Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
методическая разработка по математике (старшая группа)
Актуальный раздел математического развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Цель. Разработать методику деятельности по развитию логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр.
Задачи.
Провести диагностику математического развития детей
Разработать перспективный план работы с детьми с использованием логико-математических игр.
Разработать систему работы с родителями.
Создавать условия для развития логического мышления у дошкольников.
Актуальность.
Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности, является высшим познавательным процессом. А со слов В.А. Сухомлинского без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Ребенок стремится к активной деятельности, но сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому работу с детьми надо строить на игровых технологиях. Можно использовать игры В. Воскобовича, инновационные игровые технологии Н. Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, которые и являются средством интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Перед началом проведения методики необходимо провести диагностику.
Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением способов и результатов практических и умственных действий. В ходе диагностики выясняется отношение детей к познавательным и творческим математическим задачам: восторг и максимальная активность или безразличие; способность проявлять творчество или стремление к простому воспроизведению заданного и т.д.
Диагностика проводится по следующим показателям трёх предполагаемых уровней освоения детьми математического содержания:
- освоенность ребёнком практических действий сравнения, уравнивания, счёта, вычислений, измерения, классификации и сериации, видоизменения и преобразовании и др.;
- характер представлений детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, форме, расположению в пространстве и т.д.;
- уровень речевого выражения способов практических действий: использование терминологии, структура и построение предложений, оригинальность и точность высказываний;
- степень самостоятельности и творческих проявлений в ходе освоения и переноса математических знаний и умений в новые условия.
Можно использовать методику диагностики математического развития детей среднего дошкольного возраста (составитель И.Н.Чеплашкина, Л.Ю.Зуева - СПб, «Акцент»,200 6).
Задания направлены на выявление следующих умений:
- определять форму, воссоздавать фигуру из частей (элементов);
- пользоваться числами: считать, уравнивать, ориентироваться в цифрах;
- двигаться по лабиринту;
- решать логические задачи, проявлять догадку, объяснять свои действия.
Критерии уровней развития
- Восприятие, выделение, выбор форм (квадрат, прямоугольник, треугольник), воссоздание их из элементов (частей).
Низкий уровень. Выделяет, называет фигуры (путает названия). Воссозданием не владеет. Называет отдельные слова.
Средний уровень. Выделяет, называет фигуры. Способом воссоздания не владеет (делает определённые попытки). Действия поясняет схематически.
Высокий уровень. Выбирает, называет фигуры, объясняет действия. Воссоздаёт из частей геометрические фигуры.
2. Умение определять количество, пользуясь числами; практически устанавливать равенство, различать, называть цифры, их последовательность.
Низкий уровень. Определяет количество, ошибается в использовании чисел после четырёх, различает цифры. Равенство не устанавливает.
Средний уровень. Пользуется числами безошибочно, различает и частично называет цифры, равенство не устанавливает, Объяснения отрывочные.
Высокий уровень. Безошибочно пользуется числами, владеет последовательностью цифр, уравнивает, объясняет действия.
- Ориентировка от себя при определении направления движения (со сменой) по лабиринту.
Низкий уровень. Ведёт карандашом, направление не называет. Делает несколько попыток.
Средний уровень. Называет изменения в направлении движения, допускает ошибки. Объясняет свои действия.
Высокий уровень. Безошибочно определяет и называет направления.
- Умение чередовать, распределять предметы (по цвету, форме, количеству); практически ориентироваться на алгоритм, заданный вербально, с выполнением действий по наглядной основе (рисунку).
Низкий уровень. Цель действия не осознаёт. Выполняет хаотические действия.
Средний уровень. Осуществляет действия по картинке, придерживается цели, объясняет. Результата достигает лишь частично.
Высокий уровень. Решает задачи правильно, предлагает варианты. Объясняет.
- Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач включённых в ситуацию-игру.
Низкий уровень. Отражает бытовое понимание ситуации.
Средний уровень. Предлагает догадку, рассказывает, допускает ошибки.
Высокий уровень. Выполняет задание мысленно, доказывает правильность решения.
- Эмоциональное отношение к предложенным заданиям. Вешнее проявление интереса.
Низкий уровень. Безразличен, интересуется картинками.
Средний уровень. Радуется успеху.
Высокий уровень. Пытается анализировать свои действия, утверждает их правильность. Радуется успеху.
