Особенности развития общения детей дошкольного возраста
занимательные факты (средняя группа)

Ирина Алексеевна Малюкова

                             Особенности развития общения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития

Общение один из важнейших фактов общего психического развития малыша. Только в контакте с другими людьми ребенок усваивает общественно-исторический опыт человечества. Общение, как и другие виды деятельности, имеет мотивы, предмет, средства, содержание и результат. В процессе общения складываются субъект-субъектные отношения, которые отражают активность каждого из участников и восприятие партнером отношения к себе. Продуктом общения является образ другого человека или образ самого себя, на основе чего происходит регуляция деятельности. Средства общения можно разделить на две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические и предметные). В процессе общения вербальные средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о партнере по общению. В процессе общения социально-перцептивная сторона отражает восприятие и понимание другого человека; интерактивная сторона определяет межличностноевзаимодействие; коммуникативная сторона включает возможность и способы передачи информации.

 

В дошкольном возрасте общение осуществляется со взрослыми и сверстниками, т.к. ребенку для получения сведений об окружающей действительности необходимы посредники и соучастники. В работах М.И.Лисиной выделено четыре формы общения ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная).

Характеристику формы общения определяют: время возникновения формы общения; место, которое она занимает в жизни ребенка; содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; ведущие мотивы; основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

В онтогенезе стуативно-личностное общение является ведущим у детей до шести месяцев жизни. Оно обуславливает адаптацию ребенка к обстоятельствам жизни и влияет на его выживаемость. Малыш использует различные невербальные способы установления контакта, вокализация и оживление помогают его удерживать. Мотив общения личный, а содержанием является стремление установления доброжелательного отношения и внимания.

Примерно с шести-семи месяцев у ребенка начинает появляться ситуативно-деловое общение, которое развивается в ходе совместной деятельности со взрослым. Ребенку уже не достаточно доброжелательного отношения, на первый план постепенно выступают деловые мотивы. Экспрессивно-мимические средства общения дополняются предметными. Дети переходят от манипуляций к предметным действиям. Ситуативно-деловая форма общения помогает ребенку присвоить опыт предметно-практической деятельности на основе сотрудничества со взрослым. В онтогенезе оно сохраняется до трех лет.

У детей с интеллектуальной недостаточностью уже в младенческом возрасте отмечаются особенности в общении со взрослым. Долгое время у ребенка не появляется интерес к взрослому человеку. Комплекс оживления «опаздывает», поэтому у родителей часто складывается впечатление, что ребенок к ним безразличен. Проявления ситуативно-личностного общения М.И.Лисина связывает с появлением улыбки на присутствие взрослого, у детей с нарушениями интеллекта данный вид общения остается ведущим первый, второй и частично третий год жизни.

 

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие предметно-практической деятельности как ведущей отстает по времени формирования от нормально развивающихся сверстников. Обслуживающее данный вид деятельности деловое общение так же не формируется в раннем возрасте. В младшем дошкольном возрасте при организации коррекционно-развивающей работы ситуативно-деловое общение начинает формироваться и занимает ведущее место во взаимодействии со взрослым. Однако в его формировании присутствуют особенности: ребенок пользуется в основном невербальными средствами общения, интерес к предметам не устойчив, поэтому время общения со взрослым не достаточно длительно. Общая эмоциональная обедненность большинства таких детей определяет значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечается не сформированность социальной направленности и ведущих личностных новообразований.

Эмоциональное общение ребенка с нарушением интеллекта со взрослым не получает должного развития в раннем детстве, чаще всего оно как бы вытесняется ситуативно-деловым, направленным на обучение конкретным предметным и предметно-игровым действиям. Характерно в этом отношении увлечение родителей и педагогов дидактической игрой при игнорировании отобразительных сюжетных игр. Этому немало способствует и своеобразная мода на стимулирующее развитие, так называемые «развивающие игры», предполагающие своеобразную тренировку ребенка в решении конкретных, чаще всего сенсорных задач.

