Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
презентация на тему
Цель мастер-класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования логических игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальным образовательным игровым технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Доказано, что сформированность навыка логического мышления, т.е. способность «действовать в уме» в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Для наилучшего результата в интеллектуальном развитии дошкольника весьма действенным является проблемно-поисковый метод развития, а главной формой организации работы является логическая развивающая игра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер- класс на тему:
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Цель:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования логических игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальным образовательным игровым технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход выступления:
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приемов мышления и, в еще большой мере, степенью их оформленности в систему.
И поэтому большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Основная задача логических игр – служить средством развития мышления каждого ребенка, или, говоря образно, инструментом для ювелирной огранки умственных способностей.
Используя эти игры можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника закреплено в Федеральном законе от 29.10.2012 «Об образовании Российской Федерации» и находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.
Доказано, что сформированность навыка логического мышления, т.е. способность «действовать в уме» в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Для наилучшего результата в интеллектуальном развитии дошкольника весьма действенным является проблемно-поисковый метод развития, а главной формой организации работы является логическая развивающая игра.
Интеграция математического развития с другими направлениями образовательного процесса осуществляется повседневно через целевые установки, через содержание образования, его развивающее воздействие на детей. Элементы интеграции разных видов познания содержат логические и развивающие игры, которые так же способствуют развитию интегративных качеств ребёнка.
Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Дети активны в восприятии логических упражнений, игр, задач.
В результате этого выстроилась определенная модель классификации логических игр, основанная на использование разнообразных технологий. Слайд 2
1.Поиск эффективных нестандартных методов дал интересный результат: появление алгоритмических игр, которые рассматриваются в качестве средства обучения. Слайд 3
2. Особое внимание уделила играм – головоломкам со шнурком. Они имеют значительный потенциал для развития мышления детей: задействуют разные виды и формы мышления; актуализируют мыслительные действия и операции, развивают осознание ребенком своей собственной деятельности, творческое мышление. Слайд 4
3. Для реализации своей системы работы стала использовать развивающий планшет с карточками-схемами "Логико-малыш". Задания направлены на упражнения в умении анализировать, обобщать, классифицировать. Слайд 5
4. Очень интересны поисково-творческие задачи З.А.Зака. Слайд 6
Данные занятия являются превосходными методами в развитии у детей логических операций.
5. Большую роль отводим математическому моделированию (на материале игр-головоломок: "Танграм", "Вьетнамская игра", "Пифагор", "Пентамино"," Волшебный круг", "Волшебный квадрат", "Колумбово яйцо", "Гексамино"и др. Слайд 7, 8, 9.
Головоломки способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
Они расположены по принципу от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.
6. Такие игры, как: «Вычислительные машины», "Муравьи", «Волшебники», игры с обручами, лабиринты, стали трамплином активизации мыслительной деятельности детей. Слайд 10,11.
7. Полифункциональные развивающие пособия: логические блоки З. Дьенеша. Слайд 12,13,14. Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Использование логических блоков в играх позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
8. Одним из эффективных средств для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Слайд 15.
В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность.
- Эффективным средством для интеллектуального развития детей является использование развивающих игр на интерактивном столе. Слайд 16
Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. В организации образовательного процесса обязательно воплощаю концепцию личностно – ориентированной модели развития и воспитания детей. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.
В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем обученность, поэтому и значимость работы по развитию логического мышления будет возрастать.
В заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Содержание практической части:
1.
Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно их использовать.
Приглашаю для проведения мастер-класса 6 человек. Уважаемые коллеги, послушайте сказку, которую я вам расскажу. Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно.
И вот однажды решили палочки поиграть в игру, которая называется «Назови число – найди палочку».
Педагог - белая обозначает число 1. Покажите. Красная? - число 2. Число 4 обозначает какая палочка?-бардовая. А какое число обозначает желтая палочка?-8. А черная?-10.
Педагог: А вы любите путешествовать? Тогда отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Молодцы, правильно отгадали загадку. Ну что ж, давайте подготовим свои поезда в путь-дорогу.
1.Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой из оранжевой. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине? (2 белых палочки)
2.Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трех красных. Какой поезд будет длиннее и насколько?
3.Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, коричневой и синей. Желтый вагончик стоит внутри, а коричневый – не является первым. В какой последовательности стоят вагоны?
4.А сейчас составьте поезд из пяти палочек – вагонов по порядку от самого длинного до самого короткого слева направо. Составить надо так, чтобы первым был зеленый вагончик, а последний – красный.
Сколько всего вагонов у поезда? Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон, какого цвета стоит третьим? Какой по порядку вагон находится между темно-зеленым и вишневым?
Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. Назовите по порядку длину вагонов справа налево.
Пронумеруйте вагоны своего поезда. В нашем поезде едут пассажиры - вот они (показать белую палочку). Сколько пассажиров в последнем вагоне? А сколько пассажиров поместится в третьем вагоне? Почему? А в каком по порядку вагоне едут три пассажира?
