Влияние личностных типов детей на особенности развития общения.
консультация
В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (особенности психического развития и особенности общения со взрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).
Рассмотрим некоторые личностные типы детей, которые могут влиять на особенности развития общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние личностных типов детей на особенности развития общения.
В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (особенности психического развития и особенности общения со взрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).
Рассмотрим некоторые личностные типы детей, которые могут влиять на особенности развития общения (несмотря на то что классификация является не научной, а скорее бытовой, она достаточно ярко отражает некоторые особенности детей (из книги Г.А.Широкова «Школа общения для дошкольников»).
1. «Беспроблемный ребенок».
Дошкольник максимально удобен для взрослых; он не капризничает, делает только то, что велят, чаще, чем обычные дети, молчалив и спокоен, старается держаться только близких, составляющих привычный круг его общения. Такой ребенок не интересуется тем, каким он будет, не пытается строить планы. Единственно, что нужно, - вовремя накормить его, одеть и занять чем-нибудь. Картина идеальна - никакого шума, никаких хлопот! В семьях, где растут такие дети, взрослые почему-то не задумываются о последствиях такого поведения маленького ребенка. Другими словами, их не настораживает полное отсутствие инициативности, любопытства, баловства и шалостей, естественным образом характеризующих дошкольников. Такое развитие может самым плачевным образом повлиять на взрослую жизнь человечка, так как он не научен брать на себя ответственность, принимать решения; совершать моральные поступки в ситуации двойного выбора.
Если он останется один на один с человеком, как говорят, «нечистым на руку», но наделенным большим даром убеждения, какой выбор будет сделан?...Как помочь такому ребенку?
- Общаясь с ребенком, не давайте ему готовых ответов, предлагайте возможность выбрать, проявить собственные желания.
- Размышляйте, обсуждайте вместе с ним те или иные поступки и явления, задавайте вопросы «А ты как думаешь?», покажите, что вы заинтересованы его мнением.
- Выстраивайте временную жизненную перспективу для ребенка: «Когда ты вырастешь, произойдет то-то и то- то...» или «Ты обязательно сможешь это сделать, когда подрастешь».
- Давайте ребенку поручения, которые будут показывать ему, что именно от него зависит успех того или иного мероприятия, и т.д.
- Словесное поощрение и искренняя радость за успехи должны стать традиционным окончанием действий ребенка, не забывайте также о тактильном контакте с малышом, ваше нежное прикосновение и поглаживания лучше всяких слов скажут о ваших чувствах.
- Десять раз подумайте, прежде чем выбрать форму наказания для ребенка за неблаговидные поступки, ведь неосторожно вы можете одним махом перечеркнуть все свои усилия в развитии у ребенка смелости, настойчивости и чувства собственного достоинства.
2.«Светский львенок».
Суть существования такого ребенка - это общение. Он не может провести в одиночестве ни минуты. Он деятелен и активен, любит привлекать к себе внимание, причем для него не важно, каким образом. Он легко вызывает симпатию у окружающих, также легко может остаться на время с малознакомыми людьми. Участвуя в праздниках, он постоянно оказывается в центре внимания, умеет организовать их участников вокруг себя. Но постепенно становится трудно сдерживать его порывы и детскую непосредственность, переходящие границы, допустимые правилами приличия. В общении с ним чувствуется какая-то поверхностность, так как ребенок, к сожалению, не умеет истинно привязываться к близким, он лишь наслаждается их вниманием к своей персоне. В этом случае стоит задуматься над тем, что, ради того чтобы избежать одиночества, ребенок готов быть с кем угодно, а чтобы добиться своего, часто использует неадекватные способы. Что можно предпринять в таком случае?
- Попытайтесь найти истинное увлечение для ребенка, попробуйте разные виды деятельности.
- Развивайте в нем моральные качества, ненавязчиво раскрывайте палитру чувств человека, опираясь на свои и его переживания.
- Дайте ребенку возможность помочь по группе (дому), поощряйте его попытки сделать что-то самостоятельно.
- Исключительным наказанием для такого ребенка являются одиночество и изоляция, поэтому, когда есть определенная необходимость успокоить ребенка, оставьте его, дайте возможность подумать над своим поведением.
