- организованы тематические выставки;
- оформлен творческий уголок в группе;
- подобраны дидактические игры.
После выполнения поставленных целей дети будут готовы и способны:
- самостоятельно рассказывать о жизни и традициях своей семьи;
- интересоваться природой нашей местности и их жителями, их бытом.
2
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности:
Календарно- тематический план:
Сроки реализации | Тема месяца | Содержание деятельности. | дата |
Сентябрь | «Наше село» | -Анкетирование родителей - Вводное занятие «История создания с. Мамонтово -Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» | |
Октябрь | «Все меняется!» | - Рассматривание альбома старого и нового села Мамонтово -Посещение музея | |
Ноябрь | «Русский народный костюм» | -знакомство детей с русским народным костюмом. -Презентация «Народный костюм» -создание альбома «Русский народный костюм» | |
Декабрь | «Русские народные игры» | -Знакомство детей с народными играми -Создание картотеки «Народные игры» | |
Январь | «Народное исскуство» | -Знакомство с народным искусством. -Урало-сибирская роспись | |
Февраль | «Занятия наших предков» | -Просмотр фильма о народных промыслах -Беседа с детьми о том, где работали наши предки в с.Мамонтово | |
Март | «Наша Родина-Россия!» | -Знакомство детей с народными пословицами, поговорками, песнями. -Создание картотеки | |
Апрель | «Масленица» | -Совместное проведение родителей и детей русского народного праздника «Масленица» | |
Май | «Сами знаем и другим покажем!» | -Оформление творческого уголка |
2.2. Способы, методы и формы реализации программы:
- рассказ краеведа, педагога;
- наглядный метод;
- беседа;
- наблюдение;
- практический метод.
2.3. Способы и направления детской инициативы.
-участие в организации выставки,
- поощрение грамотами.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
В ходе реализации данной программы активное участие примут
родители.
3
Организационный раздел
3.1. Материально- техническое обеспечение программы:
- художественный салон,
- детско-юношеский центр
3.2. Методическое обеспечение программы:
1.Музейная педагогика: Из опыта методической работы /под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 416 с. – (Программа развития)
2. «Воспитатель ДОУ», №3, 2009. «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников». О.В. Колпачникова.
3. «Управление ДОУ», №4,2004. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». И.В. Штанько.
4. «Детский сад от А до Я», №6, 2007 год.
5. «Детский сад от А до Я», №3, 2008 год.
6. Приложение к «Управление ДОУ», «Создание ДОУ с приоритетным направлением» Г.Г. Биличенко.
7. «Управление ДОУ», №1, 2007 год, «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» (из опыта работы), Т.Н. Тебенева.
3.3. Особенности организации предметно-развивающей пространственной
среды:
- создан творческий уголок в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...
"У Байкала мы живем". Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр.
Дидактические игры, в ознакомлении с национальной культурой, делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребенку получить собственный опыт. Все дидактические игры вхо...
Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...
Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через произведения художников Мамонтовского района»
Рабочая программа разработана в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении- Детский сад «Березка» с.Мамонтова Мамонтовского района. Данная программа включена...
ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...
Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютериза...
Презентация "Обобщенный педагогический опыт по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
Обобщение опыта в виде презентации....