-И я составила поезд. Только пассажиры в нем животные: слон, корова, кошка, собака. В этом поезде едет и мышка, но она спряталась и ее не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с собакой и не со слоном ( с коровой).
2.
-Ну что ж, поехали. А в пути поиграем в "Вопросы и ответы". (творческие игровые задания и проблемные ситуации)
- Было числом 4, а стало числом 5. Как это произошло?;
- Где живет цифра 3? В днях недели, месяцах года, номерах домов, в дне рождения;
- «Этого было много, а стало мало. Что это может быть?» (снега было много, а стало мало — растаял, луж было много, стало мало – высохли, конфет было много, стало мало – съели);
- «Этого было мало, а стало много. Что это может быть?» (овощей в огороде было мало, а стало много — выросли, денег было мало, а стало много – заработали, рисунков было мало, а стало много – нарисовали).
3.
И попали мы в сказочную лесную страну. К маленьким жителям лесной полянки - насекомым.
"Под пенёчком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!"
В муравейнике живет много детей, веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются в большом лесу. Давайте поможем муравьишкам попасть домой. Игра "Муравьи".
Вопросы:
-По каким дорожкам могут ходить черные муравьишки? Как вы думаете? Почему? (только по черным дорожкам).
- А красные? ( только по красным дорожкам).
-Большие муравьи проходят через какие ворота, а маленькие?
Нашли муравьишки свой дом, а вот попасть туда они смогут лишь тогда, когда вы ответите на вопросы. У каждого из вас есть картинка. Вы должны сказать, чем похожа ваша картинка на муравья (сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их).
Ответ: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья;
комар-маленький, как муравей;
курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца;
гора- муравейник похож на гору;
стрекоза – как и муравей главный герой в басне И.Крылова «Стрекоза и муравей»;
дятел - как и муравей санитар леса;
медведь – сильный и коричневый как муравей.
4.
"По тонкой травинке ползёт гусеница -
Пушистая спинка, забавное рыльце.
Вот так и гуляет, ползёт деловито,
И травку глодает с большим аппетитом".
Посмотрите, гусеница приползла на полянку. А по какой дорожке она ползла вы покажите на своих логических дощечках. Вам поможет шнур-затейник (работаем по схеме, проговаривая: сначала ползла вверх, доползла до 4 колышка, повернула направо и т.д.)
По дороге гусеница заходила в гости. Посмотрите на этот дом. У него четыре окошка и в каждом окошке кто-то живет. Вот в гости к этим фигуркам и ходит гусеница: от одного жильца - к другому. но гусеница может ходить между окошками только прямо.
Задание: Возьмите карандаши и нарисуйте в свободной клетке на которую указывает стрелка, где гусеница побывала в гостях.
5.
«Восемь лапок, восемь глаз -
из угла гляжу на вас.
Для жужжащих на лету
сеть надежную плету.
Паутина легче пуха,
но крепка - спасенья нет.
Попадись комар иль муха -
угодите на обед».
А чтобы никто из насекомых не попался на обед пауку, мы должны выполнить задание.
Задание «Какие высказывания о фигурах этой картины истинны, какие – ложны».
1.Некоторые фигуры на чертеже треугольники – истинны.
2.Все фигуры треугольники – ложны.
3.На чертеже нет ни одного треугольника – ложны.
4.Ни одна фигура не является треугольником – ложны.
5.На чертеже есть треугольники – истинны.
6.Некоторые фигуры квадраты – истинны.
7.Все фигуры квадраты – ложны.
8.Каждая фигура является квадратом – ложны.
9.На чертеже нет ни одного квадрата – ложны.
10.Все фигуры многоугольники – ложны.
6.
«Ночь пришла, смотри:
О, чудо! Огоньки зажглись повсюду!»
Вечером везде зажигается свет. И в сказочной лесной стране зажигаются волшебные фонарики-светлячки. Все насекомые прячутся по своим домикам. Возьмите лист бумаги свернутый пополам и представьте мысленно: в домике, какой формы живут насекомые? Спрятались насекомые по своим домикам и нам пора возвращаться.
-Но вот болотце на пути,
Тут друзья нам не пройти.
Надо мост построить нам,
Чтоб проехали мы там.
Игра «Мост из геометрических фигур» (составление логической цепочки)
Правила построения моста записаны в таблице. Работаем парами. Располагаем свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост».
Путешествие подошло к концу.
К нам в гости прилетела пчелка. Мы с вами трудились и пчелка потрудилась. Она вас угощает ароматным медом.
Заключительное слово
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.
Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Выступление на педсовете. Развитие логическогомышления детей старшего дошкольноговозраста посредством логико-математических игр
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....
Мастер-класс для педагогов: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Актуальный раздел математического развития детей...