- Будьте последовательны: если вы изолировали ребенка, выдержите паузу и обязательно обсудите происшедшее с ребенком - он должен понять, что огорчил вас.
- Предоставьте в виде альтернативы общение с искусством и природой, ведь они доставляют не меньшее удовольствие, чем общение с людьми.
3.«Маленький гений».
Такой тип детей отличается опережающим развитием, выдающимися способностями. Они любознательны и пытливы. В общении предпочитают взрослых или старших детей. Легко вступая в контакт, ребенок быстро выделяет из окружения тех, кто более значим и имеет более высокий социальный статус. Поначалу испытывая истинное любопытство, постепенно ребенок убеждается в своей исключительности и начинает этим спекулировать, задавая взрослым вопросы только для того, чтобы завладеть их вниманием. Если родители или другие взрослые проявляют интерес к другим людям или занятиям, ребенок демонстрирует исключительную ревность. Отрицательной перспективой может стать развитие черствости и эгоизма, положительной - развитие творческого потенциала. Исправить ситуацию можно следующим образом:
- целенаправленно развивайте нравственные качества малыша, подкрепляя слова личным примером;
- избегайте ситуаций, дающих повод для ложной гордости и «выпячивания», помните, что каждый ребенок обладает теми или иными талантами, не перехваливайте ребёнка за то, что у него просто хорошо получается;
- не бойтесь показаться «незнайкой», деликатно переадресовывайте вопросы ребенка, стимулируйте его обращение к книгам и интернету;
- рассказывайте ребенку о своих чувствах, вызванных его поведением, как приятных, так и не очень;
- советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся его жизни, это даст повод ему оценить ваше дружеское отношение;
- создавайте ситуации, в которых ребенок будет отвечать за тот или иной участок работы, это научит его контролировать себя и поможет осознать ответственность за свои поступки.
4.«Угодник».
Дошкольник очень послушен и внимателен к словам взрослых, так как хочет угодить им, понимает, что лучше не создавать проблем окружающим. Главный мотив его деятельности и поведения в целом - это оценка окружающих взрослых. В некоторых ситуациях, когда между взрослыми, например, идут трения или конфликты, ребенок может вести себя демонстративно плохо, только бы понравиться значимому взрослому. Игра в клоуна может стать привычной и превратиться в стереотип поведения. С другой стороны, озабоченность мнением окружающих может стимулировать развитие лживости, неумения брать ответственность («что с дурака взять»). Другими словами, человек уже не руководит своим поведением, он не хочет или не может в силу сложившихся обстоятельств быть хозяином своей судьбы. Правило «быть, а не казаться» не относится к нему. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, пока есть такая возможность, необходимо:
- реально оценивать возможности и способности ребенка;
- хвалить и делать замечания; если ребенок заслужил своим поведением;
- поощрять самостоятельный выбор и инициативность ребенка, это будет способствовать развитию ответственности;
- следить за собственным поведением, исключить из обращения высказывания типа «что скажут...»;
- устраивать «минутки непослушания»;
- поддерживать ребенка в его позитивных начинаниях, и даже если он вас огорчает, рассказывайте ему о своих чувствах (помните, что это не ребенок плохой, а его поведение).
5.«Нехочуха».
Активно проявляемое упрямство, вызывающее у взрослых приступы раздражения, у такого малыша часто скрывает его тревожность. Пока привычный уклад не нарушится какими-нибудь препятствиями - все замечательно, а сам ребенок - это воплощение родительской мечты. Но как только ситуация потребует приложения усилий, начинается нечто невообразимое. Обычно такие проблемы чаще возникают у «кесарят», избежавших родовой стресс. Помогите ребенку измениться:
вселите малышу веру в свои силы, помогите научиться преодолевать трудности, встречающиеся в нашей жизни;
- если малыш раздражает вас тем, что ему приходится много раз объяснять, как надо себя вести и что предпринять в той или иной ситуации, начните сочинять сказки, в которых в аллегорической форме проиграете вместе трудности ребенка;
- будьте готовы спокойно отреагировать на неожиданные вспышки упрямства, помните, что это защитная реакция;
- не настаивайте категорически на своем, отложите «разбор полета»; предложить ребенку вернуться к неудавшемуся делу можно будет после того, как ребенок успокоится;
- поддерживайте его даже в небольших успехах;
- не занимайтесь морализаторством, лучше ненавязчиво предложите несколько выходов из ситуации, а выбор пусть сделает сам ребенок.