В онтогенезе у младших дошкольников возникает внеситуативно-познавательное общение. Путь понимания явлений, знакомство со свойствами предметов лежит через общение со взрослыми. Развитие познавательной активности, любознательности выражается в том, что ребенок начинает задавать множество вопросов об окружающей действительности Ведущим становится познавательный мотив, а взрослый рассматривается как эрудит, способный ответить на любой вопрос, сообщить нужную информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный, творческий характер, возможно обсуждение ситуаций не связанных с конкретной. Речь становится главным средством общения, которая позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. Активное развитие наглядно-образного мышления позволяет формироваться игре, а возможности внеситуативно-познавательного общения позволяют ребенку приобрести знания о взаимосвязи предметов в мире.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью формируются только элементы внеситуативно-познавательного общения. Отсутствие или недостаток познавательной активности приводит к тому, что вопросызадаются крайне редко. Активность в общении проявляет взрослый, стимулируя ребенка к взаимодействию. Недостаточное развитие образного мышления и речи не позволяет освоить дошкольнику с интеллектуальной недостаточностью средства (внеречевые и речевые) общения и возможность их использования.

 

К концу дошкольного возраста в онтогенезе развивается внеситуативно-личностное общение. Главным мотивом общения становится личностный. Ребенок приобретает знания о жизни взрослых, которые позволяют воссоздать полный образ человека. В разговорах преобладают разговоры о жизни, работе взрослых, об их взаимодействиях. Потребность не просто в доброжелательном отношении, а в сопереживании и взаимопонимании. Совпадение позиции ребенка с позицией взрослого рассматривается им как доказательство собственной правоты.

О.П.Гаврилушкина, анализируя исследования в области формирования коммуникации у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, отмечает, что у них присутствует недоразвитие всех компонентов коммуникативной деятельности (мотивационных, ориентировочных, операционно-технических и контрольно-целевых).

Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения со взрослым. Контакты с другими детьми отличаются большей эмоциональностью, отсутствием четких правил и норм. В общении со сверстниками дети более раскованы, проявляют творчество и фантазию. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать партнера. На протяжении дошкольного возраста в онтогенезе развиваются три формы общения со сверстниками. К двум годам складывается первая форма общения– эмоционально-практическая. Детей привлекает сам процесс совместных действий. Именно в процессе заключается цель деятельности, арезультат ее не важен. Общение с товарищами сводится к отдельным контактам, остальное время дети играют одни. В установлении контактов используются невербальные средства чаще, чем вербальные.

В возрасте от четырех до пяти с половиной лет наблюдается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Дети пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовывать свои действия для достижения цели, у них ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательности, непримиримости в оценке товарищей. Дошкольники постоянно спрашивают об успехах своих товарищей и требуют признания собственных достижений. Потребность к общению составляет стремление к признанию и уважению. Дети используют разнообразные средства общения, но речь все же используется детьми ситуативно.

Тенденция к формированию внеситуативно-деловой формы общения наблюдается у детей шести– семи лет. Главным средством общения является речь. Дети беседуют на познавательные и личные темы. Развитие данной формы общения связано с необходимостью договариваться, заранее планировать свою деятельность. Все чаще появляются мотивы, определяющие направленность на сотрудничество с товарищами.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью общение со сверстниками имеет существенные особенности. До определенного возраста ребенок не выделяет сверстника как объект для взаимодействия, и относится к нему как к неодушевленному предмету, не может играть с ним рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Интересы сверстника полностью игнорируются, малыш замечает его только тогда, когда начинает мешать. Затем, ребенок с интеллектуальной недостаточностью начинает сравнивать себя со сверстником. Сравнение очень субъективно, только в свою пользу. Ребенок ждет от сверстника одобрения и похвалы, но сам дает достаточно суровую оценку. Конфликты могут возникать по малейшему поводу. К концу дошкольного возраста у детей при правильно организованной воспитательной работе начинают складываться простые отношения с другими детьми. Дети выражают симпатии, пытаются подражать, организуют совместную деятельность, но общение продолжает носить ситуативно-деловую форму. Преобладают невербальные средства общения, речь используется ситуативно.

Подводя итоги вышеизложенному, можно говорить о том, чтотенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Однако в дошкольном возрасте ребенок с интеллектуальной недостаточностью без специальной коррекционной работы минует два важных этапа: развитие предметных действий и развитие общения с другими. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии их высших психических функций мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Некоторые нарушения: отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонения в развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие нарушения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены. Без целенаправленного коррекционного воздействия дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными формами поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности развития общения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития

Общение один из важнейших фактов общего психического развития малыша. Только в контакте с другими людьми ребенок усваивает общественно-исторический опыт человечества. Общение, как и другие виды деятельности, имеет мотивы, предмет, средства, содержание и результат. В процессе общения складываются субъект-субъектные отношения, которые отражают активность каждого из участников и восприятие партнером отношения к себе. Продуктом общения является образ другого человека или образ самого себя, на основе чего происходит регуляция деятельности. Средства общения можно разделить на две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические и предметные). В процессе общения вербальные средства подкрепляются невербальными, которые дают дополнительную информацию о партнере по общению. В процессе общения социально-перцептивная сторона отражает восприятие и понимание другого человека; интерактивная сторона определяет межличностноевзаимодействие; коммуникативная сторона включает возможность и способы передачи информации.

В дошкольном возрасте общение осуществляется со взрослыми и сверстниками, т.к. ребенку для получения сведений об окружающей действительности необходимы посредники и соучастники. В работах М.И.Лисиной выделено четыре формы общения ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная).

Характеристику формы общения определяют: время возникновения формы общения; место, которое она занимает в жизни ребенка; содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; ведущие мотивы; основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

В онтогенезе стуативно-личностное общение является ведущим у детей до шести месяцев жизни. Оно обуславливает адаптацию ребенка к обстоятельствам жизни и влияет на его выживаемость. Малыш использует различные невербальные способы установления контакта, вокализация и оживление помогают его удерживать. Мотив общения личный, а содержанием является стремление установления доброжелательного отношения и внимания.

Примерно с шести-семи месяцев у ребенка начинает появляться ситуативно-деловое общение, которое развивается в ходе совместной деятельности со взрослым. Ребенку уже не достаточно доброжелательного отношения, на первый план постепенно выступают деловые мотивы. Экспрессивно-мимические средства общения дополняются предметными. Дети переходят от манипуляций к предметным действиям. Ситуативно-деловая форма общения помогает ребенку присвоить опыт предметно-практической деятельности на основе сотрудничества со взрослым. В онтогенезе оно сохраняется до трех лет.

У детей с интеллектуальной недостаточностью уже в младенческом возрасте отмечаются особенности в общении со взрослым. Долгое время у ребенка не появляется интерес к взрослому человеку. Комплекс оживления «опаздывает», поэтому у родителей часто складывается впечатление, что ребенок к ним безразличен. Проявления ситуативно-личностного общения М.И.Лисина связывает с появлением улыбки на присутствие взрослого, у детей с нарушениями интеллекта данный вид общения остается ведущим первый, второй и частично третий год жизни.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие предметно-практической деятельности как ведущей отстает по времени формирования от нормально развивающихся сверстников. Обслуживающее данный вид деятельности деловое общение так же не формируется в раннем возрасте. В младшем дошкольном возрасте при организации коррекционно-развивающей работы ситуативно-деловое общение начинает формироваться и занимает ведущее место во взаимодействии со взрослым. Однако в его формировании присутствуют особенности: ребенок пользуется в основном невербальными средствами общения, интерес к предметам не устойчив, поэтому время общения со взрослым не достаточно длительно. Общая эмоциональная обедненность большинства таких детей определяет значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечается не сформированность социальной направленности и ведущих личностных новообразований.

Эмоциональное общение ребенка с нарушением интеллекта со взрослым не получает должного развития в раннем детстве, чаще всего оно как бы вытесняется ситуативно-деловым, направленным на обучение конкретным предметным и предметно-игровым действиям. Характерно в этом отношении увлечение родителей и педагогов дидактической игрой при игнорировании отобразительных сюжетных игр. Этому немало способствует и своеобразная мода на стимулирующее развитие, так называемые «развивающие игры», предполагающие своеобразную тренировку ребенка в решении конкретных, чаще всего сенсорных задач.

В онтогенезе у младших дошкольников возникает внеситуативно-познавательное общение. Путь понимания явлений, знакомство со свойствами предметов лежит через общение со взрослыми. Развитие познавательной активности, любознательности выражается в том, что ребенок начинает задавать множество вопросов об окружающей действительности Ведущим становится познавательный мотив, а взрослый рассматривается как эрудит, способный ответить на любой вопрос, сообщить нужную информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный, творческий характер, возможно обсуждение ситуаций не связанных с конкретной. Речь становится главным средством общения, которая позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. Активное развитие наглядно-образного мышления позволяет формироваться игре, а возможности внеситуативно-познавательного общения позволяют ребенку приобрести знания о взаимосвязи предметов в мире.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью формируются только элементы внеситуативно-познавательного общения. Отсутствие или недостаток познавательной активности приводит к тому, что вопросызадаются крайне редко. Активность в общении проявляет взрослый, стимулируя ребенка к взаимодействию. Недостаточное развитие образного мышления и речи не позволяет освоить дошкольнику с интеллектуальной недостаточностью средства (внеречевые и речевые) общения и возможность их использования.

К концу дошкольного возраста в онтогенезе развивается внеситуативно-личностное общение. Главным мотивом общения становится личностный. Ребенок приобретает знания о жизни взрослых, которые позволяют воссоздать полный образ человека. В разговорах преобладают разговоры о жизни, работе взрослых, об их взаимодействиях. Потребность не просто в доброжелательном отношении, а в сопереживании и взаимопонимании. Совпадение позиции ребенка с позицией взрослого рассматривается им как доказательство собственной правоты.

О.П.Гаврилушкина, анализируя исследования в области формирования коммуникации у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, отмечает, что у них присутствует недоразвитие всех компонентов коммуникативной деятельности (мотивационных, ориентировочных, операционно-технических и контрольно-целевых).

Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения со взрослым. Контакты с другими детьми отличаются большей эмоциональностью, отсутствием четких правил и норм. В общении со сверстниками дети более раскованы, проявляют творчество и фантазию. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать партнера. На протяжении дошкольного возраста в онтогенезе развиваются три формы общения со сверстниками. К двум годам складывается первая форма общения– эмоционально-практическая. Детей привлекает сам процесс совместных действий. Именно в процессе заключается цель деятельности, арезультат ее не важен. Общение с товарищами сводится к отдельным контактам, остальное время дети играют одни. В установлении контактов используются невербальные средства чаще, чем вербальные.

В возрасте от четырех до пяти с половиной лет наблюдается ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Дети пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовывать свои действия для достижения цели, у них ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательности, непримиримости в оценке товарищей. Дошкольники постоянно спрашивают об успехах своих товарищей и требуют признания собственных достижений. Потребность к общению составляет стремление к признанию и уважению. Дети используют разнообразные средства общения, но речь все же используется детьми ситуативно.

Тенденция к формированию внеситуативно-деловой формы общения наблюдается у детей шести– семи лет. Главным средством общения является речь. Дети беседуют на познавательные и личные темы. Развитие данной формы общения связано с необходимостью договариваться, заранее планировать свою деятельность. Все чаще появляются мотивы, определяющие направленность на сотрудничество с товарищами.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью общение со сверстниками имеет существенные особенности. До определенного возраста ребенок не выделяет сверстника как объект для взаимодействия, и относится к нему как к неодушевленному предмету, не может играть с ним рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Интересы сверстника полностью игнорируются, малыш замечает его только тогда, когда начинает мешать. Затем, ребенок с интеллектуальной недостаточностью начинает сравнивать себя со сверстником. Сравнение очень субъективно, только в свою пользу. Ребенок ждет от сверстника одобрения и похвалы, но сам дает достаточно суровую оценку. Конфликты могут возникать по малейшему поводу. К концу дошкольного возраста у детей при правильно организованной воспитательной работе начинают складываться простые отношения с другими детьми. Дети выражают симпатии, пытаются подражать, организуют совместную деятельность, но общение продолжает носить ситуативно-деловую форму. Преобладают невербальные средства общения, речь используется ситуативно.

Подводя итоги вышеизложенному, можно говорить о том, чтотенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Однако в дошкольном возрасте ребенок с интеллектуальной недостаточностью без специальной коррекционной работы минует два важных этапа: развитие предметных действий и развитие общения с другими. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии их высших психических функций мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Некоторые нарушения: отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонения в развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие нарушения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены. Без целенаправленного коррекционного воздействия дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными формами поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"

О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

В данной статье рассматриваются особенности реализации образовательных задач по речевому развитию у дошкольников в контексте современных требований. Современный ребёнок – это житель XXI века, на...

Развитие общения детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

В статье рассматривается проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками; обосновывается её актуальность в свете современных тенденций развития общества, требований образовательного станда...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками . Студент КГА ПОУ ДИТК

Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников.Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стр...