Влияние личностных типов детей на особенности развития общения.
консультация

Кудрявцева Анна Игоревна

   В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (особенности психического развития и особенности общения со взрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).

Рассмотрим некоторые личностные типы детей, которые могут влиять на особенности развития общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние личностных типов детей на особенности развития общения.

   

   В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (особенности психического развития и особенности общения со взрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).

Рассмотрим некоторые личностные типы детей, которые могут влиять на особенности развития общения (несмотря на то что классификация является не научной, а скорее бытовой, она достаточно ярко отражает некоторые особенности детей (из книги Г.А.Широкова «Школа общения для дошкольников»).

1. «Беспроблемный ребенок».

Дошкольник максимально удобен для взрослых; он не капризничает, делает только то, что велят, чаще, чем обычные дети, молчалив и спокоен, старается держаться только близких, составляющих привычный круг его общения. Такой ребенок не интересуется тем, каким он будет, не пытается строить планы. Единственно, что нужно, - вовремя накормить его, одеть и занять чем-нибудь. Картина идеальна - никакого шума, никаких хлопот! В семьях, где растут такие дети, взрослые почему-то не задумываются о последствиях такого поведения маленького ребенка. Другими словами, их не настораживает полное отсутствие инициативности, любопытства, баловства и шалостей, естественным образом характеризующих дошкольников. Такое развитие может самым плачевным образом повлиять на взрослую жизнь человечка, так как он не научен брать на себя ответственность, принимать решения; совершать моральные поступки в ситуации двойного выбора.

Если он останется один на один с человеком, как говорят, «нечистым на  руку», но наделенным большим даром убеждения, какой выбор будет сделан?...Как помочь такому ребенку?

  • Общаясь с ребенком, не давайте ему готовых ответов, предлагайте возможность выбрать, проявить собственные желания.
  • Размышляйте, обсуждайте вместе с ним те или иные поступки и явления, задавайте вопросы «А ты как думаешь?», покажите, что вы заинтересованы его мнением.
  • Выстраивайте временную жизненную перспективу для ребенка: «Когда ты вырастешь, произойдет то-то и то- то...» или «Ты обязательно сможешь это сделать, когда подрастешь».
  • Давайте ребенку поручения, которые будут показывать ему, что именно от него зависит успех того или иного мероприятия, и т.д.
  • Словесное поощрение и искренняя радость за успехи должны стать традиционным окончанием действий ребенка, не забывайте также о тактильном контакте с малышом, ваше нежное прикосновение и поглаживания лучше всяких слов скажут о ваших чувствах.
  • Десять раз подумайте, прежде чем выбрать форму наказания для ребенка за неблаговидные поступки, ведь неосторожно вы можете одним махом перечеркнуть все свои усилия в развитии у ребенка смелости, настойчивости и чувства собственного достоинства.

2.«Светский львенок».

Суть существования такого ребенка - это общение. Он не может провести в одиночестве ни минуты. Он деятелен и активен, любит привлекать к себе внимание, причем для него не важно, каким образом. Он легко вызывает симпатию у окружающих, также легко может остаться на время с малознакомыми людьми. Участвуя в праздниках, он постоянно оказывается в центре внимания, умеет организовать их участников вокруг себя. Но постепенно становится трудно сдерживать его порывы и детскую непосредственность, переходящие границы, допустимые правилами приличия. В общении с ним чувствуется какая-то поверхностность, так как ребенок, к сожалению, не умеет истинно привязываться к близким, он лишь наслаждается их вниманием к своей персоне. В этом случае стоит задуматься над тем, что, ради того чтобы избежать одиночества, ребенок готов быть с кем угодно, а чтобы добиться своего, часто использует неадекватные способы. Что можно предпринять в таком случае?

  • Попытайтесь найти истинное увлечение для ребенка, попробуйте разные виды деятельности.
  • Развивайте в нем моральные качества, ненавязчиво раскрывайте палитру чувств человека, опираясь на свои и его переживания.
  • Дайте ребенку возможность помочь по группе (дому), поощряйте его попытки сделать что-то самостоятельно.
  • Исключительным наказанием для такого ребенка являются одиночество и изоляция, поэтому, когда есть определенная необходимость успокоить ребенка, оставьте его, дайте возможность подумать над своим поведением.
  • Будьте последовательны: если вы изолировали ребенка, выдержите паузу и обязательно обсудите происшедшее с ребенком - он должен понять, что огорчил вас.
  • Предоставьте в виде альтернативы общение с искусством и природой, ведь они доставляют не меньшее удовольствие, чем общение с людьми.

3.«Маленький гений».

Такой тип детей отличается опережающим развитием, выдающимися способностями. Они любознательны и пытливы. В общении предпочитают взрослых или старших детей. Легко вступая в контакт, ребенок быстро выделяет из окружения тех, кто более значим и имеет более высокий социальный статус. Поначалу испытывая истинное любопытство, постепенно ребенок убеждается в своей исключительности и начинает этим спекулировать, задавая взрослым вопросы только для того, чтобы завладеть их вниманием. Если родители или другие взрослые проявляют интерес к другим людям или занятиям, ребенок демонстрирует исключительную ревность. Отрицательной перспективой может стать развитие черствости и эгоизма, положительной - развитие творческого потенциала. Исправить ситуацию можно следующим образом:

  • целенаправленно развивайте нравственные качества малыша, подкрепляя слова личным примером;
  • избегайте ситуаций, дающих повод для ложной гордости и «выпячивания», помните, что каждый ребенок обладает теми или иными талантами, не перехваливайте ребёнка за то, что у него просто хорошо получается;
  • не бойтесь показаться «незнайкой», деликатно переадресовывайте вопросы ребенка, стимулируйте его обращение к книгам и интернету;
  • рассказывайте ребенку о своих чувствах, вызванных его поведением, как приятных, так и не очень;
  • советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся его жизни, это даст повод ему оценить ваше дружеское отношение;
  • создавайте ситуации, в которых ребенок будет отвечать за тот или иной участок работы, это научит его контролировать себя и поможет осознать ответственность за свои поступки.

4.«Угодник».

Дошкольник очень послушен и внимателен к словам взрослых, так как хочет угодить им, понимает, что лучше не создавать проблем окружающим. Главный мотив его деятельности и поведения в целом - это оценка окружающих взрослых. В некоторых ситуациях, когда между взрослыми, например, идут трения или конфликты, ребенок может вести себя демонстративно плохо, только бы понравиться значимому взрослому. Игра в клоуна может стать привычной и превратиться в стереотип поведения. С другой стороны, озабоченность мнением окружающих может стимулировать развитие лживости, неумения брать ответственность («что с дурака взять»). Другими словами, человек уже не руководит своим поведением, он не хочет или не может в силу сложившихся обстоятельств быть хозяином своей судьбы. Правило «быть, а не казаться» не относится к нему. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, пока есть такая возможность, необходимо:

  • реально оценивать возможности и способности ребенка;
  • хвалить и делать замечания; если ребенок заслужил своим поведением;
  • поощрять самостоятельный выбор и инициативность ребенка, это будет способствовать развитию ответственности;
  • следить за собственным поведением, исключить из обращения высказывания типа «что скажут...»;
  • устраивать «минутки непослушания»;
  • поддерживать ребенка в его позитивных начинаниях, и даже если он вас огорчает, рассказывайте ему о своих чувствах (помните, что это не ребенок плохой, а его поведение).

5.«Нехочуха».

 Активно проявляемое упрямство, вызывающее у взрослых приступы раздражения, у такого малыша часто скрывает его тревожность. Пока привычный уклад не нарушится какими-нибудь препятствиями - все замечательно, а сам ребенок - это воплощение родительской мечты. Но как только ситуация потребует приложения усилий, начинается нечто невообразимое. Обычно такие проблемы чаще возникают у «кесарят», избежавших родовой стресс. Помогите ребенку измениться:

вселите малышу веру в свои силы, помогите научиться преодолевать трудности, встречающиеся в нашей жизни;

  • если малыш раздражает вас тем, что ему приходится много раз объяснять, как надо себя вести и что предпринять в той или иной ситуации, начните сочинять сказки, в которых в аллегорической форме проиграете вместе трудности ребенка;
  • будьте готовы спокойно отреагировать на неожиданные вспышки упрямства, помните, что это защитная реакция;
  • не настаивайте категорически на своем, отложите «разбор полета»; предложить ребенку вернуться к неудавшемуся делу можно будет после того, как ребенок успокоится;
  • поддерживайте его даже в небольших успехах;
  • не занимайтесь морализаторством, лучше ненавязчиво предложите несколько выходов из ситуации, а выбор пусть сделает сам ребенок.