6.«Манипулятор».
Можно с полной уверенностью утверждать, что в этих детях развивается большой актерский талант. Их главные учителя - мы, взрослые. Но от истинного таланта их отделяет один факт - они осознанно используют актерство для личной выгоды.
Спектр средств достаточно широк: уговоры, угрозы, обещания, давление на жалость. Такие приемы используются и взрослыми с воспитательной целью. Но все может измениться, если человек с помощью этих средств начинает удовлетворять свои эгоистические желания. Только нельзя путать центрацию младенца на собственной персоне, на собственных телодвижениях и эгоизм, формирующийся к трем годам. Формированию эгоизма способствуют два фактора семейной жизни - гиперопека и связанная с ней центрированность семьи на желаниях и потребностях ребенка в ущерб своим. Навязчивое внимание взрослых предупредительно убирает с жизненной дороги малыша все маломальские препятствия, не позволяя ему действовать самостоятельно. Постепенно ребенок понимает, что может управлять взрослыми. Часто он использует «удары ниже пояса» - ссылку на беспомощность или болезнь. И взрослому становится понятно, что он вовлечен в игру, в которой не он является победителем. Что делать?
- не включайтесь в торг «Еще минуточку...»;
- твердо следуйте своим словам, обязательно объяснив, почему именно так вы действуете;
- почувствовав, что вами манипулируют, остановите ситуацию, скажите ребенку что вы его любите, но управлять собой не позволите (естественно, выбирайте доступные для понимания фразы);
- если позволяет возраст ребенка, переведите разговор в деловое русло, заверьте ребенка, что вы ему поможете.
7.«Скандалист».
К сожалению, времена, когда авторитет взрослых, родителей был непререкаем, остались в прошлом. Современная жизнь под девизом демократии в некоторых случаях становится поводом для борьбы за власть, в том числе и в семьях. А дети являются равноправными в этой борьбе. Распространенными способами отстаивания своей позиции часто являются крик, топот, бросание вещей и все, что сопровождает некрасивые
ситуации, называемые скандалами. Их кредо - «Уступите, а то будет хуже!». Ситуация морально тяжёлая, но не безнадёжная. Естественно, прискорбно, что стиль воспитания способствовал развитию у ребенка подобных наклонностей. Но, как говорится, «дорогу осилит идущий»! Итак:
- как это ни тяжело, надо стараться сохранять спокойствие, это ваш главный козырь в борьбе с тиранией: выслушивайте без паники, не повышайте голос, молчите без угрозы;
- после того как ребенок успокоится, обязательно разберитесь, что послужило поводом для скандала, проанализируйте, может быть, вы были слишком категоричны и не стоило так настаивать на своей правоте;
- откажитесь от противостояния, истинно любящие люди не должны меряться силами;
- поддержите ребенка, заметив, что скандал готов разразиться, переключите его, отвлеките срочным делом, неожиданным вопросом или действием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-320707-1382545060.jpg)
Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"
Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-671328-1444746182.jpg)
Консультация для воспитателей по теме «Особенности развития общения дошкольного возраста»
Общение это прежде всего умение устанавливать контакт людей между собой, вступать в разговор. Умение общаться это очень сложный процесс, который закладывается с детства. В настоящее время дети в основ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372610-1387820434.jpg)
Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у детей с задержкой психического развития»
1.Введение.Человек общается на протяжении всей жизни. Благодаря общению маленький человек познает мир, развивает, выстраивает свой жизненный путь. Общение позволяет ему набираться опыта, получать инфо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1079780-1541699399.jpg)
Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"
О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-1393826-1647268664.jpg)
Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».
Для детей с задержкой психического развития общение со взрослым является одним из важнейших факторов, необходимых для достижения соответствующего возрасту уровня развития. Общение для детей с ЗПР еще ...
Особенности развития общения детей раннего возраста со сверстниками.
Взаимодействие малышей друг с другом....
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/29/picture-1529506-1722279699.jpg)
Особенности развития общения детей дошкольного возраста
Особенности развития общения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития...