«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка

Ревякина Светлана Сергеевна

Выступление к презентации на муниципальном семинаре для педагогов ДОУ на тему «Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_prezentatsii.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые гости.

 Сегодня мы отправимся в необычное путешествие - в мир природы.

(Звучит красивая музыка)

Экологический тренинг (под звуки леса)

Предлагаю погрузиться в приятные воспоминания о природе. Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Над вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! А теперь откройте глаза. Вы попали в мир природы…

Поднимите руку, кому интересна тема экологии и природы.

Поднимите руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.

Поднимите, кто помогает птицам. Что вы для этого делаете? Молодцы!

А кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? (Давайте поаплодируем себе)

А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!

А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

Поднимите руку, кто себя считает культурным человеком.

- О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.

Как говорил К.Д. Ушинский «Только личность может воспитать личность!», ведь мы, педагоги, являемся культурными носителями для своих воспитанников.

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной системе, то особенно важно именно в этот возрастной период уделить внимание эмоциональной составляющей.

Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования.

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ,

Экологизация развивающей предметной среды должна создавать условия для:

познавательного развития ребенка: экспериментирования с природным материалом, наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиления интереса к явлениям природы;

эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира);

оздоровления ребенка (грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для ежедневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания беречь природу,воспитание чувства ответственности за сохранение природы);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.

Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь.

Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности, существующие в природе. Освоение детьми экологических понятий происходит не только на занятиях и прогулках. Организуются беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, дидактические игры по инициативе детей. Эти, уже ставшие традиционными формы, хорошо зарекомендовали себя.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания наши педагоги в своей педагогической деятельности применяют и инновационные формы, и методы. Приведу примеры…

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как Получение писем-жалобот жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, самостоятельно решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу.

Еще один - Экологическая сказка.

Экологические сказки предназначены для детей любого возраста, но часто их изучают уже в старшем школьном периоде. Они предназначены для более легкого игрового восприятия важных глобальных проблем окружающей среды. Подобный вид изучения материала дает возможность прочувствовать проблему и присоединиться к ее изучению.

Метод - Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) как нетрадиционная форма обучения детей, это принятия на себя роли действующего в ней персонажа.сказочного героя.Такая форма используется педагогами для развития полноценного игрового общения.

Диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах - "секретные" (дети"один на один"общаются с природой) или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву).

      Метод проектно-исследовательской деятельности  позволяет педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

А вот использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников помогает разнообразить подачу материала, вывести этот вид деятельности на новый, качественно более высокий уровень.

Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения, таких как:

- Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

 - Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

 - Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

 - Медиа занятия, которые проводятся в групповой комнате с применением ноутбука.

- Интерактивные игры.

- Работа с планшетами.

Практика показала, что при использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Работа с родителями еще одно из главных направлений в экологическом воспитании детей. Тесный контакт с ними вошёл в добрую традицию.

На базе ДОУ проводятся выставки совместных рисунков, фотографий, поделок из природного материала, привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, облагораживанию участка группы.

Воспитанники, их родители и педагоги ДОУ активно принимают участие во всевозможных акциях, конкурсах, проектах местного, регионального и всероссийского уровнях.

Вот некоторые из них.

В рамках реализации долгосрочного проекта «Социальная реклама» в подготовительной группе была создана агитбригада «Экологический патруль» с целью привлечения общественности (детей, педагогов, родителей) к актуальным проблемам общества, а именно сбережение энергоресурсов и проблеме загрязнения окружающей среды. Итогом мини-проекта стало распространение листовок, изготовление агитационного плаката, съёмка видеоролика для показа на родительских собраниях, выкладывание информации на сайте ДОУ.

В ноябре-марте 2018-2019 года наш детский сад принял участие в областной акции «Покормите птиц зимой» – 2019 и стал победителем 1 степени. Родители активно откликнулись на просьбу изготовить кормушки и скворечники. В течение всей зимы ребята обеспечили периодический подкорм птиц. Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной, дети и педагоги больше времени проводили вместе и на свежем воздухе. Все педагоги активно взаимодействовали между собой, что значительно повысило результативность воспитания и экологического развития детей. По итогам конкурса наш детский сад  стал победителем 1 степени.

Увлекательным и продуктивным стало участие в областном природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-Дошколята». Педагоги, дети и родители провели очень ёмкую  организационно-методическую работу по формированию системы осознанно правильных экологических представлений о природе и воспитанию культуры природолюбия. Наши воспитанники были награждены дипломом 3 степени.

Такие мероприятия формируют у дошкольников сознательное положительное отношение к природе.

Таким образом, в процессе экологического образования мы формируем у детей начала экологической культуры: осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Хотелось бы подвести итог роли педагога – в воспитании основ экологической культуры у дошкольников. Здесь мне нужна ваша помощь.

Слово – эстафета

 Продолжите начатое мной высказывание:

«Мой воспитанник - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»

При этом воспитатели передают друг другу глобус

Спасибо Вам большое за ваши высказывания. А наш семинар продолжается. Мы переходим к практической части. У всех у вас есть буклеты разных цветов. Каждый цвет соответствует одной из стихий природы. Желтый – стихия Огня, голубой – стихия Воздуха, синий – стихии Воды и оранжевый – стихия Земля.

Мы предлагаем вам разделиться на 2 команды в соответствии с цветом вашего буклета и подойти к нашим педагогам, которые уже вас ожидают. Стихии Воздуха и Огня идут за Колесниковой Оксаной Владимировной, где вас будет ждать увлекательное экологическое путешествие. Стихии Воды и Земли проследуют за Перегудовой Наталией Викторовной на занимательный экоквест «Секреты пчелиного меда».

Итог. Вот и подошѐл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Совершенствовать умение рабо­тать с методической литературой, состав­лять перспективно-тематические планы. ...

Статья из опыта работы «Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС»

Одним из важнейших требований ФГОС является "взаимодействие сродителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность"....

Педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Презентация для педагогов-психологов. Игровые технологии в организации образовательной деятельности детей в ДО...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО.

Педагогическое взаимоднйствия является важным условием в реализации О художественно-эстетическое развитие по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности...

«Творческий подход в решении задач экологического воспитания» Семинар с педагогами

Данный семинар поможет в работе старшему воспитателю закрепить теоретические знания педагогов и применять его в своей деятельности....

Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...