Порядок проведения диагностики, объяснения заданий, виды возможной помощи, для каждого задания могут иметь свои особенности. До проведения диагностики дети должны быть ознакомлены с аналогичными заданиями.
3.Способы оформления результатов диагностики
Чтобы правильно определить уровень математической подготовки необходимо провести диагностику всего предложенного комплекса заданий и сделать выводы на основе суммарного результата. Это важно для дальнейшей коррекции, чтобы подобрать те задания, с которыми ребёнок не справляется.
Способы оформления могут быть различными. Чаще всего уровням присваивается определённое количество баллов. Например, низкий уровень – от 1-го до 3-х баллов, средний – от 4-х до 6-ти, высокий – от 7-ми до 9-ти баллов. На каждый уровень отведено определённое количество баллов. Чтобы присвоить баллы надо внимательно наблюдать за выполнением задания испытуемым и фиксировать его действия, поведение, отношение к заданию, речь и другие параметры, которые определяют уровень в данном задании. Для фиксации параметров можно использовать заранее подготовленные бланки, в которых указаны параметры, и воспитатель, наблюдая за выполнением задания ребёнком, делает пометки в бланке. Используются всевозможные таблицы, в которых отмечается выполнение каждой операции задания.
Важно чтобы каждое задание теста было оценено, а результат зафиксирован. После оценки каждого выполненного задания результаты в баллах за каждое задание фиксируются в сводной таблице. По результату суммарного балла делают вывод об уровне математического развития каждого ребёнка и оформляют бланк регистрации индивидуальных результатов по всему тесту.
4.Учёт результатов диагностики в педагогической работе с детьми
Результаты диагностики позволяют педагогу более точно и полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Если педагогическое воздействие строится с учётом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни ребёнка, опирается на сильные стороны его личности, то это воздействие обеспечивает успешное включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность, способствует формированию положительного отношения к этой деятельности, значимо влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности.
Практическая часть:
1.Обследовать уровень сформированности математических представлений старших дошкольников и дать педагогические рекомендации
Результаты экспресс-диагностики познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста старшей группы детского сада
Определим уровень познавательного развития и сформированности математических представлений дошкольников.
Высокий: 5-7баллов
Средний: 8-11баллов
Низкий: 12 и меньше баллов.
Среди тестируемых 12 детей обнаружили высокий уровень, 9 детей средний уровень и 4 ребёнка низкий уровень познавательного развития и сформированности математических представлений.
Следовательно, дети с выявленным низким уровнем познавательного развития и сформированности математических представлений нуждаются в использовании заданий развивающих пространственное и конструктивное мышление, а так же направленные на формирование логико-математического стиля мышления. После проведения комплекса занятий необходима повторная диагностика
/Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие/Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец – СПб: Детство-Прес, 2000.- 94 с./
/Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл./
Выяснилось, что некоторые дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Дети допускали ошибки в счете, путют основные цвета спектра и геометрические фигуры. Среди всех методов развития познавательных способностей наиболее оптимальным является развивающие логико-матемаические игры. Также необходимым условием успешной работы с воспитанниками по развитию логического мышления и познавательных способностей особое место занимает предметно-развивающая среда, оснащенная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В математическом центре развивающих и занимательных игр, хорошо расположить каврограф с игровым комплексом игр.
Практика использования развивающих игр, способствовует устранению пробелов в знаниях у детей, т. к. главной целью является – показать роль и значение логико-математических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Логико-математические игры помогают решить следующие задачи:
1. Развивать у детей нестандартное мышление, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
2. Повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребенка.
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использовала следующие виды развивающих игр, направленных на интеллектуальное развитие ребенка:
• это игры-экспериментирования с различным материалом; (игры с тенью, водой, со светом, с магнитами, бумагой и т. д.)
•дидактические игры: («Найди ошибку», «Занимательная геометрия», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты и т. д.)
• развивающие игры-Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики В. Никитина,
вьетнамская игра («Танграм», «Колумбово яйцо»).
У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. На достаточном уровне развиты объем внимания и памяти, воображение и гибкость мыслительных процессов (умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать).
Работа с родителями.
Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Во взаимодействии с родителями использовала следующие формы работы:
1. Анкетирование родителей «Изучение познавательных интересов детей».
2. Знакомство родителей с развивающими играми (их значимость).
3. Консультации – индивидуальные и групповые, рекомендации, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи.
4. Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми знания. (Для родителей создана папка с материалом по использованию игровых технологий)
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования познавательных способностей у своего ребенка.
Перспективный план по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
месяц Задачи обучения Логические игры, задачи, упражнения
Сентябрь -упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;
-совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке;
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли. д/у «Сосчитай-ка»
Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)
д/и «Математические корзинки» (Игры Воскобовича)
Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки
Октябрь -закреплять умение оперировать знаками +, -, =, >, <;
-закреплять умение оперировать алгоритмами;
- Развитие способности к анализу. абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвлённый алгоритм – («выращивание дерева») ; творческого мышления, воображения.
- закрепить знания о геометрических фигурах
- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей д/з «Напиши в пустых квадратах нужные знаки»
д/и «О чем говорят числа» (палочки Кьюизенера)
Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»
д/у «Узнай код»
д/и «Выращивание дерева» (блоки Дьенеша)
д/и «Чудо-крестики»,
д/и «Квадрат» (Игры Воскобовича)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия А, Б)
Ноябрь - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
-учить детей решать кроссворды;
-закреплять знания о цифрах, буквах;
-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
- ориентировка во времени
-развивать быстроту мышления, соображения, смекалку. д/и «Конфетная фабрика»,
Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия В)
Шашки
д/и «Пифагор»
д/и «Колумбово яйцо»
д/у «Какое время показывают часы»
Кроссворды, ребусы, лабиринты
Декабрь - Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
- учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве «левый», «правый», «между».
- развивать способность к математическим рассуждениям и соответствующим математическим действиям
- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. д/з «Выполни задание от Незнайки», «Олимпийские кольца»
Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьенеша)
д/и «Путешествие на поезде»
д/и «Как разговаривают числа»
«Пазлы» (мелкие)
д/з «Впиши такую цифру, что бы ответ был правильным».
д/у «Реши задачу»
д/и «Геоконт»
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Игры и упражнения с цветными счетными палочками
Задачи-шутки
Январь -закреплять умение классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер;
-закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;
-развивать внимание, логическое мышление.
- учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, формировать умение строить числовой ряд, развивать зрительный глазомер.
- воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»
д/и «Наведи порядок»
д/и «Игра с тремя обручами» (блоки Дьенеша)
д/у «Помоги Вини Пуху»
д/и «Трамвай» (палочки Кьюизенера)
д/и «Волшебный круг»
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)
Февраль -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;
-упражнять в преобразовании геометрических фигур;
-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьенеша)
д/и «Вьетнамская игра»
д/и «Листик»
д/и «Сфинкс»
д/и «Гексамино»
Шашки
Пазлы (мелкие)
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Март -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, познакомить с ромбом;
-упражнять в преобразовании геометрических фигур;
-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Д)
Задания из альбома «Страна блоков и палочек»
д/и «Вьетнамская игра»
д/и «Листик»
д/и «Сфинкс»
д/и «Гексамино»
д/у «Помоги Незнайке решить задачи»
Апрель - развитие памяти, логического мышления, творческого воображения
- освоение приемов арифметических действий в пределах 20
-закрепить умение ориентироваться в пространстве;
-развить графические навыки.
- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. Задания из альбома «Спасатели идут на помощь»
д/и «Найди все дороги» (блоки Дьенеша)
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)
д/и «Пифагор»
д/и «Колумбово яйцо»
«Графические диктанты»
Задачи-шутки
Май - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
-учить анализировать и сравнивать две группы фигур;
-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. д/и «Посади цветы на клумбе» игры из альбома «Спасатели» (блоки Дьенеша)
Задания из альбома «Страна блоков и палочек»
д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)
д/у «Поработай рукой»
д/з «Перепутанные линии»
Список используемой литературы:
1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6. «Психология» Л. А. Венгер, В. С. Мухина
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
9. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление ООО издательство «Дом ХХ1 век» 2008г.
10. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Б. Б. Финкелыптейн.
+❤ В Мои закладки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Выступление на педсовете. Развитие логическогомышления детей старшего дошкольноговозраста посредством логико-математических игр
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....
«Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр»
Семинар-практикум по теме «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико – математиче...