6.«Манипулятор».

Можно с полной уверенностью утверждать, что в этих детях развивается большой актерский талант. Их главные учителя - мы, взрослые. Но от истинного таланта их отделяет один факт - они осознанно используют актерство для личной выгоды.

Спектр средств достаточно широк: уговоры, угрозы, обещания, давление на жалость. Такие приемы используются и взрослыми с воспитательной целью. Но все может измениться, если человек с помощью этих средств начинает удовлетворять свои эгоистические желания. Только нельзя путать центрацию младенца на собственной персоне, на собственных телодвижениях и эгоизм, формирующийся к трем годам. Формированию эгоизма способствуют два фактора семейной жизни - гиперопека и связанная с ней центрированность семьи на желаниях и потребностях ребенка в ущерб своим. Навязчивое внимание взрослых предупредительно убирает с жизненной дороги малыша все маломальские препятствия, не позволяя ему действовать самостоятельно. Постепенно ребенок понимает, что может управлять взрослыми. Часто он использует «удары ниже пояса» - ссылку на беспомощность или болезнь. И взрослому становится понятно, что он вовлечен в игру, в которой не он является победителем. Что делать? 

  • не включайтесь в торг «Еще минуточку...»;
  • твердо следуйте своим словам, обязательно объяснив, почему именно так вы действуете;
  • почувствовав, что вами манипулируют, остановите ситуацию, скажите ребенку что вы его любите, но управлять собой не позволите (естественно, выбирайте доступные для понимания фразы);
  • если позволяет возраст ребенка, переведите разговор в деловое русло, заверьте ребенка, что вы ему поможете.

7.«Скандалист».

К сожалению, времена, когда авторитет взрослых, родителей был непререкаем, остались в прошлом. Современная жизнь под девизом демократии в некоторых случаях становится поводом для борьбы за власть, в том числе и в семьях. А дети являются равноправными в этой борьбе. Распространенными способами отстаивания своей позиции часто являются крик, топот, бросание вещей и все, что сопровождает некрасивые

ситуации, называемые скандалами. Их кредо - «Уступите, а то будет хуже!». Ситуация морально тяжёлая, но не безнадёжная. Естественно, прискорбно, что стиль воспитания способствовал развитию у ребенка подобных наклонностей. Но, как говорится, «дорогу осилит идущий»! Итак:

  • как это ни тяжело, надо стараться сохранять спокойствие, это ваш главный козырь в борьбе с тиранией: выслушивайте без паники, не повышайте голос, молчите без угрозы;
  • после того как ребенок успокоится, обязательно разберитесь, что послужило поводом для скандала, проанализируйте, может быть, вы были слишком категоричны и не стоило так настаивать на своей правоте;
  • откажитесь от противостояния, истинно любящие люди не должны меряться силами;
  • поддержите ребенка, заметив, что скандал готов разразиться, переключите его, отвлеките срочным делом, неожиданным вопросом или действием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"...

Консультация для воспитателей по теме «Особенности развития общения дошкольного возраста»

Общение это прежде всего умение устанавливать контакт людей между собой, вступать в разговор. Умение общаться это очень сложный процесс, который закладывается с детства. В настоящее время дети в основ...

Статья на тему: «Особенности развития общения со взрослыми у детей с задержкой психического развития»

1.Введение.Человек общается на протяжении всей жизни. Благодаря общению маленький человек познает мир, развивает, выстраивает свой жизненный путь. Общение позволяет ему набираться опыта, получать инфо...

Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"

О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...

Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».

Для детей с задержкой психического развития общение со взрослым является одним из важнейших факторов, необходимых для достижения соответствующего возрасту уровня развития. Общение для детей с ЗПР еще ...

Особенности развития общения детей дошкольного возраста

                           Особенности развития общения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития...